Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Б. Шалкина,
судей С.А. Жаткиной, Ф.И. Тимаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.И. Колчиной
при участии в заседании представителей:
Истца - Ульянкина Е.А. по доверенности N 46-04-1622 д от 09.11.2007 г.,
Ответчика Министерство финансов РФ - Драбатулин А.Н. по доверенности от 14.01.2008 г.,
Ответчика Министерство финансов Саратовской области - Яковлева Н.А., по доверенности N 08-03-01/5 от 29.12.2007 г.,
Иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерство финансов РФ в лице УФК по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. по делу N А-57-30336/05-42, принятого судьей Павловой С.А.,
по иску ООО "Саратоврегионгаз", г. Саратов к Администрации ОМО Лысогорского района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, Финансовому управлению Администрации ОМО Лысогорского района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов России в лице УФК РФ по Саратовской области, г. Саратов
третье лицо: МУЗ "ЦРБ Лысогорского района", р.п. Лысые Горы Саратовской области
о взыскании 161.989,09 рублей,
установил:
ООО "Саратоврегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период с 01.11.2003 г. по 31.12.2003 г. в сумме 161.989,09 рублей. В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в части периода взыскания убытков и просил взыскать убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в сумме 161.989,09 рублей.
Определением от 08.09.2006 г. арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство финансов Саратовской области, Министерство финансов РФ, г. Москва, УФК МФ РФ по Саратовской области, МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района".
Определением арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2006 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Министерство финансов Саратовской области г. Саратов, Министерство финансов РФ, г. Москва в лице УФК МФ РФ по Саратовской области, г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу истца убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в размере 55.354,27 рублей. В остальной части иска отказано. В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ подало апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит принятое по делу решение отменить в иске отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель жалобы ссылается на то, что судом не учтен пропуск срока исковой давности, Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по перечислению субсидий бюджету Саратовской области на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, истцом не представлено доказательств обосновывающих размер исковых требований
В судебном заседании представители ответчиков доводы, изложенные в жалобе Министерства финансов РФ поддержали, представитель истца считает решение законным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ООО "Саратоврегионгаз" в период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. предоставляло льготы в виде скидок в размере 100% оплаты потребленного газа квалифицированными работникам здравоохранения, в результате чего, образовались убытки в размере 161.989,09 рублей которые подтверждаются пофамильными списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., списками работников Лысогорского ЦРБ, счетами-фактурами, карточками абонентов, оборотными ведомостями по абонентам.
Ч. 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 предусмотрено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановлению Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Губернатора от 30.10.2000 г. N 424), утвердившего Положение о порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг квалифицированным работникам социально культурных и образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках, установлено, что администрации муниципальных образований должны обеспечить своевременное и полное предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с утвержденным положением.
В соответствии с пунктом 11 Положения, установленные нормы по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений вводятся в пределах ассигнований, выделенных в соответствующем бюджете на образование.
Согласно заключенному 1 января 2003 г. между Лысогорской ЦРБ (покупатель) и истцом (поставщик) договору N 46-2-0021/03 СКР на поставку газа для работников социально-культурных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с которым поставщик обязуется обеспечивать поставку природного газа, используемого на отопление жилых помещений квалифицированных работников, проживающих и работающих в сельской местности Лысогорского района в 2003 г., а покупатель осуществить его оплату.
В соответствии с заключенным 1 августа 2003 г. между Лысогорской ЦРБ (покупатель) и истцом (поставщик) дополнительным соглашением N 1 к договору N 46-2-0021/03-СКР, устанавливалось, что Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 г. не применяется, а стороны применяют законодательство Саратовской области, а именно: Постановление Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84. Данным постановлением предусматривалось, что льготы по оплате отопления работникам в сельской местности предоставляются по утвержденным нормативам.
Определением Верховного суда РФ от 07.12.2005 г. N 32Ф05-438 было установлено, что Постановление Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84 противоречит федеральному законодательству, предоставляющему право на бесплатное отопление, в связи с чем, применению не подлежит.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Указанные Правила определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем 3 пункта 51 статьи 55 ФЗ "Об образовании".
Пунктом 2 правил установлено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетам затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Приказом Министерства финансов РФ от 25.05.2003 г. N 68н "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим сельской местности", утверждены указания о порядке составления отчета финансировании расходов, связанных с реализацией законов, предусматривающих дл отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые определяют, что финансирование расходов, связанных с реализацией Законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год Финансовые органы субъекта Российской Федерации составляют годовую и квартальную отчетность и представляют ее в Министерство финансов РФ.
Согласно отчетам Министерства финансов Саратовской области о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, по состоянию на 01.01.2004 г. общий расход, произведенный из бюджета субъекта и местных бюджетов составил 28.069,5 тыс. рублей.
Субсидии, выделенные бюджетам Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, за счет средств Фонда компенсаций предусмотренных на эти цели из федерального бюджета составил 17.618,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации муниципального образования.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что понесенные истцом за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. убытки должны возмещаться с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
С учетом предоставленных льгот за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в размере 161.989,09 рублей и возмещения истцу за ноябрь, декабрь 2003 г. льгот в размере 95.564,03 рублей, следует, что убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. составляют без учета правомерно исключенного судом первой инстанции НДС - 55.354,27 рублей.
Доводы ответчика - Министерства финансов России в лице УФК по Саратовской области о применении срока исковой давности, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям
Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика - 22 декабря 2006 г.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности, которая на основании статьи 195 Гражданского кодекса признается судом для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока) исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как правильно установил суд первой инстанции только после признания Постановления Губернатора Саратовской области противоречащим федеральному законодательству Определением Верховного суда РФ от 07.12.2005 г. и отмены пункта 1 данного постановления, а также после разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" истец должен был узнать о том, что обязанность по возмещению расходов ООО "Саратоврегионгаз" по договору N 46-2-0021/Зскр на поставку газа для работников социально-культурных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности возложена на Российскую Федерацию и субъект РФ.
Следовательно, в отношении указанного ответчика течение срока исковой давности начинается только с 07.12.2005 г. и на момент привлечения Министерства финансов РФ к участию в деле в качестве ответчика срок исковой давности по заявленным требованиям не истек.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств обосновывающих размер исковых требований судом апелляционной жалобы, так как пофамильные списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., не заверены главным врачом "Центральная районная больница Лысогорского района", отклоняются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что списки абонентов, имеющих льготу (т. 1 л.д. 78-97) скреплены печатью и заверены главным бухгалтером и экономистом МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района", то есть работниками данной организации, в силу 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению обязательства являются действиями самого должника.
Данные обстоятельства свидетельствуют о действительности списков.
Таким образом, наличие убытков подтверждаются пофамильными списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., списками работников Лысогорского ЦРБ, счетами-фактурами, карточками абонентов, оборотными ведомостями по абонентам. Контррасчета размера убытков и доказательств того, что истец понес убытки в меньшем размере, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. по делу N А-57-30336/05-42 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные статьями 273 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий по делу
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2008 ПО ДЕЛУ N А-57-30336/05-42
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. по делу N А-57-30336/05-42
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Б. Шалкина,
судей С.А. Жаткиной, Ф.И. Тимаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.И. Колчиной
при участии в заседании представителей:
Истца - Ульянкина Е.А. по доверенности N 46-04-1622 д от 09.11.2007 г.,
Ответчика Министерство финансов РФ - Драбатулин А.Н. по доверенности от 14.01.2008 г.,
Ответчика Министерство финансов Саратовской области - Яковлева Н.А., по доверенности N 08-03-01/5 от 29.12.2007 г.,
Иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерство финансов РФ в лице УФК по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. по делу N А-57-30336/05-42, принятого судьей Павловой С.А.,
по иску ООО "Саратоврегионгаз", г. Саратов к Администрации ОМО Лысогорского района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, Финансовому управлению Администрации ОМО Лысогорского района Саратовской области, р.п. Лысые Горы Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов России в лице УФК РФ по Саратовской области, г. Саратов
третье лицо: МУЗ "ЦРБ Лысогорского района", р.п. Лысые Горы Саратовской области
о взыскании 161.989,09 рублей,
установил:
ООО "Саратоврегионгаз" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период с 01.11.2003 г. по 31.12.2003 г. в сумме 161.989,09 рублей. В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в части периода взыскания убытков и просил взыскать убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в сумме 161.989,09 рублей.
Определением от 08.09.2006 г. арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство финансов Саратовской области, Министерство финансов РФ, г. Москва, УФК МФ РФ по Саратовской области, МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района".
Определением арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2006 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Министерство финансов Саратовской области г. Саратов, Министерство финансов РФ, г. Москва в лице УФК МФ РФ по Саратовской области, г. Саратов.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу истца убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в размере 55.354,27 рублей. В остальной части иска отказано. В отношении остальных ответчиков в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ подало апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит принятое по делу решение отменить в иске отказать.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель жалобы ссылается на то, что судом не учтен пропуск срока исковой давности, Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по перечислению субсидий бюджету Саратовской области на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, истцом не представлено доказательств обосновывающих размер исковых требований
В судебном заседании представители ответчиков доводы, изложенные в жалобе Министерства финансов РФ поддержали, представитель истца считает решение законным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ООО "Саратоврегионгаз" в период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. предоставляло льготы в виде скидок в размере 100% оплаты потребленного газа квалифицированными работникам здравоохранения, в результате чего, образовались убытки в размере 161.989,09 рублей которые подтверждаются пофамильными списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., списками работников Лысогорского ЦРБ, счетами-фактурами, карточками абонентов, оборотными ведомостями по абонентам.
Ч. 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 предусмотрено, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановлению Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Губернатора от 30.10.2000 г. N 424), утвердившего Положение о порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг квалифицированным работникам социально культурных и образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках, установлено, что администрации муниципальных образований должны обеспечить своевременное и полное предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с утвержденным положением.
В соответствии с пунктом 11 Положения, установленные нормы по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений вводятся в пределах ассигнований, выделенных в соответствующем бюджете на образование.
Согласно заключенному 1 января 2003 г. между Лысогорской ЦРБ (покупатель) и истцом (поставщик) договору N 46-2-0021/03 СКР на поставку газа для работников социально-культурных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с которым поставщик обязуется обеспечивать поставку природного газа, используемого на отопление жилых помещений квалифицированных работников, проживающих и работающих в сельской местности Лысогорского района в 2003 г., а покупатель осуществить его оплату.
В соответствии с заключенным 1 августа 2003 г. между Лысогорской ЦРБ (покупатель) и истцом (поставщик) дополнительным соглашением N 1 к договору N 46-2-0021/03-СКР, устанавливалось, что Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 г. не применяется, а стороны применяют законодательство Саратовской области, а именно: Постановление Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84. Данным постановлением предусматривалось, что льготы по оплате отопления работникам в сельской местности предоставляются по утвержденным нормативам.
Определением Верховного суда РФ от 07.12.2005 г. N 32Ф05-438 было установлено, что Постановление Губернатора Саратовской области от 07.03.2000 г. N 84 противоречит федеральному законодательству, предоставляющему право на бесплатное отопление, в связи с чем, применению не подлежит.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий допускается только с одновременной передачей денежных средств, необходимых для их исполнения.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 г. N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Указанные Правила определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем 3 пункта 51 статьи 55 ФЗ "Об образовании".
Пунктом 2 правил установлено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетам затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Приказом Министерства финансов РФ от 25.05.2003 г. N 68н "О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим сельской местности", утверждены указания о порядке составления отчета финансировании расходов, связанных с реализацией законов, предусматривающих дл отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые определяют, что финансирование расходов, связанных с реализацией Законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год Финансовые органы субъекта Российской Федерации составляют годовую и квартальную отчетность и представляют ее в Министерство финансов РФ.
Согласно отчетам Министерства финансов Саратовской области о финансировании расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, по состоянию на 01.01.2004 г. общий расход, произведенный из бюджета субъекта и местных бюджетов составил 28.069,5 тыс. рублей.
Субсидии, выделенные бюджетам Российской Федерации на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, за счет средств Фонда компенсаций предусмотренных на эти цели из федерального бюджета составил 17.618,0 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации муниципального образования.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что понесенные истцом за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. убытки должны возмещаться с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
С учетом предоставленных льгот за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. в размере 161.989,09 рублей и возмещения истцу за ноябрь, декабрь 2003 г. льгот в размере 95.564,03 рублей, следует, что убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим и работающим на территории Лысогорского муниципального образования, за период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. составляют без учета правомерно исключенного судом первой инстанции НДС - 55.354,27 рублей.
Доводы ответчика - Министерства финансов России в лице УФК по Саратовской области о применении срока исковой давности, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям
Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика - 22 декабря 2006 г.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности, которая на основании статьи 195 Гражданского кодекса признается судом для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока) исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как правильно установил суд первой инстанции только после признания Постановления Губернатора Саратовской области противоречащим федеральному законодательству Определением Верховного суда РФ от 07.12.2005 г. и отмены пункта 1 данного постановления, а также после разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" истец должен был узнать о том, что обязанность по возмещению расходов ООО "Саратоврегионгаз" по договору N 46-2-0021/Зскр на поставку газа для работников социально-культурных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности возложена на Российскую Федерацию и субъект РФ.
Следовательно, в отношении указанного ответчика течение срока исковой давности начинается только с 07.12.2005 г. и на момент привлечения Министерства финансов РФ к участию в деле в качестве ответчика срок исковой давности по заявленным требованиям не истек.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств обосновывающих размер исковых требований судом апелляционной жалобы, так как пофамильные списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., не заверены главным врачом "Центральная районная больница Лысогорского района", отклоняются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что списки абонентов, имеющих льготу (т. 1 л.д. 78-97) скреплены печатью и заверены главным бухгалтером и экономистом МУЗ "Центральная районная больница Лысогорского района", то есть работниками данной организации, в силу 402 ГК РФ действия работников должника по исполнению обязательства являются действиями самого должника.
Данные обстоятельства свидетельствуют о действительности списков.
Таким образом, наличие убытков подтверждаются пофамильными списками абонентов, имеющих льготу в сентябре - декабре 2003 г., списками работников Лысогорского ЦРБ, счетами-фактурами, карточками абонентов, оборотными ведомостями по абонентам. Контррасчета размера убытков и доказательств того, что истец понес убытки в меньшем размере, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2007 г. по делу N А-57-30336/05-42 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные статьями 273 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий по делу
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)