Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2013 N 17АП-9707/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-3834/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. N 17АП-9707/2013-АК

Дело N А50-3834/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН" (ОГРН 1035902203908, ИНН 5957402073): представители не явились,
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июля 2013 года по делу N А50-3834/2013,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РЕГИОН" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Главное управление МЧС России по Пермскому краю) от 12.02.2013 N 168-49 по жалобе на предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13.12.2012 N 266/1/1 в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 предписания.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Общество ссылается на то, что оно не обязано содержать сети внутреннего противопожарного водопровода, поскольку данные сети не являются предметом договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Кроме того указывает, что работы по устранению нарушений, указанных в пунктах 2-6 предписания, относятся к капитальному ремонту.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Чернушинского и Бардымского районов по пожарному надзору от 26.11.2012 N 266 с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012 год, размещенного официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет, проведена проверка ООО "РЕГИОН" по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности в здании (многоквартирном жилом доме) по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Юбилейная, 36.
По результатам проверки в адрес Общества вынесено предписание от 13.12.2012 N 266/1/1 (л.д. 14-15), которым предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения п.п. 55, 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), а именно:
- - в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода и проведение проверок его работоспособности на реже 2-х раз в год с составлением актов. Отключен участок сети внутреннего противопожарного водопровода с 1 по 9 этажи здания (п. 2 предписания);
- - в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода находится в шкафу ПК-9 в лестничной клетке на 9-м этаже в неисправном состоянии: разукомплектовано запорное устройство, отсутствует вентиль, пожарный рукав и ствол (п. 3 предписания);
- - в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода находится в шкафу ПК-7 в лестничной клетке на 7-м этаже в неисправном состоянии: отсутствует вентиль, соединительная полугайка, пожарный рукав и ствол (п. 4 предписания);
- - в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода находится в шкафу ПК-3 на лестничной клетке на 3-м этаже в неисправном состоянии: не укомплектован вентилем, рукавом, стволом (п. 5 предписания);
- - в нарушение п. 57 Правил противопожарного режима пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода находится в шкафу ПК-1 на лестничной клетке на 1-ом этаже в неисправном состоянии: разукомплектовано запорное устройство, отсутствует вентиль, ствол (п. 6 предписания).
Не согласившись с указанными пунктами предписания, Общество обратилось в ГУ МЧС России по Пермскому краю с жалобой. ГУ МЧС России по Пермскому краю по жалобе Общества принято решение от 12.02.2013 N 168-49 об отказе в удовлетворении требований об отмене предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 13.12.12 N 266/1/1.
Полагая, что названное решение ГУ МЧС России по Пермскому краю является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, установив, что оспариваемое решение ГУ МЧС России по Пермскому краю прав заявителя не нарушает.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В ч. 1, ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно п. 55 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В соответствии с п. 57 указанных Правил руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 16.03.2009 N 36/ю на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного, заключенного между ООО "РЕГИОН" (Исполнитель) и собственниками помещений дома N 36 по ул. Юбилейная (Заказчик), Исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по ул. Юбилейная, 36, содержание придомовой территории (л.д. 16-19).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома может обеспечиваться собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с подп. "д" п. 2, п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В силу подп. "е" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Доводы Общества о том, что оно не обязано содержать сети внутреннего противопожарного водопровода со ссылкой на дополнительное соглашение от 01.05.2009 к договору N 36/ю на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 36 по ул. Юбилейная от 16.03.2009 (л.д. 19), исключающее из состава общего имущества многоквартирного дома, подлежащего содержанию и ремонту Исполнителем, сети внутреннего пожарного водопровода, а также пожарные краны внутреннего пожарного водопровода в виду их неисправности, обоснованно отклонены судом первой инстанции. При этом суд первой инстанции верно указал, что внутренний пожарный водопровод является неотъемлемой частью общего имущества многоквартирного жилого дома, который подлежит передаче в управление в совокупности со всем остальным имуществом; соглашение об исключении указанного оборудования из состава общего имущества, подлежащего передаче в управление, не соответствует содержанию правоотношений по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома и не обеспечивает сохранность переданного в управление имущества в соответствии с требованиями противопожарного режима на объекте защиты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что дополнительное соглашение от 01.05.2009 к договору N 36/ю на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 36 по ул. Юбилейная от 16.03.2009, не был представлен Обществом ни при проведении проверки, ни при рассмотрении ГУ МЧС России по Пермскому краю жалобы на предписание от 13.12.2012 N 266/1/1.
Изложенные в апелляционной жалобе ссылки Общества на то, что работы по устранению выявленных в ходе проверки нарушений пожарной безопасности относятся к капитальному ремонту, не свидетельствуют об отсутствии обязанности Общества как управляющей организации принять меры, направленные на устранение данных нарушений в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является лицом, обязанным обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в многоквартирном доме, находящемся в управлении Общества.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что оспариваемое решение, вынесенное Главным управлением МЧС России по Пермскому краю по жалобе на предписание от 13.12.2012 N 266/1/1, не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной деятельности, поскольку правовые последствия связаны с вынесением в его адрес предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое общество вправе обжаловать в арбитражном суде.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то есть в большем размере, чем предусмотрено подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем заявителю апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по платежному поручению N 543 от 24.07.2013 государственная пошлина в сумме 1000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июля 2013 года по делу N А50-3834/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "РЕГИОН" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственность "РЕГИОН" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 543 от 24.07.2013 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)