Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Саломатин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Черкуновой Л.В., Шабаевой Е.И.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С., Я., С.Е., К. на решение Самарского районного суда г. Самары от 15 мая 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований С., Я., С.Е., К. о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности на ФФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" по снятию земельного участка с кадастрового учета, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Я., С. - В. (по доверенностям и ордерам) в поддержание жалобы, возражения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Б. (по доверенности), объяснения Х. и ее представителя Г., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ С., Я., С.Е., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (ДСА г.о. Самара) от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом (МКД), расположенным по адресу: <адрес>. Также просили возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обязанность снять земельный участок с кадастровым номером N с кадастрового учета.
В обоснование требований ссылались на то, что им на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные в доме N 78 по <адрес> и в доме N 87 по <адрес>. Дом N 80 по <адрес> расположен по соседству с их многоквартирными домами. При этом оспариваемым распоряжением утверждена схема расположения земельного участка, занимаемого домом, с конфигурацией и площадью которого заявители не согласны, поскольку в состав участка включена территория занятая сараями, подлежащими сносу на основании решений суда от 27.06.05 и от 12.02.12. Впоследствии спорный земельный участок ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области поставлен на кадастровый учет под номером N. Настаивали на том, что распоряжение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным и нарушает их права, поскольку граница земельного участка с ними лично, как со смежными землепользователями, не согласованы, хотя проходит по стене их дома.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С., Я., С.Е., К. просят решение суда отменить, требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель Я. и С. - В. доводы жалобы поддержала, представитель ДСА г.о. Самара - Б., а также заинтересованное лицо Х. и ее представитель Г., просили оставить решение суда без изменения, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N 78 по <адрес> и N 87 по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ собственник одного из жилых помещений в доме N 80 по <адрес> - Х. на основании решения общего собрания собственников помещений обратилась в ДСА г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> д. 80.
Распоряжением ДСА г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв. м под многоквартирным жилым домом.
Впоследствии данный земельный участок ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области поставлен на кадастровый учет с присвоением номера N.
Согласно материалам дела конфигурация и площадь сформированного земельного участка под многоквартирным домом N 80 по <адрес> совпадает с границами ранее существовавшего в границах застройки земельного участка, порядок пользования которым сложился на протяжении более чем 30 лет, что подтверждено схемой земельного участка от 1983 года.
Допустимых доказательств того, что существование земельного участка в указанных границах нарушает права заявителей, в том числе на обслуживание общего имущества многоквартирных домов N по <адрес> и N по <адрес>, суду не представлено.
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ согласование местоположения границ земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляется посредством опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ в средствах массовой информации.
Таким образом, личное согласование с каждым из собственников жилых помещений в многоквартирном доме в данном случае не требуется.
С учетом изложенного доводы заявителей о нарушении процедуры согласования границ земельного участка, в том числе со ссылкой на проведение процедуры согласования после вынесения оспариваемого распоряжения об утверждении границ земельного участка, основаны на неправильном толковании норм права. В силу приведенных выше норм согласование местоположения границ земельного участка осуществляется при выполнении кадастровых работ, что и было сделано в данном случае.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным принятого в пределах полномочий ДСА г.о. Самара распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом отсутствуют, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что утвержденная Департаментом схема препятствует оформлению в собственность земельного участка под многоквартирным домом N по <адрес>, а также создает трудности в обслуживании дома N 87 по <адрес>, доказательствами не подтверждены.
Из материалов дела следует, что схема расположения земельного участка под МКД N 78 по <адрес> утверждена распоряжением ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ссылки в апелляционной жалобе на ошибочность выводов суда о пропуске заявителями срока обжалования распоряжения ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной. Как следует из жалобы на имя руководителя ДСА г.о. Самара, поданной ДД.ММ.ГГГГ, С. ранее ознакомилась с планами смежных земельных участков под домами N 78 и N 80 по <адрес>, выразила свое несогласие, подписав протокол разногласий. С заявлением в суд об оспаривании схемы земельного участка обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законом трехмесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8116/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2013 г. по делу N 33-8116/2013
Судья: Саломатин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Черкуновой Л.В., Шабаевой Е.И.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С., Я., С.Е., К. на решение Самарского районного суда г. Самары от 15 мая 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных требований С., Я., С.Е., К. о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложении обязанности на ФФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области" по снятию земельного участка с кадастрового учета, отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Я., С. - В. (по доверенностям и ордерам) в поддержание жалобы, возражения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Б. (по доверенности), объяснения Х. и ее представителя Г., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ С., Я., С.Е., К. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (ДСА г.о. Самара) от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом (МКД), расположенным по адресу: <адрес>. Также просили возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обязанность снять земельный участок с кадастровым номером N с кадастрового учета.
В обоснование требований ссылались на то, что им на праве собственности принадлежат жилые помещения, расположенные в доме N 78 по <адрес> и в доме N 87 по <адрес>. Дом N 80 по <адрес> расположен по соседству с их многоквартирными домами. При этом оспариваемым распоряжением утверждена схема расположения земельного участка, занимаемого домом, с конфигурацией и площадью которого заявители не согласны, поскольку в состав участка включена территория занятая сараями, подлежащими сносу на основании решений суда от 27.06.05 и от 12.02.12. Впоследствии спорный земельный участок ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области поставлен на кадастровый учет под номером N. Настаивали на том, что распоряжение ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N является незаконным и нарушает их права, поскольку граница земельного участка с ними лично, как со смежными землепользователями, не согласованы, хотя проходит по стене их дома.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе С., Я., С.Е., К. просят решение суда отменить, требования удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель Я. и С. - В. доводы жалобы поддержала, представитель ДСА г.о. Самара - Б., а также заинтересованное лицо Х. и ее представитель Г., просили оставить решение суда без изменения, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из материалов дела следует, что заявители являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах N 78 по <адрес> и N 87 по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ собственник одного из жилых помещений в доме N 80 по <адрес> - Х. на основании решения общего собрания собственников помещений обратилась в ДСА г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес> д. 80.
Распоряжением ДСА г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв. м под многоквартирным жилым домом.
Впоследствии данный земельный участок ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области поставлен на кадастровый учет с присвоением номера N.
Согласно материалам дела конфигурация и площадь сформированного земельного участка под многоквартирным домом N 80 по <адрес> совпадает с границами ранее существовавшего в границах застройки земельного участка, порядок пользования которым сложился на протяжении более чем 30 лет, что подтверждено схемой земельного участка от 1983 года.
Допустимых доказательств того, что существование земельного участка в указанных границах нарушает права заявителей, в том числе на обслуживание общего имущества многоквартирных домов N по <адрес> и N по <адрес>, суду не представлено.
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 39 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ согласование местоположения границ земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляется посредством опубликования извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ в средствах массовой информации.
Таким образом, личное согласование с каждым из собственников жилых помещений в многоквартирном доме в данном случае не требуется.
С учетом изложенного доводы заявителей о нарушении процедуры согласования границ земельного участка, в том числе со ссылкой на проведение процедуры согласования после вынесения оспариваемого распоряжения об утверждении границ земельного участка, основаны на неправильном толковании норм права. В силу приведенных выше норм согласование местоположения границ земельного участка осуществляется при выполнении кадастровых работ, что и было сделано в данном случае.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для признания незаконным принятого в пределах полномочий ДСА г.о. Самара распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом отсутствуют, ввиду чего решение суда является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что утвержденная Департаментом схема препятствует оформлению в собственность земельного участка под многоквартирным домом N по <адрес>, а также создает трудности в обслуживании дома N 87 по <адрес>, доказательствами не подтверждены.
Из материалов дела следует, что схема расположения земельного участка под МКД N 78 по <адрес> утверждена распоряжением ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ссылки в апелляционной жалобе на ошибочность выводов суда о пропуске заявителями срока обжалования распоряжения ДСА г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельной. Как следует из жалобы на имя руководителя ДСА г.о. Самара, поданной ДД.ММ.ГГГГ, С. ранее ознакомилась с планами смежных земельных участков под домами N 78 и N 80 по <адрес>, выразила свое несогласие, подписав протокол разногласий. С заявлением в суд об оспаривании схемы земельного участка обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законом трехмесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)