Судебные решения, арбитраж
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Гринь О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Ильичевой Е.В., Стаховой Т.М.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-4051/13 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года по заявлению С. об оспаривании отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в издании распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителей С. - адвоката Черниковой Е.В. (по ордеру и доверенности), И. (по доверенности), представителя заинтересованного лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Ш. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в переводе жилого помещения - <адрес> в нежилое.
В обоснование поданного в суд заявления С. ссылался на то обстоятельство, что с целью открытия магазина промышленных товаров приобрел в частную собственность <адрес> и обратился в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки жилого помещения с целью последующего перевода жилого помещения в нежилое и использования его в коммерческих целях, однако районная администрация своим письмом от <дата> сообщила заявителю об отказе в согласовании перепланировки со ссылкой на нарушение требований пункта 4.2.4.9 Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, которым запрещено расширение и пробивка проемов в стенах крупноблочных и крупнопанельных зданий.
По мнению заявителя, отказ в согласовании перепланировки жилого помещения является незаконными, поскольку положения Правил эксплуатации жилищного фонда, на которые районная администрация ссылается в своем отказе, не применимы к рассматриваемым отношениям.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права С. просил суд признать отказ районной администрации в издании распоряжения незаконным и возложить на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязанность издать распоряжение о переводе <адрес> в нежилой фонд.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года заявление С. удовлетворено.
С постановленным решением суда не согласилась администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга - в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен посредством факсимильной связи в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. Согласно статьям 257, 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от <дата>, С. является собственником жилого помещения - <адрес> (л.д. 13).
Письмом от <дата> N <...> администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга сообщила С. об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - <адрес>.
Как следует из письма от <дата>, препятствием к согласованию перепланировки жилого помещения послужил вывод о несоответствии проекта перепланировки жилого помещения (квартиры) требованиям пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий запрещено расширять и пробивать проемы (л.д. 11).
Удовлетворяя заявление С. суд указал, что представленный заявителем проект перепланировки соответствует всем требованиям законодательства и не влечет за собой угрозу разрушения элементов многоквартирного дома, а отказ в согласовании перепланировки нарушает права заявителей и создает препятствие к осуществлению права на перевод жилого помещения в нежилое.
Согласно части 1 статьи 23 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи ЖК Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК Российской Федерации, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии с положениями ст. 22 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, положения частей 2 - 4 этой же статьи не допускают перевод жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц; перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Иных оснований к отказу в согласовании перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения жилое Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Разрешая вопрос об обоснованности заявления (жалобы) С., суд первой инстанции указал на невозможность применения положений пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к отношениям, возникающим при реализации проекта по обустройству отдельного входа на месте оконного проема в панели внешней стены дома, включающему в себя разборку (демонтаж) подоконного пространства, поскольку названный пункт Правил определяет техническое обслуживание и ремонт таких строительных конструкций, как балконов, козырьков, лоджий, эркеров, в то время как условия и порядок проведения перепланировки и переустройства жилого помещения, регулируются положениями Раздела 1 Правил - пунктами 1.7.1, 1.7.2.
Данный вывод суд первой инстанции следует признать обоснованным, основанным на правильном толковании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о том, что при осуществлении перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое не соблюдаются права и законные интересы других граждан, поскольку ослабление конструкций здания в случае аварии может повлечь повреждение здания вплоть до его разрушения, не имеет доказательств и не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Положения пункта 1.7.1 Правил допускают производить переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. При этом, положениями пунктов 1.7.2 и 1.7.3 Правил, не допускают переоборудование и перепланировку, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
Проект перепланировки квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> под магазин промышленных товаров, составлен специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ", имеющим лицензию на допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д. 107 - 110).
Проект отдельных входов в указанную квартиру составлен организацией ООО "НТЦ Северо-запад проект", имеющим лицензию на допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д. 111 - 118).
В материалы дела С. представлено заключение ЗАО "Учебно-научный центр "Перспектива", составленное по результатам анализа проектного решения перепланировки нежилого помещения под магазин промышленных товаров по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 137 - 144).
Согласно заключению, проект перепланировки квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, под магазин промышленных товаров, выполненный специалистами ООО "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ" соответствует требованиям строительно-технической документации и не снижает безопасность дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Согласно выводам ЗАО "Учебный центр "Перспектива" в отношении технического решения обустройства отдельного нового входа в квартиру в N <...>, указано, что наружные панели продольных стен серии Лг-602 - являются не самонесущими конструкциями, устройство отдельного входа в них не изменяет ни напряжения, ни усилия и не изменяет эксплуатационных характеристик всего здания в целом. Представленное проектное решение устройства дополнительного входа в квартиру N <...> не изменяет конструктивные характеристики указанного типа здания и не снижает уровень безопасности при его эксплуатации, соответствует строительно-технической документации, в том числе Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
По результатам проведенной ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" (экспертное заключение N <...> от <дата>) санитарно-эпидемиологической экспертизы, установлено, что проект перепланировки <адрес> под размещение магазина промышленных товаров, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (л.д. 47 - 49).
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность технических решений проекта ООО "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ", обоснованность и полноту заключения ЗАО "Учебный центр "Перспектива", экспертного заключения ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья", со стороны администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга суду первой инстанции не представлялось.
При установленных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных статьей 22 ЖК Российской Федерации, для отказа С. в удовлетворении поданного в суд заявления.
Однако, согласно п. 3.4.10 и п. 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевод жилых помещений в нежилые помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение установлен административным регламентом предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по осуществлению в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным в Приложении N 2 к распоряжению Жилищного комитета от 13.04.2012 N 263-р "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
В соответствии с п. 3.2.4 Административного регламента критерием принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение является соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения требованиям законодательства, а также соблюдение условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 3.2.3, 3.2.5 Административного регламента перевод жилых помещений в нежилые помещения согласовывается с Жилищным комитетом.
Как видно из материалов дела, С. обращался в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а не по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с обращением С. направлено уведомление об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, которое имеется в материалах дела.
По вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение С. в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга или Многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг не обращался, отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение не получал.
Форма уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" и является также приложением N 2 к Административному регламенту.
Таким образом, суд первой инстанции без законных оснований принял решение о возложении обязанности на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое помещение, так как отказ в переводе жилого помещения в нежилое по установленной форме С. не получал и за переводом жилого помещения в нежилое не обращался.
При таких обстоятельствах постановленное решение в части возложения обязанности на администрацию района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое подлежит отмене, в удовлетворении заявления С. в этой части следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в части возложения обязанности на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в нежилое - отменить.
В удовлетворении заявления С. о возложении обязанности на администрацию Фрунзенского района издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 13.11.2013 N 33-17346/2013
Разделы:Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 33-17346/2013
Судья: Гринь О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.
судей Ильичевой Е.В., Стаховой Т.М.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-4051/13 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года по заявлению С. об оспаривании отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в издании распоряжения о переводе жилого помещения в нежилое.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителей С. - адвоката Черниковой Е.В. (по ордеру и доверенности), И. (по доверенности), представителя заинтересованного лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга - Ш. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
С. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в переводе жилого помещения - <адрес> в нежилое.
В обоснование поданного в суд заявления С. ссылался на то обстоятельство, что с целью открытия магазина промышленных товаров приобрел в частную собственность <адрес> и обратился в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта перепланировки жилого помещения с целью последующего перевода жилого помещения в нежилое и использования его в коммерческих целях, однако районная администрация своим письмом от <дата> сообщила заявителю об отказе в согласовании перепланировки со ссылкой на нарушение требований пункта 4.2.4.9 Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, которым запрещено расширение и пробивка проемов в стенах крупноблочных и крупнопанельных зданий.
По мнению заявителя, отказ в согласовании перепланировки жилого помещения является незаконными, поскольку положения Правил эксплуатации жилищного фонда, на которые районная администрация ссылается в своем отказе, не применимы к рассматриваемым отношениям.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права С. просил суд признать отказ районной администрации в издании распоряжения незаконным и возложить на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга обязанность издать распоряжение о переводе <адрес> в нежилой фонд.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года заявление С. удовлетворено.
С постановленным решением суда не согласилась администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга - в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен посредством факсимильной связи в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. Согласно статьям 257, 327 (ч. 1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от <дата>, С. является собственником жилого помещения - <адрес> (л.д. 13).
Письмом от <дата> N <...> администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга сообщила С. об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - <адрес>.
Как следует из письма от <дата>, препятствием к согласованию перепланировки жилого помещения послужил вывод о несоответствии проекта перепланировки жилого помещения (квартиры) требованиям пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий запрещено расширять и пробивать проемы (л.д. 11).
Удовлетворяя заявление С. суд указал, что представленный заявителем проект перепланировки соответствует всем требованиям законодательства и не влечет за собой угрозу разрушения элементов многоквартирного дома, а отказ в согласовании перепланировки нарушает права заявителей и создает препятствие к осуществлению права на перевод жилого помещения в нежилое.
Согласно части 1 статьи 23 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи ЖК Российской Федерации, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК Российской Федерации, допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии с положениями ст. 22 ЖК Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, положения частей 2 - 4 этой же статьи не допускают перевод жилого помещения в нежилое помещение, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц; перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Иных оснований к отказу в согласовании перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения жилое Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.
Разрешая вопрос об обоснованности заявления (жалобы) С., суд первой инстанции указал на невозможность применения положений пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к отношениям, возникающим при реализации проекта по обустройству отдельного входа на месте оконного проема в панели внешней стены дома, включающему в себя разборку (демонтаж) подоконного пространства, поскольку названный пункт Правил определяет техническое обслуживание и ремонт таких строительных конструкций, как балконов, козырьков, лоджий, эркеров, в то время как условия и порядок проведения перепланировки и переустройства жилого помещения, регулируются положениями Раздела 1 Правил - пунктами 1.7.1, 1.7.2.
Данный вывод суд первой инстанции следует признать обоснованным, основанным на правильном толковании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о том, что при осуществлении перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое не соблюдаются права и законные интересы других граждан, поскольку ослабление конструкций здания в случае аварии может повлечь повреждение здания вплоть до его разрушения, не имеет доказательств и не может служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Положения пункта 1.7.1 Правил допускают производить переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. При этом, положениями пунктов 1.7.2 и 1.7.3 Правил, не допускают переоборудование и перепланировку, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, а также ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
Проект перепланировки квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> под магазин промышленных товаров, составлен специализированной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ", имеющим лицензию на допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д. 107 - 110).
Проект отдельных входов в указанную квартиру составлен организацией ООО "НТЦ Северо-запад проект", имеющим лицензию на допуск к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д. 111 - 118).
В материалы дела С. представлено заключение ЗАО "Учебно-научный центр "Перспектива", составленное по результатам анализа проектного решения перепланировки нежилого помещения под магазин промышленных товаров по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 137 - 144).
Согласно заключению, проект перепланировки квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, под магазин промышленных товаров, выполненный специалистами ООО "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ" соответствует требованиям строительно-технической документации и не снижает безопасность дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Согласно выводам ЗАО "Учебный центр "Перспектива" в отношении технического решения обустройства отдельного нового входа в квартиру в N <...>, указано, что наружные панели продольных стен серии Лг-602 - являются не самонесущими конструкциями, устройство отдельного входа в них не изменяет ни напряжения, ни усилия и не изменяет эксплуатационных характеристик всего здания в целом. Представленное проектное решение устройства дополнительного входа в квартиру N <...> не изменяет конструктивные характеристики указанного типа здания и не снижает уровень безопасности при его эксплуатации, соответствует строительно-технической документации, в том числе Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
По результатам проведенной ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья" (экспертное заключение N <...> от <дата>) санитарно-эпидемиологической экспертизы, установлено, что проект перепланировки <адрес> под размещение магазина промышленных товаров, соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" (л.д. 47 - 49).
Каких-либо доказательств, опровергающих правильность технических решений проекта ООО "ЦМС-ДЕВЕЛОПМЕНТ", обоснованность и полноту заключения ЗАО "Учебный центр "Перспектива", экспертного заключения ФБУН "СЗНЦ гигиены и общественного здоровья", со стороны администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга суду первой инстанции не представлялось.
При установленных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований, предусмотренных статьей 22 ЖК Российской Федерации, для отказа С. в удовлетворении поданного в суд заявления.
Однако, согласно п. 3.4.10 и п. 3.4.41 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений, а также осуществлять в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевод жилых помещений в нежилые помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое помещение установлен административным регламентом предоставления администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по осуществлению в установленном порядке по согласованию с Жилищным комитетом перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, утвержденным в Приложении N 2 к распоряжению Жилищного комитета от 13.04.2012 N 263-р "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг".
В соответствии с п. 3.2.4 Административного регламента критерием принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение является соответствие проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения требованиям законодательства, а также соблюдение условий перевода помещений, предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пунктов 3.2.3, 3.2.5 Административного регламента перевод жилых помещений в нежилые помещения согласовывается с Жилищным комитетом.
Как видно из материалов дела, С. обращался в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а не по вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение.
В соответствии с обращением С. направлено уведомление об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме, которое имеется в материалах дела.
По вопросу перевода жилого помещения в нежилое помещение С. в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга или Многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг не обращался, отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение не получал.
Форма уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение" и является также приложением N 2 к Административному регламенту.
Таким образом, суд первой инстанции без законных оснований принял решение о возложении обязанности на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое помещение, так как отказ в переводе жилого помещения в нежилое по установленной форме С. не получал и за переводом жилого помещения в нежилое не обращался.
При таких обстоятельствах постановленное решение в части возложения обязанности на администрацию района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое подлежит отмене, в удовлетворении заявления С. в этой части следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в части возложения обязанности на администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга издать распоряжение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в нежилое - отменить.
В удовлетворении заявления С. о возложении обязанности на администрацию Фрунзенского района издать распоряжение о переводе жилого помещения в нежилое отказать.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2013 года - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)