Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 16.10.2013 N 46-АПГ13-12

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. N 46-АПГ13-12


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 12 февраля 2013 г. N 33 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 22 марта 2012 г. N 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 9 июля 2013 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства и Губернатора Самарской области Бочкарева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

22 марта 2012 г. Правительством Самарской области принято постановление N 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год".
Пунктом 1 названного Постановления утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год.
12 февраля 2013 г. Правительством Самарской области издано постановление N 33 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 22 марта 2012 г. N 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год", которым областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" изложена в новой редакции, согласно которой уменьшился объем финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на 3 756 794,18 рублей, в том числе: из средств фонда - 2 447 848,03 рублей, из средств областного бюджета - 1 308 946,15 рублей.
Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Самарской области от 12 февраля 2013 г. N 33 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 22 марта 2012 г. N 138 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" (далее - постановление), ссылаясь на его противоречие статьям 5, 85, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. По мнению прокурора, внесение изменений постановлением Правительства Самарской области от 12 февраля 2013 г. N 33 в постановление Правительства Самарской области от 22 марта 2012 г., утратившее силу 31 декабря 2012 г., не соответствует требованиям как федерального, так и регионального законодательства.
Решением Самарского областного суда от 9 июля 2013 г. заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Самарской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете). Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено данным Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В соответствии со статьями 8 и 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации; предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 12 и пунктами 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, при этом операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 указанного Кодекса. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов издан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьей 15 которого урегулированы вопросы принятия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждаемой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в силу части 7 названной статьи региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 января до 30 июня 2011 года и с 1 января 2012 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января года, следующего за годом, в котором Фондом приняты соответствующие решения о предоставлении такой финансовой поддержки, а региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов или этапы этих программ, на реализацию которых в период с 1 июля до 31 декабря 2011 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее 1 января 2013 года.
В целях реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Самарской области принято постановление от 22 марта 2012 г. N 138, пунктом 1 которого утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год", срок действия которой истекал 31 декабря 2012 г.
Как установлено судом, оспариваемым актом внесены изменения в постановление Правительства Самарской области N 138 путем уменьшения объема финансирования программы в прошедшем 2012 году, в общем на 3 756 794,18 рублей, в том числе: из средств Фонда - 2 447 848,03 рублей, из средств областного бюджета - 1 308 946,15 рублей, в связи с чем областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год" изложена в новой редакции.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с требованиями федерального закона Правительство Самарской области вправе своевременно, т.е. в пределах финансового года, вносить какие-либо изменения в нормативные правовые акты, которыми регулируется предоставление бюджетных средств.
Между тем, оспариваемое постановление N 33 издано Правительством Самарской области 12 февраля 2013 г., т.е. по истечении финансового года, завершенного 31 декабря 2012 года, и им вносятся изменения в постановление, которое прекратило свое действие по окончании финансового 2012 года, что противоречит положениям пункта 1 статьи 5, статьям 8, 12, 65 и пунктам 1 и 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что бюджетные обязательства субъекта, порядок их исполнения, не могут быть изменены по завершении финансового года, на который принят соответствующий бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 12 февраля 2013 г. N 33 является правильным, а решение об удовлетворении заявления прокурора - законным и обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Самарского областного суда от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)