Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Алексеенко О.В.,
судей: Абубакировой Р.Р.,
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я.М. на решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Я.М. к Я., Администрации муниципального района Буздякский район РБ, Администрации сельского поселения Буздякский сельсовет муниципального района Буздякский район об исключении Я. из списка граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара, о признании Я. не приобретшей права признания нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по адресу: ... исключении ее из договора социального найма жилого помещения N ... от 17 июля 2012 года, снятии Я. с регистрационного учета и выселении отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Я.М. обратился в суд с иском к Я., Я.Б., администрации МР Буздякский район РБ, в котором просил исключить Я., Я.Б. из списков граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара в жилом доме <...>, а также признать Я.С., Я.Б. не приобретшими права признания гражданами нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, указывая, что в ... года году его родителями для него была приобретена квартира ..., где он стал проживать. После регистрации брака с Я. (ранее Д.) в указанном доме стали проживать вместе, чуть позже родился сын - Я.Б. Однако, семейная жизнь между ними не сложилась, в ... года Я. собрала все свои вещи, вещи сына и стала проживать у своих родителей по адресу: ..., а впоследствии решением суда от ... года брак между ними был расторгнут. С ... года по указанному адресу он стал проживать один, оплачивал коммунальные услуги, ухаживал за своей квартирой, участвовал в необходимых мероприятиях жильцов дома. 25 марта 2012 года вследствие пожара в многоквартирном жилом доме... года, он был включен в список граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения. На основании Распоряжения Правительства РБ от 04.06.2012 года N 684-р, ему предоставлено жилье, находящееся в муниципальной собственности по адресу: квартира .... 17 июля 2012 года между ним и СП Буздякский сельсовет заключен договор социального найма, однако, в договоре в качестве вселяющихся указаны бывшие члены семьи: Я. и Я.Б. В этот же день с ним заключен договор на оказание услуг по холодному водоснабжению, договор на вывоз бытовых отходов и др. 18 июля 2012 года при обращении с разъяснением, в связи с чем в договоре социального найма включены Я. и Я.Б., ему предоставлено Свидетельство Главы Администрации MP Буздякский район РБ для вселения в квартиру ... вместе с бывшими членами семьи. С указанным решением он не согласен, так как при расторжении брака с Я. проблем с определением места жительства содержания и воспитания ребенка Я.Б. не было, в судебном порядке претензий к нему не предъявлялось, все вопросы решены между ним и бывшей супругой. Между ним и ответчиками семейные отношения прекращены в 2005 году, брак между ними расторгнут, никакого ведения общего хозяйства между ними нет, нет общего бюджета, общих предметов быта, ответчики выехали из его квартиры в 2005 году. Вопрос о признании утратившими права на жилое помещение Я. и Я.Б. не ставился в связи с отсутствием необходимости, ответчики отказались от пользования жилым помещением, никаких препятствий для их проживания в квартире N ... дома ... с его стороны не чинилось, наличие регистрация ответчиков по указанному адресу не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании их проживающими членами семьи.
В дальнейшем истец, уточнив свои исковые требования, просил исключить Я. из списков граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара в жилом многоквартирном доме ..., признать Я. не приобретшей права признания нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по адресу: ... и исключить ее из договора социального найма жилого помещения N 14 от 17.07.2012 года, а также снять Я. с регистрационного учета и выселить ее из квартиры по вышеуказанному адресу.
Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Я.М. по мотиву незаконности и необоснованности. В доводах апелляционной жалобы указывает, что Я. не соблюден порядок принятия на учет для внеочередного предоставления жилья, Я. с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья во внеочередном порядке не обращалась; решение Буздякского сельсовета от 09.07.2012 года об отказе в предоставлении ей жилья не оспорено, ответчиками предоставлены недостоверные сведения о проживании Я. в сгоревшей квартире.
Выслушав Я.М., его представителя С., поддержавших жалобу, представителя Я. - Я.И., согласившегося с решением суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 1, 2 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Я.М. являлся собственником квартиры, общей площадью 57,0 кв. м, жилой площадью 44,0 кв. м по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2001 г. N 02-БЗ N 002159 и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2012 г. N 58/003/2012-190. Квартира приобретена на основании договора купли-продажи от 12.11.2001 года за 20000 рублей, право собственности зарегистрировано в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РБ 25.11.2011 года за N 02:01:217:36/1.2001:314.2.
Согласно домовой книге от 12.05.2003 года, по адресу: ..., Я. зарегистрирована с 15.04.2003 года, Я.М., Я.Б. зарегистрированы с ... года, что также подтверждается справками ОУФМС РФ по РБ в Буздякском районе от 04.04.2012 г. N 486, а также выпиской из похозяйственной книги от 28.10.2012 года администрации СП Буздякский СП Буздякский сельсовет МР Буздякский район РБ.
Я.М. и Я. (Д.) состояли в зарегистрированном браке с ... года, после регистрации брака жене присвоена фамилия - Я., что подтверждается справкой о заключении брака N 70 от 20.06.2012 года выданного руководителем отдела ЗАГС Буздякского района Управления ЗАГС РБ.
Согласно свидетельству о рождении <...> года выданного Буздякским сельсоветом Буздякского района РБ Я.Б. родился ... года, отцом и матерью указаны - Я.М. и Я.
... года решением мирового судьи судебного участка по Буздякскому району РБ, брак, зарегистрированный 23.03.2001 года между Я.М. и Я. (Д.) расторгнут, что также подтверждается свидетельством о расторжении брака <...> года выданного отделом ЗАГС Буздякского района Управления ЗАГС РБ РФ.
... года в ... произошел пожар, в результате которого полностью уничтожен <...>, в том числе квартира N 2 (Справка начальника ОДН Буздякского района УНД ГУ МЧС России по РБ от 10.12.2012 г. N 429).
В соответствии с Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года N 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1995 года N 916) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Основанием для получения государственных жилищных сертификатов являются списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта РФ. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- - заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- - справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РБ от 04.06.2012 года N 684-р в целях оказания государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 25.03.2012 года вследствие пожара в <...>, утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения, а также сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате указанного пожара. В указанный список включены Я.М., Я., Я.Б.
... года между администрацией СП Буздякский сельсовет МР Буздякский район РБ, в лице главы СП Г. и Я.М. заключен договор социального найма N 14 по адресу: ..., общей площадью 59,7 кв. м, в том числе жилой 34,0 кв. м, членами семьи указаны - Я. - бывшая жена и Я.Б. - сын.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная квартира ... была приобретена Я.М. и Я. в период их брака и является совместно нажитым имуществом. Сгоревшее жилое помещение личной собственностью истца не признавалось. Непроживание Я., также являющейся сособственником, в данной квартире не свидетельствует о том, что она утратила права владения, пользования и распоряжения данной квартирой.
Оценивая доказательства в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции верно установил, что Я. вынужденно не проживала в квартире ...
Иного жилья у Я. не имелось, в связи с чем, во внеочередном порядке на основании Свидетельства N 006 от 18.07.2012 года, подписанного главой администрации муниципального района Буздякский район РБ Х., было предоставлено жилье по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд правильно пришел к выводу, что ответчик Я. в результате пожара от 25 марта 2012 года лишилась жилья по адресу: ... поэтому является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем в силу требований Порядка и условий выдачи жилищных сертификатов, утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года, включение ее в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов является обоснованным и законным. Жилое помещение по адресу: <...> выделено Я.М., Я. и их сыну Я.Б. во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 04.06.2012 г. N 684-р на основании договора социального найма N 14 от 17.07.2012 г., заключенного между администрацией СП Буздякский сельсовет Г. и Я.М., лицами, имеющими право на вселение в указанную квартиру указаны Я. и Я.Б., поэтому оснований для исключения ответчика из указанного договора социального найма жилого помещения, и снятия из регистрационного учета судом не установлены.
Суд также верно указал в решении, что оснований, предусмотренных ст. ст. 83 и 84 ЖК РФ для расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения и выселения не установлено.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Порядок учета граждан, предоставления им жилищных сертификатов, предусмотренный Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года N 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года, ответчиками не нарушен.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Апелляционная жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции и правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Л.Х.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 31.01.2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Алексеенко О.В.,
судей: Абубакировой Р.Р.,
Пономаревой Л.Х.
при секретаре Ф.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Я.М. на решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2012 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Я.М. к Я., Администрации муниципального района Буздякский район РБ, Администрации сельского поселения Буздякский сельсовет муниципального района Буздякский район об исключении Я. из списка граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара, о признании Я. не приобретшей права признания нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по адресу: ... исключении ее из договора социального найма жилого помещения N ... от 17 июля 2012 года, снятии Я. с регистрационного учета и выселении отказать.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Я.М. обратился в суд с иском к Я., Я.Б., администрации МР Буздякский район РБ, в котором просил исключить Я., Я.Б. из списков граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара в жилом доме <...>, а также признать Я.С., Я.Б. не приобретшими права признания гражданами нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, указывая, что в ... года году его родителями для него была приобретена квартира ..., где он стал проживать. После регистрации брака с Я. (ранее Д.) в указанном доме стали проживать вместе, чуть позже родился сын - Я.Б. Однако, семейная жизнь между ними не сложилась, в ... года Я. собрала все свои вещи, вещи сына и стала проживать у своих родителей по адресу: ..., а впоследствии решением суда от ... года брак между ними был расторгнут. С ... года по указанному адресу он стал проживать один, оплачивал коммунальные услуги, ухаживал за своей квартирой, участвовал в необходимых мероприятиях жильцов дома. 25 марта 2012 года вследствие пожара в многоквартирном жилом доме... года, он был включен в список граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения. На основании Распоряжения Правительства РБ от 04.06.2012 года N 684-р, ему предоставлено жилье, находящееся в муниципальной собственности по адресу: квартира .... 17 июля 2012 года между ним и СП Буздякский сельсовет заключен договор социального найма, однако, в договоре в качестве вселяющихся указаны бывшие члены семьи: Я. и Я.Б. В этот же день с ним заключен договор на оказание услуг по холодному водоснабжению, договор на вывоз бытовых отходов и др. 18 июля 2012 года при обращении с разъяснением, в связи с чем в договоре социального найма включены Я. и Я.Б., ему предоставлено Свидетельство Главы Администрации MP Буздякский район РБ для вселения в квартиру ... вместе с бывшими членами семьи. С указанным решением он не согласен, так как при расторжении брака с Я. проблем с определением места жительства содержания и воспитания ребенка Я.Б. не было, в судебном порядке претензий к нему не предъявлялось, все вопросы решены между ним и бывшей супругой. Между ним и ответчиками семейные отношения прекращены в 2005 году, брак между ними расторгнут, никакого ведения общего хозяйства между ними нет, нет общего бюджета, общих предметов быта, ответчики выехали из его квартиры в 2005 году. Вопрос о признании утратившими права на жилое помещение Я. и Я.Б. не ставился в связи с отсутствием необходимости, ответчики отказались от пользования жилым помещением, никаких препятствий для их проживания в квартире N ... дома ... с его стороны не чинилось, наличие регистрация ответчиков по указанному адресу не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании их проживающими членами семьи.
В дальнейшем истец, уточнив свои исковые требования, просил исключить Я. из списков граждан на получение государственных сертификатов и предоставлении жилого помещения вследствие пожара в жилом многоквартирном доме ..., признать Я. не приобретшей права признания нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по адресу: ... и исключить ее из договора социального найма жилого помещения N 14 от 17.07.2012 года, а также снять Я. с регистрационного учета и выселить ее из квартиры по вышеуказанному адресу.
Судом вынесено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Я.М. по мотиву незаконности и необоснованности. В доводах апелляционной жалобы указывает, что Я. не соблюден порядок принятия на учет для внеочередного предоставления жилья, Я. с заявлением о принятии на учет для предоставления жилья во внеочередном порядке не обращалась; решение Буздякского сельсовета от 09.07.2012 года об отказе в предоставлении ей жилья не оспорено, ответчиками предоставлены недостоверные сведения о проживании Я. в сгоревшей квартире.
Выслушав Я.М., его представителя С., поддержавших жалобу, представителя Я. - Я.И., согласившегося с решением суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 1, 2 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Я.М. являлся собственником квартиры, общей площадью 57,0 кв. м, жилой площадью 44,0 кв. м по адресу: ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2001 г. N 02-БЗ N 002159 и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2012 г. N 58/003/2012-190. Квартира приобретена на основании договора купли-продажи от 12.11.2001 года за 20000 рублей, право собственности зарегистрировано в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РБ 25.11.2011 года за N 02:01:217:36/1.2001:314.2.
Согласно домовой книге от 12.05.2003 года, по адресу: ..., Я. зарегистрирована с 15.04.2003 года, Я.М., Я.Б. зарегистрированы с ... года, что также подтверждается справками ОУФМС РФ по РБ в Буздякском районе от 04.04.2012 г. N 486, а также выпиской из похозяйственной книги от 28.10.2012 года администрации СП Буздякский СП Буздякский сельсовет МР Буздякский район РБ.
Я.М. и Я. (Д.) состояли в зарегистрированном браке с ... года, после регистрации брака жене присвоена фамилия - Я., что подтверждается справкой о заключении брака N 70 от 20.06.2012 года выданного руководителем отдела ЗАГС Буздякского района Управления ЗАГС РБ.
Согласно свидетельству о рождении <...> года выданного Буздякским сельсоветом Буздякского района РБ Я.Б. родился ... года, отцом и матерью указаны - Я.М. и Я.
... года решением мирового судьи судебного участка по Буздякскому району РБ, брак, зарегистрированный 23.03.2001 года между Я.М. и Я. (Д.) расторгнут, что также подтверждается свидетельством о расторжении брака <...> года выданного отделом ЗАГС Буздякского района Управления ЗАГС РБ РФ.
... года в ... произошел пожар, в результате которого полностью уничтожен <...>, в том числе квартира N 2 (Справка начальника ОДН Буздякского района УНД ГУ МЧС России по РБ от 10.12.2012 г. N 429).
В соответствии с Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года N 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1995 года N 916) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Основанием для получения государственных жилищных сертификатов являются списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта РФ. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:
- - заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;
- - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;
- - справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РБ от 04.06.2012 года N 684-р в целях оказания государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 25.03.2012 года вследствие пожара в <...>, утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения, а также сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате указанного пожара. В указанный список включены Я.М., Я., Я.Б.
... года между администрацией СП Буздякский сельсовет МР Буздякский район РБ, в лице главы СП Г. и Я.М. заключен договор социального найма N 14 по адресу: ..., общей площадью 59,7 кв. м, в том числе жилой 34,0 кв. м, членами семьи указаны - Я. - бывшая жена и Я.Б. - сын.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорная квартира ... была приобретена Я.М. и Я. в период их брака и является совместно нажитым имуществом. Сгоревшее жилое помещение личной собственностью истца не признавалось. Непроживание Я., также являющейся сособственником, в данной квартире не свидетельствует о том, что она утратила права владения, пользования и распоряжения данной квартирой.
Оценивая доказательства в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции верно установил, что Я. вынужденно не проживала в квартире ...
Иного жилья у Я. не имелось, в связи с чем, во внеочередном порядке на основании Свидетельства N 006 от 18.07.2012 года, подписанного главой администрации муниципального района Буздякский район РБ Х., было предоставлено жилье по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд правильно пришел к выводу, что ответчик Я. в результате пожара от 25 марта 2012 года лишилась жилья по адресу: ... поэтому является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем в силу требований Порядка и условий выдачи жилищных сертификатов, утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года, включение ее в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов является обоснованным и законным. Жилое помещение по адресу: <...> выделено Я.М., Я. и их сыну Я.Б. во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 04.06.2012 г. N 684-р на основании договора социального найма N 14 от 17.07.2012 г., заключенного между администрацией СП Буздякский сельсовет Г. и Я.М., лицами, имеющими право на вселение в указанную квартиру указаны Я. и Я.Б., поэтому оснований для исключения ответчика из указанного договора социального найма жилого помещения, и снятия из регистрационного учета судом не установлены.
Суд также верно указал в решении, что оснований, предусмотренных ст. ст. 83 и 84 ЖК РФ для расторжения и прекращения договора социального найма жилого помещения и выселения не установлено.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Порядок учета граждан, предоставления им жилищных сертификатов, предусмотренный Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 года N 561), утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ от 10.07.1995 года, ответчиками не нарушен.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Апелляционная жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции и правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Буздякского районного суда Республики Башкортостан от 11 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Р.Р.АБУБАКИРОВА
Л.Х.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)