Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шпирнов А.В.
Докладчик: Першина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Овчаренко О.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Щ.Т., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. и по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа Кемеровской области на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года по иску Щ.В., Ю., Щ.Т., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего сына К.А.А., К.А.В., К.А.Б. к администрации Беловского городского округа о признании членами семьи и включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
установила:
Щ.В., Ю., Щ.Т., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о признании Ю., К.А.В., К.А.А., К.А.Б. членами семьи Щ.В., обязании включить их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Иск обоснован тем, что Щ.В. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу:. В данном доме вместе с ней зарегистрированы и проживают ее гражданский муж Ю., дочь Щ.Т., внук К.А.А., зять К.А.В. и внучка К.А.Б. Данный дом расположен на горном отводе шахты "Пионерка" в зоне влияния горных работ шахты "Пионерка", является ветхим, в Список домов, подлежащих сносу включен не был.
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ фактический износ дома составляет 66% и подлежит сносу как непригодный для проживания в результате ведения горных работ шахты "Пионерка".
Щ.Т. исковые требования поддержала.
Щ.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Е. исковые требования поддержал.
Ю., К.А.В., К.А.А. в судебное заседание не явились.
Представитель администрации Беловского городского округа Н. исковые требования не признала.
Решением суда постановлено:
Признать Ю. членом семьи Щ.В. - собственника жилого дома по адресу:.
Обязать администрацию включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу:.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Щ.Т., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. просят решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании их членами семьи Щ.В. и включении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья отменить как незаконное и необоснованное.
Указывают, что семья Щ.Т. и К.А.В. переехала из Казахстана в Российскую Федерацию в 1996 своего жилья они не имели, вынужденно и временно для получения гражданства Российской Федерации были зарегистрированы у родственницы К.Т. по адресу:, но фактически там не проживали, а проживали в съемной квартире. С 1996 года стали проживать в спорном жилом доме, поскольку документы на дом не были оформлены в надлежащем порядке, то зарегистрироваться в нем не предоставлялось возможным.
В 2001 г. спорный жилой дом стал принадлежать К.А.В. на праве собственности, а в 2005 г. был продан Щ.В.
С ДД.ММ.ГГГГ за Щ.Т. было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:, пе, 40-13, в котором их семья никогда не проживала в связи с отсутствием в квартире коммуникаций. После ремонта данное жилое помещение было продано.
Какого-либо другого жилого помещения они не имеют, приобрести самостоятельно новое жилье не предоставляется возможным.
Поскольку с 1996 г. их семья непрерывно проживает в спорном жилом доме, то считают, что имеют право на включения их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Суд данные обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, вынес решение в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ и не указал доказательства, на которых основаны выводы суда.
Суд необоснованно отказал им в признании их членами семьи Щ.В.
На апелляционную жалобу представителем администрации Беловского городского округа Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 100) поданы возражения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 100 просит решение суда в части признания Ю. членом семьи Щ.В. и обязания администрации Беловского городского округа включить Щ.В. и Ю. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суду не был предоставлен акт межведомственной комиссии о признании спорного жилого дома непригодным для проживания.
Спорный жилой дом куплен Щ.В. в 2005 г., что свидетельствует о том, что на момент ликвидации шахты "Пионерка" она и члены ее семьи не проживали в указанном доме.
Суд не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не установил, в каких жилых помещениях проживали Щ.В. и Ю. до вселения в жилой дом по, обеспечены ли в настоящее время иным жилым помещением.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав Щ.Т., действующую за себя и в интересах К.А.А., К.А.Б., К.А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании их членами семьи Щ.В. и включении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, Щ.В., Ю., полагавших, что апелляционная жалоба истцов подлежит удовлетворению, возражавших против апелляционной жалобы ответчика, представителя администрации Беловского городского округа Н. (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ), возражавшую против апелляционной жалобы истцов, поддержавшую доводы апелляционной жалобы администрации Беловского городского округа, просившую решение суда отменить в части признания Ю. членом семьи Щ.В. и обязания администрации Беловского городского округа включить их в Список, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части признания Ю. членом семьи Щ.В., обязания администрации Беловского городского округа включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу:, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска, в остальной обжалованной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В настоящее время данным постановлением Правительства (с изменениями и дополнениями) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, согласно которых предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики РФ.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются, в том числе, и на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 данных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу пунктов 9 - 10 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из 2 человек; 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Из смысла названных пунктов Правил следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат лицам, у которых имеется какое-либо пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности или ином, предусмотренном законом праве.
Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.
Из анализа положений, закрепленных в Правилах, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как установил су инстанции и следует из материалов дела, Щ.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по в. В данном доме кроме собственника Щ.В. зарегистрирован ее гражданский муж Ю., дочь Щ.Т., зять К.А.В., внук К.А.А., и внучка К.А.Б. (л.д. 9-11,14-16).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты "Пионерка". Физический износ дома по данным БТИ на ДД.ММ.ГГГГ составил 66%. Данный дом рекомендуется к сносу как ставший непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Пионерка" (л.д. 26).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ОАО шахта "Пионерка" было ликвидировано по решению суда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).
Разрешая заявленные требования в отношении Щ.Т., К.А.В., К.А.А. и К.А.Б. и, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ими исковых требований.
Как следует из материалов дела (л.д. 9-11,14), Щ.Т., К.А.В., К.А.А. и К.А.Б. на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка" не проживали в спорном жилом доме, в данный период времени имели право пользования другим жилым помещением по в.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Щ.Т. было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу:, пе,40-13 (л.д. 66).
В 2001 г. К.А.В. приобрел данный дом на основании договора купли-продажи, в 2005 г. дом был им продан Щ.В., с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрировались Щ.В., Ю. (л.д. 4,14-16).
Таким образом, ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент составления Списка домов и граждан, проживающих в расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты истцы в данном доме не были зарегистрированы и никакими правами на него не обладали.
Ссылка в жалобе на то, что жилое помещение по адресу:, пе,40-13 было продано до составления заключения СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ правового значения не имеет.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что решения о признании жилого дома по в аварийным и подлежащем сносу в соответствии с п. 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссией не принималось, которое является одним из обязательных условий для предоставления социальных выплат в связи с признанием дома ветхим.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что из смысла положений действующего законодательства следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат всем лицам, которые, действуя сознательно, приобрели право собственности либо иное право на жилье, полагая, что в результате этого они приобретут право на получение социальной выплаты, тем более, тем гражданам, которые имели на момент приобретения такого жилья на праве собственности или на ином праве другие жилые помещения.
Истцы не лишены права на возмещение причиненного ущерба, так как Постановление Правительства N 428 от ДД.ММ.ГГГГ регулирует иные отношения и не отменяет действие общих положений гражданского законодательства о возмещении вреда (глава 59 ГК РФ, ст. ст. 279 - 282). Как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 266-О-О защита гражданином своих прав в связи с причинением вреда его жилью в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах возможна не только в рамках установленных указанным Постановлением Правительства РФ. Выбор же эффективного способа защиты нарушенного права должен осуществляться самим заявителем в соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает также оснований для удовлетворения требований Ю. о признании его членом семьи Щ.В.
Данное требование было заявлено с целью включения Ю. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья как члена семьи собственника дома Щ.В.
Поскольку у Щ.В. отсутствует такое право, то признание членом ее семьи Ю. не влечет для него тех правовых последствий, на которые он рассчитывал, заявлял указанное требование.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года отменить в части признания Ю. членом семьи Щ.В., обязания администрации Беловского городского округа Кемеровской области включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу: Кемеровская область,
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ.Т., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
О.А.ОВЧАРЕНКО
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.09.2012 N 33-8766
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. N 33-8766
Судья: Шпирнов А.В.
Докладчик: Першина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Овчаренко О.А., Казачкова В.В.,
при секретаре: Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Щ.Т., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. и по апелляционной жалобе администрации Беловского городского округа Кемеровской области на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года по иску Щ.В., Ю., Щ.Т., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего сына К.А.А., К.А.В., К.А.Б. к администрации Беловского городского округа о признании членами семьи и включении в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья,
установила:
Щ.В., Ю., Щ.Т., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. обратились в суд с иском к администрации Беловского городского округа о признании Ю., К.А.В., К.А.А., К.А.Б. членами семьи Щ.В., обязании включить их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Иск обоснован тем, что Щ.В. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу:. В данном доме вместе с ней зарегистрированы и проживают ее гражданский муж Ю., дочь Щ.Т., внук К.А.А., зять К.А.В. и внучка К.А.Б. Данный дом расположен на горном отводе шахты "Пионерка" в зоне влияния горных работ шахты "Пионерка", является ветхим, в Список домов, подлежащих сносу включен не был.
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ фактический износ дома составляет 66% и подлежит сносу как непригодный для проживания в результате ведения горных работ шахты "Пионерка".
Щ.Т. исковые требования поддержала.
Щ.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Е. исковые требования поддержал.
Ю., К.А.В., К.А.А. в судебное заседание не явились.
Представитель администрации Беловского городского округа Н. исковые требования не признала.
Решением суда постановлено:
Признать Ю. членом семьи Щ.В. - собственника жилого дома по адресу:.
Обязать администрацию включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу:.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Щ.Т., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. просят решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании их членами семьи Щ.В. и включении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья отменить как незаконное и необоснованное.
Указывают, что семья Щ.Т. и К.А.В. переехала из Казахстана в Российскую Федерацию в 1996 своего жилья они не имели, вынужденно и временно для получения гражданства Российской Федерации были зарегистрированы у родственницы К.Т. по адресу:, но фактически там не проживали, а проживали в съемной квартире. С 1996 года стали проживать в спорном жилом доме, поскольку документы на дом не были оформлены в надлежащем порядке, то зарегистрироваться в нем не предоставлялось возможным.
В 2001 г. спорный жилой дом стал принадлежать К.А.В. на праве собственности, а в 2005 г. был продан Щ.В.
С ДД.ММ.ГГГГ за Щ.Т. было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:, пе, 40-13, в котором их семья никогда не проживала в связи с отсутствием в квартире коммуникаций. После ремонта данное жилое помещение было продано.
Какого-либо другого жилого помещения они не имеют, приобрести самостоятельно новое жилье не предоставляется возможным.
Поскольку с 1996 г. их семья непрерывно проживает в спорном жилом доме, то считают, что имеют право на включения их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
Суд данные обстоятельства, имеющие значение для дела, не учел, вынес решение в нарушение требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ и не указал доказательства, на которых основаны выводы суда.
Суд необоснованно отказал им в признании их членами семьи Щ.В.
На апелляционную жалобу представителем администрации Беловского городского округа Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 100) поданы возражения.
В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ - на л.д. 100 просит решение суда в части признания Ю. членом семьи Щ.В. и обязания администрации Беловского городского округа включить Щ.В. и Ю. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что суду не был предоставлен акт межведомственной комиссии о признании спорного жилого дома непригодным для проживания.
Спорный жилой дом куплен Щ.В. в 2005 г., что свидетельствует о том, что на момент ликвидации шахты "Пионерка" она и члены ее семьи не проживали в указанном доме.
Суд не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно не установил, в каких жилых помещениях проживали Щ.В. и Ю. до вселения в жилой дом по, обеспечены ли в настоящее время иным жилым помещением.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав Щ.Т., действующую за себя и в интересах К.А.А., К.А.Б., К.А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании их членами семьи Щ.В. и включении их в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, Щ.В., Ю., полагавших, что апелляционная жалоба истцов подлежит удовлетворению, возражавших против апелляционной жалобы ответчика, представителя администрации Беловского городского округа Н. (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ), возражавшую против апелляционной жалобы истцов, поддержавшую доводы апелляционной жалобы администрации Беловского городского округа, просившую решение суда отменить в части признания Ю. членом семьи Щ.В. и обязания администрации Беловского городского округа включить их в Список, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части признания Ю. членом семьи Щ.В., обязания администрации Беловского городского округа включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу:, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска, в остальной обжалованной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В настоящее время данным постановлением Правительства (с изменениями и дополнениями) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, согласно которых предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики РФ.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, межбюджетные трансферты направляются, в том числе, и на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 данных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу пунктов 9 - 10 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из 2 человек; 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Из смысла названных пунктов Правил следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат лицам, у которых имеется какое-либо пригодное для проживания жилое помещение на праве собственности или ином, предусмотренном законом праве.
Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.
Из анализа положений, закрепленных в Правилах, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как установил су инстанции и следует из материалов дела, Щ.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по в. В данном доме кроме собственника Щ.В. зарегистрирован ее гражданский муж Ю., дочь Щ.Т., зять К.А.В., внук К.А.А., и внучка К.А.Б. (л.д. 9-11,14-16).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты "Пионерка". Физический износ дома по данным БТИ на ДД.ММ.ГГГГ составил 66%. Данный дом рекомендуется к сносу как ставший непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты "Пионерка" (л.д. 26).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ОАО шахта "Пионерка" было ликвидировано по решению суда ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).
Разрешая заявленные требования в отношении Щ.Т., К.А.В., К.А.А. и К.А.Б. и, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ими исковых требований.
Как следует из материалов дела (л.д. 9-11,14), Щ.Т., К.А.В., К.А.А. и К.А.Б. на момент принятия решения о ликвидации шахты "Пионерка" не проживали в спорном жилом доме, в данный период времени имели право пользования другим жилым помещением по в.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Щ.Т. было зарегистрировано право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу:, пе,40-13 (л.д. 66).
В 2001 г. К.А.В. приобрел данный дом на основании договора купли-продажи, в 2005 г. дом был им продан Щ.В., с ДД.ММ.ГГГГ в доме зарегистрировались Щ.В., Ю. (л.д. 4,14-16).
Таким образом, ни на момент принятия решения о ликвидации шахты, ни на момент составления Списка домов и граждан, проживающих в расположенных на подработанной шахтой территории, ставших в результате ведения горных работ не пригодным для проживания по критериям безопасности, ни на момент ликвидации указанной шахты истцы в данном доме не были зарегистрированы и никакими правами на него не обладали.
Ссылка в жалобе на то, что жилое помещение по адресу:, пе,40-13 было продано до составления заключения СФ ОАО ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ правового значения не имеет.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что решения о признании жилого дома по в аварийным и подлежащем сносу в соответствии с п. 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссией не принималось, которое является одним из обязательных условий для предоставления социальных выплат в связи с признанием дома ветхим.
При этом, судебная коллегия исходит из того, что из смысла положений действующего законодательства следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. При этом государство не брало на себя обязательство по осуществлению социальных выплат всем лицам, которые, действуя сознательно, приобрели право собственности либо иное право на жилье, полагая, что в результате этого они приобретут право на получение социальной выплаты, тем более, тем гражданам, которые имели на момент приобретения такого жилья на праве собственности или на ином праве другие жилые помещения.
Истцы не лишены права на возмещение причиненного ущерба, так как Постановление Правительства N 428 от ДД.ММ.ГГГГ регулирует иные отношения и не отменяет действие общих положений гражданского законодательства о возмещении вреда (глава 59 ГК РФ, ст. ст. 279 - 282). Как отмечено в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 266-О-О защита гражданином своих прав в связи с причинением вреда его жилью в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах возможна не только в рамках установленных указанным Постановлением Правительства РФ. Выбор же эффективного способа защиты нарушенного права должен осуществляться самим заявителем в соответствии со ст. 12 ГК Российской Федерации.
Судебная коллегия не усматривает также оснований для удовлетворения требований Ю. о признании его членом семьи Щ.В.
Данное требование было заявлено с целью включения Ю. в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья как члена семьи собственника дома Щ.В.
Поскольку у Щ.В. отсутствует такое право, то признание членом ее семьи Ю. не влечет для него тех правовых последствий, на которые он рассчитывал, заявлял указанное требование.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11 мая 2012 года отменить в части признания Ю. членом семьи Щ.В., обязания администрации Беловского городского округа Кемеровской области включить Щ.В. и Ю. в Список сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, жители которых имеют право на содействие в приобретении жилья взамен сносимого за счет средств, выделяемых на ликвидацию шахты "Пионерка", в качестве проживающих в доме по адресу: Кемеровская область,
В отмененной части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной обжалованной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Щ.Т., действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего К.А.А., К.А.В., К.А.Б. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ПЕРШИНА
Судьи
О.А.ОВЧАРЕНКО
В.В.КАЗАЧКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)