Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А23-5757/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А23-5757/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца
ООО "Техно-Р" Небожин В.И. - предст. по дов. от 01.11.2013 N 324
от ответчика
ОАО "Калужская сбытовая компания" Семочкин С.Д. - предст. по дов. от 24.12.12 N 2229/15
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Техно-Р" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А23-5757/2012,

установил:

ООО "Техно-Р" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к ОАО "Калужская сбытовая компания" (далее - компания) об обязании закрыть лицевые счета, открытые на граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Калуги по ул. Багговута, д. 12; ул. Пионерская, д. 15; ул. Пионерская, д. 13/18 для оплаты электроэнергии, используемой в бытовых целях и прекратить начисление, сбор платежей и выставление квитанций за услугу по электроснабжению в данных домах.
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил обязать компанию не производить начисление и сбор платы за электрическую энергию, использованную в бытовых целях с граждан, проживающих в многоквартирных домах по адресу: г. Калуга, ул. Багговута, д. 12; г. Калуга, ул. Пионерская, д. 15; г. Калуга, ул. Пионерская, д. 13/18 (л. д. 86). Судом уточнение иска принято.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Техно-Р" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действия ответчика по начислению и сбору платежей за электроэнергию с собственников помещений управляемых истцом многоквартирных жилых домов противоречит нормам действующего законодательства, поскольку общее собрание собственников помещений в вышеуказанных домах по вопросу оплаты услуги энергоснабжения непосредственно энергоснабжающей организации не проводилось.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирными жилыми домами по адресам: г. Калуга ул. Багговута, д. 12; г. Калуга, ул. Пионерская, д. 15; г. Калуга, ул. Пионерская, д. 13/18 на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений в данных домах, а именно договора N 02-27/05-08 управления многоквартирным домом от 16.01.2008, договора N 02-27/09-08 управления многоквартирным домом от 09.01.2008, договора N 02-27/06-08 управления многоквартирным домом от 23.01.2008 (л. д. 7 - 29).
В соответствии с условиями перечисленных договоров управления общество предоставляет гражданам, проживающим в указанных домах, жилищно-коммунальные услуги.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 3 названной статьи решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 3, 6 и 49 Правил N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Из изложенного следует, что управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение энергоресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг.
В соответствии с положениями статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 90 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Во исполнение своих обязанностей по предоставлению гражданам, проживающим в вышеуказанных домах, услуги по электроснабжению 06.04.2009 общество (покупатель) заключило с компанией (гарантирующий поставщик) договор энергоснабжения N 40937-ГС (л.д. 30 - 40), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется закупать на оптовом рынке электроэнергии и мощности и у субъектов розничных рынков, имеющих генерирующие мощности, электрическую энергию в объеме, необходимом покупателю для обеспечения исполнения функций по управлению многоквартирными домами, а также в интересах покупателя заключить с сетевой организацией договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств покупателя, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором.
Согласно пункту 1.3. договора гарантирующий поставщик наделяется правом на получение от собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в квартирах многоквартирных домах, управляемых покупателем, платы за электрическую энергию, использованную ими в бытовых целях, а также правом на уведомление покупателя о гражданах-потребителях, ненадлежащим образом исполняющих обязанность по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что собственниками помещений в спорных многоквартирных домах в установленном порядке принимались соответствующие решения.
Вместе с тем, часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ.
В силу части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта "з" пункта 25 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Федеральным законом N 123-ФЗ не предусмотрено распространение действия части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на правоотношения, возникшие до момента вступления названного Закона в действие, ссылка истца на названную правовую норму не может быть признана обоснованной.
При таких обстоятельствах действия ответчика по выставлению счетов, и сбору платежей по энергоснабжению непосредственно с потребителей производится в соответствии с условиями договора и не противоречат вышеуказанным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают обоснованных выводов арбитражного суда.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 25.03.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А23-5757/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА

Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)