Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2013 N Ф09-11678/13 ПО ДЕЛУ N А47-2311/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. N Ф09-11678/13

Дело N А47-2311/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургского городского Совета (далее - Горсовет) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.08.2013 по делу N А47-2311/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Горсовета - Бахмутов В.М. (доверенность от 09.04.2013 N 3).

Заместитель прокурора Оренбургской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующими Правил благоустройства территории города Оренбурга (в редакции решений Горсовета от 18.09.2012 N 471 и от 25.12.2012 N 558; далее - Правила благоустройства), в части:
- - подп. 1 п. 32 в части слов "отведенной и прилегающей территории", как не соответствующего ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ);
- - подп. 8 п. 32, как не соответствующего ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Закона N 131-Ф3;
- - абз. 2 п. 37, как не соответствующего ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Закона N 131-Ф3;
- - п. 38, как не соответствующего ст. 12, 71, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Закона N 131-Ф3;
- - подп. 2, 3, 15, 19 п. 40, как не соответствующих ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Определением суда от 15.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация города Оренбурга.
Решением суда от 21.08.2013 (судьи Цыпкина Е.Г., Карев А.Ю., Евдокимова Е.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Подпункт 1 пункта 32 в части слов "и прилегающей", подпункты 2, 3, 15, 19 пункта 40 Правил благоустройства признаны не соответствующими ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Закона N 131-Ф3, и недействующими полностью. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Горсовет просит отменить решение суда полностью, производство по делу прекратить, поскольку полагает, что дело не подведомственно арбитражному суду, а с учетом ст. 29, 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Заявитель кассационной жалобы также полагает, что вывод суда о возможности привлечения собственников зданий (помещений в них) и сооружений к содержанию прилегающих территорий только на добровольной основе их участия и с учетом ограничений, установленных ч. 2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ, не основан на законе. Горсовет считает ошибочным вывод суда о том, что Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", которые в силу требований ст. 10, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих собственников осуществлять уборку прилегающих территорий, поскольку действующие нормы санитарного законодательства и другие нормативные правовые акты не исключают обязанность собственников ряда объектов участвовать в благоустройстве прилегающей территории путем ее уборки. Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что обязанность по уборке прилегающих территорий владельцами объектов благоустройства обусловлена и тем, что источником загрязнения прилегающих территорий является процесс эксплуатации объектов благоустройства. Горсовет полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Как установлено судами, Прокурором оспаривается законность положений подп. 1 п. 32 (в части слов "отведенной и прилегающей территории"), подп. 8 п. 32, абз. 2 п. 37, п. 38, подп. 2, 3, 15, 19 п. 40 Правил благоустройства, изданных Горсоветом в целях реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ, и устанавливающих единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками земель, застройщиками, собственниками зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий (п. 2 Правил благоустройства).
Согласно п. 31 Правил благоустройства благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих:
1) размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизация, переработка) отходов и мусора, организацию раздельного сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм;
2) благоустройство объектов улично-дорожной сети, инженерных сооружений (мостов, дамб, путепроводов и т.д.), объектов уличного освещения, малых архитектурных форм и других объектов благоустройства;
3) поддержание в чистоте и исправном состоянии зданий, строений, сооружений и их элементов;
4) выполнение работ по содержанию территории в пределах нормативных санитарно-защитных зон, соблюдению установленных санитарных норм в местах захоронения (кладбищах), парках, пляжах, рынках, лечебно-профилактических учреждениях, работ во время проведения массовых городских мероприятий;
5) уборку, полив, подметание территории города, в зимнее время года - уборку и вывоз снега, обработку объектов улично-дорожной сети противогололедными препаратами, очистку от мусора родников, ручьев, канав, лотков, ливневой канализации и других водопроводных устройств;
6) озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников;
7) предотвращение загрязнения территории города жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке, выноса грязи на улицы города машинами, механизмами, иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог, организацию мойки транспортных средств в специально оборудованных местах.
Комплекс мероприятий, входящих в понятие "содержание территории" установлен в п. 24 Правил благоустройства и включает в себя уборку территории, очистку и восстановление решеток ливневой канализации, поддержание в чистоте и проведение своевременного ремонта фасадов зданий, строений, сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержание строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов недвижимости, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с действующим законодательством.
В п. 17 Правил благоустройства закреплен перечень объектов благоустройства, который включает в себя: искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, аллеи, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские и спортивные площадки, площадки для размещения аттракционного оборудования, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных; рассматриваемые в качестве объектов благоустройства территории особо охраняемых природных объектов и земель историко-культурного значения, а также кладбища; зеленые насаждения, газоны; мосты, путепроводы, транспортные и пешеходные тоннели, пешеходные тротуары, иные дорожные сооружения и их внешние элементы; территории и капитальные сооружения станций (вокзалов) всех видов транспорта; сооружения и места для хранения и технического обслуживания автомототранспортных средств, в том числе гаражи, автостоянки, парковки, автозаправочные станции, моечные комплексы; технические средства регулирования дорожного движения; устройства наружного освещения и подсветки; береговые сооружения и их внешние элементы; фасады зданий, строений и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий, строений и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные радиоэлектронные устройства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, указатели наименования улиц, номера домов; заборы, ограды (временные ограждения зоны производства работ), ворота; малые архитектурные формы, уличная мебель и иные объекты декоративного и рекреационного назначения, в том числе произведения монументального декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски, фонтаны, бассейны, скамьи, беседки, эстрады, цветники; объекты оборудования детских и спортивных площадок; предметы праздничного оформления; сооружения (малые архитектурные формы) и временные нестационарные объекты, в том числе торговые объекты; отдельно расположенные объекты уличного оборудования, в том числе оборудованные посты контрольных служб, павильоны и навесы остановок общественного транспорта, малые пункты связи (включая телефонные будки), объекты для размещения информации и рекламы (включая тумбы, стенды, табло, уличные часовые установки и другие сооружения или устройства), общественные туалеты, урны и другие уличные мусоросборники; места, оборудование и сооружения, предназначенные для санитарного содержания территории, в том числе для сбора и вывоза мусора, отходов производства и потребления; рассматриваемые в качестве объектов благоустройства территории производственных объектов и зон, зон инженерной инфраструктуры, зон специального назначения, а также соответствующие санитарно-защитные зоны; наружная часть производственных и инженерных сооружений; иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
Согласно подп. 1 п. 32 Правил благоустройства физические и юридические лица всех организационно-правовых форм обеспечивают в соответствии с Правилами благоустройства содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями.
Понятия отведенной и прилегающей территорий определены в п. 19, 23 Правил благоустройства, в соответствии с которыми отведенная территория - это часть территории города, предоставленная в установленном порядке юридическим лицам и гражданам на праве собственности.
Прилегающая территория - часть территории, примыкающая к отведенной и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном Правилами благоустройства.
В соответствии с абз. 2 п. 37 Правил благоустройства, для определения степени участия за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях благоустройства закрепляется прилегающая территория.
Критерии (параметры) определения прилегающей территории установлены п. 38 Правил благоустройства, в соответствии с которым при закреплении прилегающей территории ее размер определяется от границ отведенной территории, исходя из следующих параметров:
1) Для отдельно стоящих временных нестационарных объектов мелкорозничной торговли, бытового обслуживания и услуг (киосков, торговых остановочных комплексов, павильонов, автомоек и др.), расположенных:
- - на жилых территориях - 25 метров по периметру, за исключением земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
- - на территории общего пользования - 25 метров по периметру;
- - на производственных территориях - 10 метров по периметру;
- - на посадочных площадках общественного транспорта - 25 метров по периметру, а также 0,5 метра лотка дороги;
- - на прочих территориях - 10 метров по периметру.
2) Для индивидуальных жилых домов - 10 метров по периметру усадьбы, а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги.
3) Для многоквартирных домов (за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах) - в пределах границ придомовой и дворовой территории. В случае наложения прилегающих и дворовых территорий многоквартирных домов друг на друга граница благоустройства территории определяется пропорционально общей площади помещений жилых домов.
При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, территория определяется до края проезжей части дороги.
4) Для нежилых помещений многоквартирного дома, не относящихся к общему имуществу, в том числе встроенных и пристроенных нежилых помещений:
- 4.1. в длину - по длине занимаемых нежилых помещений;
- 4.2. по ширине:
а) в случае размещения нежилого помещения с фасадной стороны здания - до края проезжей части дороги;
б) в иных случаях - с учетом территорий в соответствии с подпунктом 3 пункта 38 Правил благоустройства. При определении ширины прилегающей территории учитывается необходимость содержания и благоустройства территорий и объектов благоустройства, используемых собственниками нежилых помещений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (дорожки, тротуары для входа в нежилое помещение, МАФ, парковки и др. объекты).
5) Для нежилых зданий:
- 5.1. по длине - на длину здания плюс половина санитарного разрыва с соседними зданиями, в случае отсутствия соседних зданий - 25 метров;
- 5.2. по ширине - от фасада здания до края проезжей части дороги, а в случаях:
а) наличия местного проезда, сопровождающего основную проезжую часть улицы, - до ближайшего к зданию бордюра местного проезда;
6) устройства на магистралях бульваров - до ближайшего бордюра ближнего к зданию тротуара;
в) устройства вокруг здания противопожарного проезда с техническим тротуаром - до дальнего бордюра противопожарного проезда.
б) Для нежилых зданий (комплекса зданий), имеющих ограждение, - 25 метров от ограждения по периметру.
7) Для автостоянок - 25 метров по периметру.
8) Для промышленных объектов - 50 метров от ограждения по периметру.
9) Для строительных объектов - 15 метров от ограждения по периметру.
10) Для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения на территориях общего пользования - 5 метров по периметру.
11) Для гаражно-строительных кооперативов, гаражных кооперативов, садоводческих объединений - от границ в размере 25 метров по периметру.
12) Для автозаправочных станций (АЗС), автогазозаправочных станций (АГЗС) - 50 метров по периметру и подъезды к объектам.
13) Для иных территорий:
- - автомобильных дорог - 25 метров от края проезжей части;
- - линии железнодорожного транспорта общего и промышленного назначения - в пределах полосы отвода (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути);
- - территорий, прилегающих к входам в подземные и надземные пешеходные переходы, - 5 метров по периметру наземной части перехода или вестибюля;
- - территорий, прилегающих к наземным, надземным инженерным коммуникациям и сооружениям, - по 5 метров в каждую сторону, если иное не предусмотрено договором;
- - территории, прилегающих к рекламным конструкциям, - 5 метров по периметру (радиусу) основания.
Определенные согласно данному пункту территории могут включать в себя тротуары, зеленые насаждения, другие территории, но ограничиваются дорожным бордюром, полотном дороги общего пользования, линией пересечения с прилегающей территорией другого юридического, физического лица.
В п. 40 Правил благоустройства установлен субъектный состав лиц, на которых возложена обязанность по проведению работ по благоустройству и содержанию прилегающих территорий, в соответствии с подп. 2, 3, 15, 19 которого эти работы осуществляют:
- - на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели;
- - на участках домовладений индивидуальной застройки, принадлежащих физическим лицам на правах собственности, и прилегающих к ним территориях - собственники домовладений;
- - на посадочных площадках городского общественного транспорта - собственники торгово-остановочных комплексов при их наличии;
- - на прилегающих территориях, въездах и выездах с АЗС, АГЗС - владельцы указанных объектов.
Прокурор обратился с заявлением о признании недействующими подп. 1, п. 32 в части слов "отведенной и прилегающей территории", подп. 8 п. 32, абз. 2 п. 37, п. 38, подп. 2, 3, 15, 19 п. 40 Правил благоустройства, ссылаясь на то, что прилегающая территория является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Расположенные на территории городского округа территории общего пользования находятся в муниципальной собственности. Возложение на собственников, владельцев, пользователей, лиц, осуществляющих эксплуатацию и содержание земельных участков (объектов), обязанности по содержанию территории общего пользования, прилегающей к их имуществу, но не находящейся в их собственности, владении либо пользовании, является незаконным и может быть осуществлено только на основании федерального закона или договора, так как влечет за собой материальные затраты на содержание территории и угрозу привлечения к ответственности за неисполнение Правил благоустройства в соответствии с действующим законодательством.
Суд пришел к выводу о том, что заявленные Прокурором требования подлежат частичному удовлетворению, подп. 1 п. 32 в части слов "и прилегающей", подп. 2, 3, 15, 19 п. 40 Правил благоустройства следует признать недействующими, как не соответствующие ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7, и ст. 16 Закона N 131-ФЗ, и возлагающие на физических и юридических лиц дополнительное, не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, бремя содержания, не принадлежащего им имущества.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ч. 4 - 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Законом N 131-ФЗ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст. 10 Закона N 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 2 Закона N 131-ФЗ вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам компетенции органов местного самоуправления, в частности, в постановлении от 02.04.2002 N 7-П, определениях от 10.04.2002 N 92-О, от 06.03.2008 N 214-О-П, постановлении от 29.03.2011 N 2-П, следует, что понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования. Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти.
Пунктом 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено, в частности:
- - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (подп. 3);
- - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 5);
- - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (подп. 24);
- - утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (подп. 25);
- - присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов (подп. 27).
Согласно ст. 2 Закона N 131-ФЗ под "благоустройством территории поселения (городского округа)" понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу п. 1, 3, 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание имущества является бременем его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 19 Правил благоустройства отведенная территория включает в себя часть территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам исключительно на праве собственности.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что возложение на юридических лиц и граждан обязанности по содержанию отведенной территории, принадлежащей им на праве собственности, соответствует положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу чего, оснований для признания недействующим подп. 1 п. 32 Правил благоустройства в части слов "отведенной территории", не имеется.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основных начал гражданского законодательства является то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в числе прочего обладают следующими полномочиями:
- - издание муниципальных правовых актов;
- - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
- - иными полномочиями в соответствии с Законом N 131-ФЗ, уставами муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных п. 7.1 - 9, 15 и 19 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных п. 7.1 - 11, 20 и 25 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.
К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, из положений п. 23, 38 Правил благоустройства следует, что прилегающая территория не является собственностью субъектов, на которых положениями п. 1 п. 32 (в части слова "прилегающей") и подп. 2, 3, 15, 19 п. 40 Правил благоустройства возлагается обязанность по ее содержанию.
Учитывая, что бремя содержания является элементом правомочий собственника, регулируемых гражданским законодательством, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации, суд обоснованно указал, что случаи несения бремени содержания имущества не собственником при нормативно-правовом регулировании могут быть установлены лишь федеральными законами, к числу которых Правила благоустройства не относятся. При отсутствии подобного Федерального законодательства, бремя содержания на не собственника может быть возложено только на договорной основе.
Из содержания п. 17, 24 Правил благоустройства видно, что мероприятия по содержанию территории предусматривают несение определенных трудовых затрат и финансовых расходов на их проведение, либо необходимость привлечения для их проведения сторонних лиц (специализированных организаций).
В соответствии с подп. 1 п. 32 Правил благоустройства, содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства должно осуществляться физическими и юридическими лицами своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями, компенсация этих затрат указанным лицам за счет средств местных бюджетов Правилами благоустройства не предусмотрена.
Таким образом, суд верно указал, что вопреки требованиям приведенных выше норм федерального законодательства подп. 1 п. 32 (в части слова "прилегающей") и подп. 2, 3, 15, 19 п. 40 Правил благоустройства возлагают на юридических и физических лиц обязанность по содержанию прилегающих территорий, т.е. территорий, не принадлежащих им на праве собственности, в то время как законодатель исходит из добровольности участия в выполнении этих мероприятий.
В силу изложенного суд обоснованно признал указанные положения Правил благоустройства недействующими, как не соответствующие ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 7, и ст. 16 Закона N 131-ФЗ, и возлагающие на физических и юридических лиц дополнительное, не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, бремя содержания, не принадлежащего им имущества.
При этом суд учел, что федеральный закон уполномочил органы местного самоуправления городских округов определять участие неограниченного круга лиц, являющихся собственниками зданий (помещений в них) и сооружений, в благоустройстве прилегающих территорий, правильно отметив при этом со ссылкой на ст. 2 Закона N 131-ФЗ, что участие собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий не может быть ограничено исключительно возложением на указанных лиц бремени содержания соответствующей территории.
Суд верно указал, что участие собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий может происходить в форме выражения ими своего мнения относительно вопросов проектирования и размещения объектов благоустройства в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории (опросы, публичные слушания, собрания, сходы и пр.), а также в иных формах, позволяющих им участвовать в вопросах благоустройства.
В отношении же содержания прилегающей территории, устанавливая нормативно-правовое регулирование порядка участия названных лиц в благоустройстве прилегающих территорий, орган местного самоуправления должен учитывать, в первую очередь, требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного, в частности то, что бремя содержания территории может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками, лишь на добровольной договорной основе (при отсутствии федерального закона), в том числе с разрешением вопроса финансирования соответствующих мероприятий за счет средств местного бюджета.
Также суд верно отклонил доводы о том, что обязанность по уборке прилегающих территорий владельцами объектов благоустройства обусловлена тем, что источником загрязнения прилегающих территорий является процесс эксплуатации объектов благоустройства, как основанные на предположительных суждениях, поскольку обязанность по уборке и очистке территорий, не закрепленных за юридическими лицами и хозяйствующими субъектами, может быть возложена на них только в том случае, если доказано, что эти лица являются собственниками отходов, или указанные отходы поступили к ним в обращение.
Кроме того, суд верно отметил, что Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в силу требований ст. 10, 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также граждан - собственников или владельцев земельных участков осуществлять уборку не принадлежащих им прилегающих к таким земельным участкам территорий.
Следовательно, возложение нормативным правовым актом органа местного самоуправления на указанных лиц дополнительных, не предусмотренных федеральным законом обязанностей по содержанию (в том числе уборке) прилегающей территории противоречит требованиям федерального законодательства.
Вместе с тем, суд пришел к правомерному выводу о том, что закрепление прилегающей территории в целях ее благоустройства в абз. 2 п. 37 Правил благоустройства, а также установление критериев (параметров) ее определения в п. 38 Правил благоустройства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлениях от 02.04.2002 N 7-П, от 29.03.2011 N 2-П, определениях от 10.04.2002 N 92-О, от 06.03.2008 N 214-О-П, соответствует компетенции органов местного самоуправления, определенной подп. 25 п. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ, реализуемой ими самостоятельно в рамках своих полномочий по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Также суд правильно отметил, что закрепление прилегающей территории в целях ее благоустройства в абз. 2 п. 37 Правил благоустройства, а также установление критериев (параметров) ее определения в п. 38 Правил благоустройства, само по себе не возлагает на физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей каких-либо обязанностей и не ограничивает их в реализации своих прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания недействующими Правил благоустройства в указанной части, не имеется.
Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействующими подп. 8 п. 32 Правил благоустройства о возложении на физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм обязанности по размещению на домах указателей наименования улицы, а на угловых домах - наименования пересекающихся улиц, номеров домов установленного образца и содержанию их в исправном состоянии и чистоте, правильно посчитав, что именно собственнику принадлежит право разместить на своем объекте недвижимости (доме, здании, сооружении, заборе и пр.) эти указатели и обязанность содержать их в исправном состоянии и чистоте.
При этом суд верно отметил, что из буквального толкования подп. 8 п. 32 Правил благоустройства не следует, что вменение физическим и юридическим лицам указанной обязанности предполагает несение ими расходов на изготовление названных указателей. В данном случае оспариваемый пункт Правил благоустройства возлагает на этих лиц лишь обязанность разместить указатели, то есть осуществить их крепление к объекту недвижимости, а также содержать их в исправном состоянии и чистоте. Полномочия по организации установки этих указателей в силу подп. 25 п. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ лежат на органах местного самоуправления.
Довод заявителя кассационной жалобы о не подведомственности дела арбитражному суду был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен им как основанный на ошибочном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 78 Закона N 131-ФЗ).
В силу ст. 78 Закона N 131-ФЗ решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с действующей на момент рассмотрения дела редакцией п/п 1.1 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры о признании недействующими нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку в данном случае федеральный закон предусматривает рассмотрение в арбитражном суде спора по оспариванию нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, и таким актом затронуты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в данном деле Прокурор представлял неограниченный круг хозяйствующих субъектов и граждан), суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по существу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.08.2013 по делу N А47-2311/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургского городского Совета - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)