Судебные решения, арбитраж
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Мегафон": Шакурова Л.И. паспорт, по доверенности от 25.10.2012 г.
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мегафон" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 по делу N А32-4488/2012, принятое судьей Руденко Ф.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Мегафон" к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 000102 от 07.02.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 5.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ,
установил:
ОАО "Мегафон", г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 000102 от 07.02.2012 г. о привлечении к административной ответственности по статье 5.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что ОАО "Мегафон" произвело установку на техническом этаже жилого дома по ул. Островского, 1 в г. Сочи телекоммуникационного шкафа не самовольно, а во исполнение Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466, которым утвержден перечень объектов на проведение работ по устройству комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы видеонаблюдения зон жилой застройки в рамках подготовки к Олимпийским зимним Играм 2014 года в г. Сочи. В этот перечень включен жилой дом по ул. Островского, 1 подтверждением этому факту является также письмо Администрации Центрального района г. Сочи от 26.10.2011 г. N 01/4-06-07-3093. Постановление Госжилинспекции Краснодарского края N 000102 от 07.02.2012 г. нарушает права ОАО "Мегафон" в сфере предпринимательской деятельности. Демонтаж установленного на техническом этаже жилого дома оборудования приведет к невыполнению ОАО "Мегафон" своих обязательств перед Администрацией города Сочи в части выполнения мероприятий в рамках реализации Программы "Создание системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2011 г. N 660. ОАО "Мегафон" несогласно, что установка телекоммуникационного шкафа является переустройством нежилого помещения. Ни в Акте проверки, ни в Постановлении N 000102 от 07.02.2012 г. не указано, в чем конкретно выразилось переустройство, на какие работы необходимо было заказывать проект переустройства и согласовывать его с органом местного самоуправления. ОАО "Мегафон" в рассматриваемом случае, не может рассматриваться как пользователь общих помещений в многоквартирном доме, поскольку оно вообще ими не пользуется. Общество лишь предоставляет Администрации г. Сочи в пользование (шкаф) для размещения его в принадлежащих, в том числе Администрации города Сочи, на праве собственности общих помещениях многоквартирного дома, т.к. в муниципальной собственности находится 500 кв.м жилой площади в данном многоквартирном жилом доме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Мегафон" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N 29 от 10.01.2012, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проверки установлено, самовольное переустройство нежилого помещения дома N 1 по ул. Островского Центрального района г. Сочи, а именно: установление технологического оборудования путем монтажа телекоммуникационного шкафа в местах общего пользования указанного дома.
По данному факту, отраженному в акте проверки от 16.01.2012 г. N 004541, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2021 от 25.01.2012 г.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 07.02.2012 N 000102 ОАО "Мегафон" привлечено к административной ответственности по ст. 5.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения о Государственной жилищной инспекции Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - Госжилинспекция края) является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, предусматривающий деятельность Инспекции, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 3.1 Положения в соответствии с возложенными задачами Инспекция в пределах своих полномочий проводит в установленном законодательством порядке мероприятия по контролю за соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых (нежилых) помещений в жилых домах.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что в целях выполнения возложенных задач и функций Инспекция в пределах своей компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края порядке вправе проводить плановые и внеплановые проверки в формах и способами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации; оформлять результаты контрольных мероприятий актами проверок, на основании которых выдавать собственникам, нанимателям, арендаторам жилых (нежилых) помещений в жилых домах, управляющим и (или) жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным специализированным потребительским кооперативам, а также поставщикам энергетических ресурсов и исполнителями коммунальных услуг населению обязательные для исполнения предписания с указанием видов нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты, технические регламенты (нормы и правила), требования которых нарушены, а также устанавливать срок устранения выявленных нарушений.
Порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан, установлен Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
В соответствии со ст. 1 Закона N 896-КЗ переустройством нежилого помещения является замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
В силу ст. 3 Закона N 896-КЗ граждане и юридические лица вправе переустроить и (или) перепланировать за счет собственных средств и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нежилые помещения в целях улучшения условий их использования.
Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
Согласно ст. 5 Закона N 896-КЗ к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, относится принятие решений о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Закона N 896-КЗ переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований настоящего Закона по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения. К заявлению заявитель прилагает следующие документы:
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое нежилое помещение (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии);
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, выданный органом технической инвентаризации, с данными не более чем шестимесячной давности на день подачи заявления с указанием степени износа основных конструктивных элементов помещения и жилого дома в целом либо оценки их технического состояния;
- письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения (в случае, если заявителем является уполномоченный собственником арендатор (наниматель) нежилого помещения);
- Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 896-КЗ, если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме.
Частью 6 статьи 7 Закона N 896-КЗ установлено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Мегафон" выполнено переустройство нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Островского, 1 в г. Сочи без получения согласования органа местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "Мегафон" о том, что не осуществляло переустройство нежилых помещений, для которого требуется получение согласования органа местного самоуправления.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными, а лицо, самовольно его переустроившее и (или) перепланировавшее, несет предусмотренную законодательством ответственность (статья 29 Жилищного кодекса).
Из оспариваемого постановления следует, что общество признано нарушившим часть 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
Частью 1 статьи 7 Закона о порядке переустройства установлено, что переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований Закона по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме (часть 3 статьи 7 Закона).
В статье 1 Закона о порядке переустройства нежилое помещение в жилом доме определено как структурно обособленная часть жилого здания, ограниченная перегородками, капитальными стенами, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями и оборудованная в соответствии со строительными нормами и правилами для использования по определенному и не противоречащему законодательству назначению, не связанному с непосредственным проживанием граждан (пункт 4).
Лестничные площадки и чердачные помещения соответствуют понятию нежилого помещения, поскольку не используются для проживания граждан и ограничены ограждающими конструкциями (стенами квартир, межэтажными плитами, крышей). Указанные помещения являются нежилыми помещениями и относятся к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона о переустройстве под переустройством нежилого помещения понимаются в том числе замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) конкретизирован состав общего имущества многоквартирного жилого дома.
Пункт 8 Правил определяет, что внешней границей сетей информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из приведенной нормы следует, что в перечень общего имущества многоквартирного дома в числе прочего инженерного оборудования дома входят сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконные сети, линии телефонной связи.
Таким образом, осуществленный обществом монтаж кабельного оборудования является переустройством нежилого помещения в виде установки дополнительных инженерных сетей.
В соответствии со статьей 5.9 Закона N 608-КЗ самовольное переустройство и (или) перепланировка нежилых помещений в многоквартирных жилых домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Мегафон" произвело установку на техническом этаже жилого дома по ул. Островского, 1 в г. Сочи телекоммуникационного шкафа не самовольно, а во исполнение Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466.
Необходимость исполнения Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466 не заменяет получения согласования переустройства нежилых помещений с органом местного самоуправления, равно как и получения согласия от всех собственников по правилам части 3 статьи 7 закона о порядке переустройства.
Доказательства получения согласия собственников нежилого помещения на переустройство с учетом положений ст. 7 Закона N 896-КЗ обществом в материалы дела не представлено.
Самовольное переустройство представляет собой заведомо противоправные действия, оно не разрешено никому, в том числе и на собственных объектах недвижимости.
При самовольном переустройстве при монтаже на объектах общего имущества в многоквартирном доме телекоммуникационного оборудования и кабельных трасс, защитных устройств на кровле в технических помещениях и технологических нишах зданий, на лестничных клетках, являющегося движимой вещью, путем самовольного присоединения к чужой собственности защиту должен получить не тот, кто нарушил, а тот, кто претерпел от нарушения, то есть собственник объекта недвижимости.
Иное истолкование норм права ставит лицо, совершившее противоправные действия в виде самовольного переустройства, в преимущественное положение по сравнению с законопослушными лицами, стимулирует несоблюдение закона и нарушает баланс публичных и частных интересов.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции в действиях общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 5.9 Закона N 608-КЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи, с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Таким образом, решение суда от 17.12.2012 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 по делу N А32-4488/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2013 N 15АП-1181/2013 ПО ДЕЛУ N А32-4488/2012
Разделы:Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2013 г. N 15АП-1181/2013
Дело N А32-4488/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Мегафон": Шакурова Л.И. паспорт, по доверенности от 25.10.2012 г.
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мегафон" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 по делу N А32-4488/2012, принятое судьей Руденко Ф.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Мегафон" к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления N 000102 от 07.02.2012 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 5.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ,
установил:
ОАО "Мегафон", г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 000102 от 07.02.2012 г. о привлечении к административной ответственности по статье 5.9 Закона Краснодарского края N 608-КЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что ОАО "Мегафон" произвело установку на техническом этаже жилого дома по ул. Островского, 1 в г. Сочи телекоммуникационного шкафа не самовольно, а во исполнение Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466, которым утвержден перечень объектов на проведение работ по устройству комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы видеонаблюдения зон жилой застройки в рамках подготовки к Олимпийским зимним Играм 2014 года в г. Сочи. В этот перечень включен жилой дом по ул. Островского, 1 подтверждением этому факту является также письмо Администрации Центрального района г. Сочи от 26.10.2011 г. N 01/4-06-07-3093. Постановление Госжилинспекции Краснодарского края N 000102 от 07.02.2012 г. нарушает права ОАО "Мегафон" в сфере предпринимательской деятельности. Демонтаж установленного на техническом этаже жилого дома оборудования приведет к невыполнению ОАО "Мегафон" своих обязательств перед Администрацией города Сочи в части выполнения мероприятий в рамках реализации Программы "Создание системы комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Краснодарского края на 2011-2013 годы", утвержденной постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2011 г. N 660. ОАО "Мегафон" несогласно, что установка телекоммуникационного шкафа является переустройством нежилого помещения. Ни в Акте проверки, ни в Постановлении N 000102 от 07.02.2012 г. не указано, в чем конкретно выразилось переустройство, на какие работы необходимо было заказывать проект переустройства и согласовывать его с органом местного самоуправления. ОАО "Мегафон" в рассматриваемом случае, не может рассматриваться как пользователь общих помещений в многоквартирном доме, поскольку оно вообще ими не пользуется. Общество лишь предоставляет Администрации г. Сочи в пользование (шкаф) для размещения его в принадлежащих, в том числе Администрации города Сочи, на праве собственности общих помещениях многоквартирного дома, т.к. в муниципальной собственности находится 500 кв.м жилой площади в данном многоквартирном жилом доме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ОАО "Мегафон" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N 29 от 10.01.2012, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проверки установлено, самовольное переустройство нежилого помещения дома N 1 по ул. Островского Центрального района г. Сочи, а именно: установление технологического оборудования путем монтажа телекоммуникационного шкафа в местах общего пользования указанного дома.
По данному факту, отраженному в акте проверки от 16.01.2012 г. N 004541, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 2021 от 25.01.2012 г.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 07.02.2012 N 000102 ОАО "Мегафон" привлечено к административной ответственности по ст. 5.9 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 1.1 "Положения о Государственной жилищной инспекции Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861, государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее - Госжилинспекция края) является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, предусматривающий деятельность Инспекции, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно пункту 3.1 Положения в соответствии с возложенными задачами Инспекция в пределах своих полномочий проводит в установленном законодательством порядке мероприятия по контролю за соблюдением порядка проведения перепланировки и (или) переустройства жилых (нежилых) помещений в жилых домах.
Пунктом 4.1 Положения установлено, что в целях выполнения возложенных задач и функций Инспекция в пределах своей компетенции и в установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края порядке вправе проводить плановые и внеплановые проверки в формах и способами, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации; оформлять результаты контрольных мероприятий актами проверок, на основании которых выдавать собственникам, нанимателям, арендаторам жилых (нежилых) помещений в жилых домах, управляющим и (или) жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным специализированным потребительским кооперативам, а также поставщикам энергетических ресурсов и исполнителями коммунальных услуг населению обязательные для исполнения предписания с указанием видов нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты, технические регламенты (нормы и правила), требования которых нарушены, а также устанавливать срок устранения выявленных нарушений.
Порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан, установлен Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
В соответствии со ст. 1 Закона N 896-КЗ переустройством нежилого помещения является замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
В силу ст. 3 Закона N 896-КЗ граждане и юридические лица вправе переустроить и (или) перепланировать за счет собственных средств и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нежилые помещения в целях улучшения условий их использования.
Никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов органов местного самоуправления в Краснодарском крае.
Согласно ст. 5 Закона N 896-КЗ к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, относится принятие решений о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений.
В соответствии со ст. 7 Закона N 896-КЗ переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований настоящего Закона по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения. К заявлению заявитель прилагает следующие документы:
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое нежилое помещение (подлинники или заверенные в нотариальном порядке копии);
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, выданный органом технической инвентаризации, с данными не более чем шестимесячной давности на день подачи заявления с указанием степени износа основных конструктивных элементов помещения и жилого дома в целом либо оценки их технического состояния;
- письменное согласие собственника на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения (в случае, если заявителем является уполномоченный собственником арендатор (наниматель) нежилого помещения);
- Согласно ч. 3 ст. 7 Закона N 896-КЗ, если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме.
Частью 6 статьи 7 Закона N 896-КЗ установлено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Мегафон" выполнено переустройство нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по ул. Островского, 1 в г. Сочи без получения согласования органа местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ОАО "Мегафон" о том, что не осуществляло переустройство нежилых помещений, для которого требуется получение согласования органа местного самоуправления.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, являются самовольными, а лицо, самовольно его переустроившее и (или) перепланировавшее, несет предусмотренную законодательством ответственность (статья 29 Жилищного кодекса).
Из оспариваемого постановления следует, что общество признано нарушившим часть 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
Частью 1 статьи 7 Закона о порядке переустройства установлено, что переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований Закона по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме (часть 3 статьи 7 Закона).
В статье 1 Закона о порядке переустройства нежилое помещение в жилом доме определено как структурно обособленная часть жилого здания, ограниченная перегородками, капитальными стенами, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями и оборудованная в соответствии со строительными нормами и правилами для использования по определенному и не противоречащему законодательству назначению, не связанному с непосредственным проживанием граждан (пункт 4).
Лестничные площадки и чердачные помещения соответствуют понятию нежилого помещения, поскольку не используются для проживания граждан и ограничены ограждающими конструкциями (стенами квартир, межэтажными плитами, крышей). Указанные помещения являются нежилыми помещениями и относятся к общему имуществу собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона о переустройстве под переустройством нежилого помещения понимаются в том числе замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила) конкретизирован состав общего имущества многоквартирного жилого дома.
Пункт 8 Правил определяет, что внешней границей сетей информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Из приведенной нормы следует, что в перечень общего имущества многоквартирного дома в числе прочего инженерного оборудования дома входят сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконные сети, линии телефонной связи.
Таким образом, осуществленный обществом монтаж кабельного оборудования является переустройством нежилого помещения в виде установки дополнительных инженерных сетей.
В соответствии со статьей 5.9 Закона N 608-КЗ самовольное переустройство и (или) перепланировка нежилых помещений в многоквартирных жилых домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "Мегафон" произвело установку на техническом этаже жилого дома по ул. Островского, 1 в г. Сочи телекоммуникационного шкафа не самовольно, а во исполнение Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466.
Необходимость исполнения Постановления Администрации города Сочи от 22.03.2011 г. N 466 не заменяет получения согласования переустройства нежилых помещений с органом местного самоуправления, равно как и получения согласия от всех собственников по правилам части 3 статьи 7 закона о порядке переустройства.
Доказательства получения согласия собственников нежилого помещения на переустройство с учетом положений ст. 7 Закона N 896-КЗ обществом в материалы дела не представлено.
Самовольное переустройство представляет собой заведомо противоправные действия, оно не разрешено никому, в том числе и на собственных объектах недвижимости.
При самовольном переустройстве при монтаже на объектах общего имущества в многоквартирном доме телекоммуникационного оборудования и кабельных трасс, защитных устройств на кровле в технических помещениях и технологических нишах зданий, на лестничных клетках, являющегося движимой вещью, путем самовольного присоединения к чужой собственности защиту должен получить не тот, кто нарушил, а тот, кто претерпел от нарушения, то есть собственник объекта недвижимости.
Иное истолкование норм права ставит лицо, совершившее противоправные действия в виде самовольного переустройства, в преимущественное положение по сравнению с законопослушными лицами, стимулирует несоблюдение закона и нарушает баланс публичных и частных интересов.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции в действиях общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 5.9 Закона N 608-КЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи, с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Таким образом, решение суда от 17.12.2012 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2012 по делу N А32-4488/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)