Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировым С.М.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2012 года апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2012 года по делу N А72-2990/2012 (судья Абрашин С.А.),
по иску Товарищества собственников жилья "Северное", г. Ульяновск, ИНН 7327023739, ОГРН 1027301487916, к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис", г. Ульяновск, ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, о взыскании 446 370 руб. 40 коп.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Северное" (далее - ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 446 370 руб. 40 коп., полученного ответчиком с марта 2009 года по апрель 2010 вследствие переплаты за поставленную тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Предприятия в пользу ТСЖ взыскано неосновательное обогащение в сумме 312 740 руб. 49 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены оспариваемого судебного акта заявитель жалобы сослался на неправильное толкование норм материального права. Заявитель жалобы считает, что ответчик, выставляя к оплате потребленную тепловую энергию в трубопроводах горячего водоснабжения, необходимую для циркуляции и обеспечения нормативных параметров температуры воздуха в ванных комнатах по тарифу, не увеличивает тем самым плату за отопление, а выставило к оплате тепловую энергию, зафиксированную приборами учетов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители сторон в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
30.01.2009 между Предприятием (Теплоснабжающая организация) и ТСЖ (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 1164 (далее - договор), по условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1. договора).
Согласно пункту 2.1. договора оплата тепловой энергии и горячей воды производится за фактически принятое Абонентом количество в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплата теплоносителя производится за фактически принятое "Абонентом" количество теплоносителя по цене, определенной на основании калькуляции Теплоснабжающей организации.
В пункте 2.2. договора стороны согласовали тарифы без учета НДС.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора действие договора распространяется на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении и заключении нового договора.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Из материалов дела усматривается, что с марта по апрель 2009 г. и с октября 2009 г. по апрель 2010 г. ответчиком подано для отопления 2969,31 Гкал. на сумму 2 687 316,70 руб., в том числе 413,77 Гкал на сумму 446 370,40 руб. тепловой энергии на отопление полотенцесушителей в ванных комнатах и потери в стояках.
Ответчик предъявил к оплате счета-фактуры на сумму на сумму 2 687 316,7 руб., в том числе 446 370,40 руб. на отопление полотенцесушителей.
Стоимость поставленной в спорные периоды энергии была истцом оплачена, что следует из представленных в материалы дела платежных поручений.
Из отчетов по потреблению тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя и счетов-фактур за период с марта 2009 по апрель 2010 следует, что расчет платы за тепловую энергию за отопление произведен с учетом показаний прибора учета системы отопления и дополнительной расчетной величины по показаниям прибора учета системы ГВС, а в счетах-фактурах плата за расходы тепловой энергии на отопление полотенцесушителей в ванных комнатах и потери в стояках не выделена отдельной строкой.
Полагая, что, начисляя плату за потребленную истцом тепловую энергию, ответчик неправомерно дополнительно предъявлял к оплате расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 446.370 руб. 40 коп.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
У истца на границе балансовой принадлежности установлен общедомовой прибор учета, учитывающий потребление гражданами, проживающими в доме, потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Данные обстоятельства установлены и не оспариваются сторонами.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома.
Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по теплоснабжению, ТСЖ, управляющее многоквартирным домом, оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации установлено Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
Федеральная служба по тарифам письмом от 27.05.2009 N ДС-3523/5 разъяснила, что в настоящее время в отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб. метр.
Система централизованного горячего водоснабжения жилого дома ТСЖ подключена к сетям Предприятия по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, установлены приборы учета и имеется 4-трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Таким образом, система горячего водоснабжения жилого дома представляет собою отдельную систему, независимую от системы теплоснабжения.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Кроме того, согласно пункту 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основами ценообразования установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Согласно пункту 26 Правил N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расходы холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункт 27 Правил N 306).
Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 настоящего закона - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были включены в тариф на горячую воду для Предприятия (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454).
Так как указанные затраты в утвержденный тариф не были включены, то компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям, путем выставления их к оплате гражданам за отопление, то есть навязывать потребителям дополнительную услугу по отоплению, предприятие не вправе, тем более что при четырехтрубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению, которая не зависит от системы горячего водоснабжения.
Исходя из расчетов, представленных сторонами, суд сделал обоснованный вывод о том, что за спорный период предъявленная ответчиком к оплате сумма (без учета стоимости отопления полотенцесушителей) составляет 3 386 659 руб. 51 коп., а оплаченная истцом за спорный период сумма составляет 3 699 400 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования частично в сумме 312 740 руб. 49 коп.
Доводы заявителя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, поскольку противоречат вышеприведенным нормам материального права.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не оспаривается и судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое в части решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в связи с предоставленной отсрочкой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2012 года по делу N А72-2990/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2012 ПО ДЕЛУ N А72-2990/2012
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. по делу N А72-2990/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировым С.М.,
в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 декабря 2012 года апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2012 года по делу N А72-2990/2012 (судья Абрашин С.А.),
по иску Товарищества собственников жилья "Северное", г. Ульяновск, ИНН 7327023739, ОГРН 1027301487916, к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис", г. Ульяновск, ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, о взыскании 446 370 руб. 40 коп.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Северное" (далее - ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Городской теплосервис" (далее - Предприятие, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 446 370 руб. 40 коп., полученного ответчиком с марта 2009 года по апрель 2010 вследствие переплаты за поставленную тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Предприятия в пользу ТСЖ взыскано неосновательное обогащение в сумме 312 740 руб. 49 коп. В остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены оспариваемого судебного акта заявитель жалобы сослался на неправильное толкование норм материального права. Заявитель жалобы считает, что ответчик, выставляя к оплате потребленную тепловую энергию в трубопроводах горячего водоснабжения, необходимую для циркуляции и обеспечения нормативных параметров температуры воздуха в ванных комнатах по тарифу, не увеличивает тем самым плату за отопление, а выставило к оплате тепловую энергию, зафиксированную приборами учетов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители сторон в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
30.01.2009 между Предприятием (Теплоснабжающая организация) и ТСЖ (Абонент) заключен договор теплоснабжения N 1164 (далее - договор), по условиям которого Теплоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции, горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1.1. договора).
Согласно пункту 2.1. договора оплата тепловой энергии и горячей воды производится за фактически принятое Абонентом количество в соответствии с данными учета, по тарифам, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оплата теплоносителя производится за фактически принятое "Абонентом" количество теплоносителя по цене, определенной на основании калькуляции Теплоснабжающей организации.
В пункте 2.2. договора стороны согласовали тарифы без учета НДС.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 договора действие договора распространяется на период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и считается ежегодно продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении и заключении нового договора.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Из материалов дела усматривается, что с марта по апрель 2009 г. и с октября 2009 г. по апрель 2010 г. ответчиком подано для отопления 2969,31 Гкал. на сумму 2 687 316,70 руб., в том числе 413,77 Гкал на сумму 446 370,40 руб. тепловой энергии на отопление полотенцесушителей в ванных комнатах и потери в стояках.
Ответчик предъявил к оплате счета-фактуры на сумму на сумму 2 687 316,7 руб., в том числе 446 370,40 руб. на отопление полотенцесушителей.
Стоимость поставленной в спорные периоды энергии была истцом оплачена, что следует из представленных в материалы дела платежных поручений.
Из отчетов по потреблению тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя и счетов-фактур за период с марта 2009 по апрель 2010 следует, что расчет платы за тепловую энергию за отопление произведен с учетом показаний прибора учета системы отопления и дополнительной расчетной величины по показаниям прибора учета системы ГВС, а в счетах-фактурах плата за расходы тепловой энергии на отопление полотенцесушителей в ванных комнатах и потери в стояках не выделена отдельной строкой.
Полагая, что, начисляя плату за потребленную истцом тепловую энергию, ответчик неправомерно дополнительно предъявлял к оплате расходы тепловой энергии на отопление ванных комнат, истец обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 446.370 руб. 40 коп.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
У истца на границе балансовой принадлежности установлен общедомовой прибор учета, учитывающий потребление гражданами, проживающими в доме, потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
Данные обстоятельства установлены и не оспариваются сторонами.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией взаимоотношений истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома.
Соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по теплоснабжению, ТСЖ, управляющее многоквартирным домом, оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации установлено Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
Федеральная служба по тарифам письмом от 27.05.2009 N ДС-3523/5 разъяснила, что в настоящее время в отсутствие методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, необходимо руководствоваться Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования, из которых следует, что при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения должен быть установлен тариф на горячее водоснабжения в рублях за куб. метр.
Система централизованного горячего водоснабжения жилого дома ТСЖ подключена к сетям Предприятия по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, установлены приборы учета и имеется 4-трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Таким образом, система горячего водоснабжения жилого дома представляет собою отдельную систему, независимую от системы теплоснабжения.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Кроме того, согласно пункту 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на ее подогрев. В свою очередь, расходы на подогрев воды определяются как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основами ценообразования установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома).
Согласно пункту 26 Правил N 306 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителя.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расходы холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома (пункт 27 Правил N 306).
Следовательно, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливают органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в ч. 5 ст. 4 настоящего закона - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения не были включены в тариф на горячую воду для Предприятия (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454).
Так как указанные затраты в утвержденный тариф не были включены, то компенсировать свои расходы, возникающие в связи с теплопотерями при прохождении теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям, путем выставления их к оплате гражданам за отопление, то есть навязывать потребителям дополнительную услугу по отоплению, предприятие не вправе, тем более что при четырехтрубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению, которая не зависит от системы горячего водоснабжения.
Исходя из расчетов, представленных сторонами, суд сделал обоснованный вывод о том, что за спорный период предъявленная ответчиком к оплате сумма (без учета стоимости отопления полотенцесушителей) составляет 3 386 659 руб. 51 коп., а оплаченная истцом за спорный период сумма составляет 3 699 400 руб. 00 коп.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования частично в сумме 312 740 руб. 49 коп.
Доводы заявителя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, поскольку противоречат вышеприведенным нормам материального права.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не оспаривается и судом апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое в части решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета в связи с предоставленной отсрочкой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2012 года по делу N А72-2990/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск, ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)