Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-29886/13

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А41-29886/13


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года
председательствующего судьи Миришова Э.С., судей: Быкова В.П., Мизяк В.П.
при ведении протокола судебного заседания Красеньковой Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖКУ N 2" на решение Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2013 года по делу N А41-29886/13, по иску открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление N 2 о взыскании задолженности
при участии в заседании:
от истца - открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт": Крымская И.Н. представитель по нотариально удостоверенной доверенности, зарегистрированной в реестре за N 2-2222 от 17.12.2012 г., паспорт.
- от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление N 2": Бодю В.С. представитель по доверенности N 10 от 09.01.2013 г. паспорт;

- установил:

Открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "МЭС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление N 2" (далее - ответчик, ООО "ЖКУ N 2) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в размере 1 529 040 руб. 23 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 835 руб. 64 коп., расходы по государственной пошлине.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2013 года по делу N А41-29886/13 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЖКУ N 2" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 02 октября 2013 года по делу N А41-29886/13 в которой просило решение суда первой инстанции отменить и по делу принять новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии с положением части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Представитель истца возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представила отзыв на апелляционную жалобу.
По доводам апелляционной жалобы заявителя следует, что ч. 4.1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено: Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Ч. 4 ст. 421 ГК РФ Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Коммунальная услуга "электроснабжение на общедомовые нужды" до 01.07.2012 года взималась ООО "ЖКУ N 2" в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленной постановлением администрации г. Дубны от 09.12.2010 года N 629-ПГ. Начиная с 01.07.2012 года в связи с внесенными изменениями в действующее жилищное законодательство (в частности, в "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) затраты на освещение мест общего пользования и на электроэнергию для эксплуатации лифтового хозяйства были исключены органами местного самоуправления из платы за содержание и ремонт жилого помещения (Постановление администрации г. Дубны от 18.01.2012 N 10-ПГ в редакции Постановления администрации г. Дубны от 21.05.2012 N 402-ПГ). При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшился. Таким образом, в настоящее время "электроснабжение на общедомовые нужды" является отдельной коммунальной услугой. Расходы на ее оказание в плату на содержание и ремонт жилого помещения не входят. Расчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды должен производиться исполнителем в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено "Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим правилам.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитываются по формуле 15 Приложения N 2 к Правилам N 354 (пункт 17 Приложении).
Распоряжением Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2012 года N 28 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, предоставляемых в жилых помещениях, а также предоставляемых на общедомовые нужды.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Между ОАО "Мосэнергосбыт" и ООО "ЖКУ N 2" заключен договор энергоснабжения N 83907727 от 31.12.2009 г. в соответствии с условиями которого ОАО "МЭС" приняло на себя обязательства по поставке электрической энергии (мощности), а ООО УК "ЖКУ" - обязательство по оплате потребленной энергии по точкам поставки, согласованным в Приложении N 8 к Договору энергоснабжения. В отношении многоквартирных домов, указанных в Приложении N 8 к Договору энергоснабжения, Ответчик является управляющей организацией.
Согласно пункту 4 договора, объем и стоимость поставленной абоненту электроэнергии (мощности) определяются в соответствии с "Порядком определения объема и расчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности)", согласованной сторонами в Приложении N 4 к договору. В соответствии с данным приложением, фактический объем потребленной абонентом энергии определяется на основании показаний средств измерения, которые предоставляются абонентом в форме "отчета об отпуске и покупке электроэнергии".
В приложения N 5 договора, на основании данных об объемах потребленной электроэнергии, ОАО "МЭС" выставляет абоненту счет-фактуру. В срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, абонент обязан оплатить стоимость фактически потребленной в расчетном месяце электроэнергии (мощности).
Истец свои обязательства выполнил надлежащим образом.
За период январь 2013 г. истцом отпущено, а ответчиком потреблено электроэнергию на сумму 1 529 040 руб. 23 коп.
Таким образом, на момент подачи иска у ответчика перед истцом за период январь 2013 г. имеется задолженность в размере 1 529 040 руб. 23 коп.
Указанная задолженность образовалась в связи с неоплатой ответчиком потребленной электроэнергии мест общего пользования в многоквартирных домах, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Договор энергоснабжения N 83907727 от 31.12.2009 г. является действующим, т.к. согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
13.10.2011 г. ООО "ЖКУ N 2" исх. N 1067 обратилось в МЭС с письмом о расторжении Договора энергоснабжения, в связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. стоимость потребляемой энергии в местах общего пользования не входит в состав стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья.
Однако, в спорный период МЭС поставлял, а абонент потреблял поставляемую электроэнергии, следовательно, договор признается судом действующим в спорный период. Судебных исков о расторжении договора, либо признании его недействующим не заявлялось. В материалы дела представлены акты снятия контрольных показаний в декабре 2012 г., январе 2013 г. по объектам ООО "ЖКУ N 2", подписанные, в том числе, генеральным директором ООО "ЖКУ N 2" (л.д. 23-26).
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. ("Правила") - предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пп. "г" п. 4 "Правил" - электроснабжение- снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. в состав общего имущества включаются: Помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжении и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Письме от 18.06.2007 г. Министерства Регионального развития РФ N 11356-ЮТ/07, понятие "Освещение помещений общего пользования", указанное в подпункте "б" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г., трактуется как "обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме". Из данного Письма, следует вывод о том, что "освещение мест общего пользования" подпадает под определение "жилищной услуги" в соответствии с положениями Правил. Позиция Минрегионразвития РФ подтверждена также Решением Верховного Суда от 17.07.2008 г. N ГКПИ08-665, который определил, что "плата за коммунальные услуги" - это плата за количество потребленных коммунальных ресурсов: холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии, которые не входят в состав общего имущества.
Следовательно, электрическая энергия, которая подается в многоквартирный дом для "освещения мест общего пользования", является "жилищной услугой" и предоставляется (исполняется) той организацией, которая отвечает за обеспечение готовности к предъявлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме и должна входить в состав тарифа на техническое обслуживание многоквартирного дома.
Следовательно, обеспечение освещением мест общего пользования, а значит и приобретение с этой целью электрической энергии у ресурсоснабжающей организации возлагается на управляющую компанию, либо иную организацию обязанностью которой является обслуживание инженерных систем в жилом многоквартирном доме.
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ N СК/07 от 20.03.2007 г. организации, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы могут быть исполнителями коммунальной услуги в полном объеме только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг жилых домов.
Таким образом, собственники жилых помещений в многоквартирных домах вносят управляющей компании плату за электроэнергию, потребленную местами общего пользования, путем оплаты содержания и ремонта помещений.
Довод ответчика о том, что с 1 сентября 2012 г. Мосэнергосбыт должен самостоятельно рассчитывать и выставлять счета за пользование электроэнергией собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах судом не принимается, поскольку ОАО "Мосэнергосбыт" не имеет право получать оплату за потребленную электроэнергию за места общего пользования от собственников жилых помещений (квартир), т.к. это не соответствует положениям действующего законодательства, в частности ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, согласно которым собственники помещений оплачивают электроэнергию, потребленную местами общего пользования, напрямую ресурсоснабжающей организации только в случае непосредственного управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
С 1 сентября вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам..., и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - новые Правила). Данные Правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.
Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.
При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений. Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:
- - установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;
- - установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.
Сумма заявленной к взысканию задолженности подтверждена счетами-фактурами, счетами потребленной электрической энергии с расшифровками показаний приборов учета, актами снятия показаний общедомовых приборов учета, которые ежемесячно предоставлялись ответчиком в адрес ОАО "Мосэнергосбыт". В связи с чем, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика суммы задолженности в размере 1 529 040 руб. 23 коп.
Истец также просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 835 руб. 64 коп. за период просрочки с 11.02.2013 г. по 08.05.2013 г.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что в качестве пользования чужими денежными средствами следует рассматривать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московского области от 02 октября 2013 года по делу N А41-29886/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Э.С.МИРИШОВ

Судьи
В.П.БЫКОВ
В.П.МИЗЯК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)