Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-717-13

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2012 г. по делу N 33-717-13


Судья: Новикова М.Г.

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.
судей Зацепина Е.М., Котликовой О.П.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя С.А.А.
на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 июля 2012 года
по делу по заявлению С.А.А. об оспаривании действий Управления социальной защиты населения по городу Бийску.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

установила:

С.А.А. обратился в суд, указав, что являлся получателем субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплачиваемых Управлением социальной защиты населения по городу Бийску.
В обоснование требований, после их уточнения ссылался на то, что он обжалует действия Управления социальной защиты населения по г. Бийску по отказу в предоставлении субсидии, просил признать незаконным распоряжение от 7 июня 2012 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (т. 1 л.д. 40, т. 1 л.д. 64 оборот) и возложить обязанность выплатить заявителю образовавшуюся задолженность по субсидии. Свои требования С.А.А. обосновывал тем, что он по состоянию здоровья и при наличии имеющегося у него образования, не может найти подходящую ему работу, в настоящее время он не трудоустроен, вследствие чего, не имеет дохода, поэтому не может оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Указанные обстоятельства, по его мнению, являются уважительными, и Управление социальной защиты населения по г. Бийску не имело право отказывать ему в начисление субсидий, несмотря на наличие задолженности по оплате коммунальных услуг.
Решением Бийского городского суда от 24 июля 2012 года С.А.А. в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе С.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь, что оно не отвечает требованиям объективности и справедливости, не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации. При рассмотрении дела судом были нарушены права заявителя, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ на ознакомление с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, с документами по расчету субсидии с 1 января 2009 года по дату рассмотрения в суде. 1 августа 2012 года С.А.А. были поданы замечания на неточности и неполноту протокола судебного заседания от 24 июля 2012 года. Установленные судом обстоятельства по делу не соответствуют действительности. Судом не приняты во внимание дополнения к Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761. Судом неполно исследован вопрос о том, что имеющиеся у С.А.А. заболевания не позволяли ему трудоустроиться. В судебном решении не отражено, что в Бийском городском суде на рассмотрении находится еще несколько дел по обращениям С.А.А., что с учетом неудовлетворительной работы суда ведет к отторжению его свободного времени.
В возражениях на апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по городу Бийску просит обжалуемое решение Бийского городского суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу С.А.А. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки в известность не поставили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 - 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила).
В силу п. 2 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
При этом, согласно п. 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 58, 59 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, С.А.Н. зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в <адрес>, которая принадлежала на праве собственности матери заявителя - С.З.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
С.А.А. обращался с заявлением на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 13 января 2011 года, 7 июля 2011 года, 12 января 2012 года. По каждому заявлению был выполнен расчет, назначение субсидий и произведена выплата денежных средств, приведенные обстоятельства не оспаривались заявителем.
В частности, Управлением социальной защиты населения по г. Бийску заявителю была назначена субсидия на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года.
С 1 марта 2012 года С.А.А. была приостановлена выплата субсидии по тем основаниям, что у него имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, данные сведения о наличии у истца задолженности по оплате коммунальных услуг были предоставлены Управлению социальной защиты населения по г. Бийску ОАО "Бийскэнерго", ООО "УК "Центральная". О приостановлении выплаты субсидий заявитель был проинформирован, что не отрицалось им в судебном заседании.
Извещением от 11 апреля 2012 года С.А.А. было разъяснено, какие действие ему необходимо предпринять для восстановления выплаты субсидии, вместе с тем, задолженность по оплате коммунальных услуг С.А.А. не погашена. С заявлением о согласовании сроков погашения долгов С.А.А. не обращался.
Документов, свидетельствующих об уважительности образования задолженности на момент принятия решения о приостановлении выплаты субсидии, равно как и на момент отказа в предоставлении субсидий, С.А.А. представлено не было. Наличие заболеваний, и специальности "Преподаватель истории и обществоведения", судом правомерно расценено не являющимся препятствием для трудоустройства. С.А.А. находится в трудоспособном возрасте, не имеет инвалидности. На этом основании в июне 2012 года С.А.А. было отказано в выплате субсидий (п. 6 Правил).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при получении УСЗН по г. Бийску была информации из ОАО "Бийскэнерго", ООО "УК "Центральная" о наличии у заявителя задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, решение Управления социальной защиты населения по г. Бийску об отказе в предоставлении заявителю субсидии и компенсации соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, Правилам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Управлению полномочий, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов С.А.А. не представлено, в связи с чем, отказ Управление социальной защите населения по г. Бийску является правомерным.
Доводы С.А.А. о том, что нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие порядок предоставления субсидий, противоречат Конституции РФ, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку Конституционный Суд рассматривал вопрос о соответствии положения ст. 159 ЖК РФ Конституции РФ и противоречащей Конституции РФ данная норма признана не была.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 12 апреля 2011 года N 552-О-О, в определении от 22 марта. 2011 года N 346-О-О, в соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле данных расходов в совокупном доходе семьи. Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (статья 40, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Поскольку Конституция Российской Федерации не определяет конкретные условия предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, федеральный законодатель, регулируя отношения в данной сфере, обладает необходимыми дискреционными полномочиями, позволяющими ему решать собственные правотворческие задачи с учетом конкретных социально-экономических и иных факторов. Он, в частности, вправе устанавливать и изменять круг лиц, имеющих право на такие субсидии. Вместе с тем, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Следовательно, предусмотренная статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты. Условия предоставления этой субсидии, закрепленные законодателем в части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и детализированные в подзаконном нормативном акте, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.
Вопреки доводам жалобы у УСЗН отсутствует обязанность предоставления в суд информации об изменениях, внесенных в Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, а также обязанность знакомить заявителя с названным нормативно-правовым актом. УСЗН по г. Бийску были представлены в суд и исследованы в судебном заседании 24 июля 2012 года документы по расчету субсидии С.А.А. с января 2011 года. Материалы дела (л.д. 89 - 106) содержат копии медицинских документов свидетельствующих о состоянии здоровья, судом исследовался вопрос о наличии препятствий к трудоустройству С.А.А., им дана оценка в решении суда.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Частью 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Доводы заявителя о нарушении его прав действиями УСЗН по г. Бийска являются несостоятельными, в силу чего отмены решения суда не влекут.
Ссылку апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка требованиям, изложенным в заявлении от 19, 23 июля 2012 года, судебная коллегия не принимает, так как указанное заявление фактически является письменными пояснениями С.А.А. в судебном заседании, в которых изложена позиция заявителя по заявленным им требованиям, приведены возражения относительно представленных в материалы дела расчетов субсидии, что охватывалось требованиями, рассмотренными судом.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
По существу доводы жалобы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу заявителя С.А.А. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 24 июля 2012 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)