Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11579

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. по делу N 33-11579


Судья: Оленбург Ю.А.
Докладчик: Ларионова С.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Курпас И.С.
судей: Ларионовой С.Г., Емельянова А.Ф.
при секретаре Г.Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по кассационной жалобе Г.Н.В., Г.Е.Н., С.А.Н., действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 мая 2011 года
по делу по иску К.С., К.Г., К.А., З.К., Г.Н.В., Г.Е.Н., С.А.Н., действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К. к Администрации г. Новокузнецка об обжаловании решения об отказе во включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты, о признании права на выделение социальных выплат,
установила:

К.С., К.Г., К.А., З.К., Г.Н.В., Г.Е.Н., С.А.Н., действующая за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К., обратились в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании права на выделение денежных средств на переселение с подработанных территорий и просят отказ Администрации г. Новокузнецка о включении их в список лиц, подлежащих переселению с подработанных территорий и выделении социальной выплаты взамен ветхого жилья - признать незаконным, признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ликвидируемой шахты им. Димитрова.
Требования мотивированы тем, что их семья проживает в жилом доме по с 1958 г.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12.05.2009 г. Г.Н.В., К.Г. являются наследниками указанного имущества, оставшегося после смерти З.В.
Указанный дом находится на подработанной территории ликвидированной шахты им. Димитрова.
Дом включен в "Список домов и граждан, проживающих в них, расположенных на подработанной шахтой им. Димитрова территории, ставших в результате ведения горных работ, непригодным для проживания по критериям безопасности.
Они обратились в Администрацию г. Новокузнецка с просьбой включить их семью в списки на переселение, однако им было отказано по тем основаниям, что они менее пяти лет владеют (проживают) в доме и не имеют права на социальные выплаты для приобретения жилья. Считают данный отказ незаконным.
Решением суда от 25.05.2011 г. постановлено:
Признать незаконным отказ Администрации г. Новокузнецка во включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты К.С., К.Г., К.А., З.К. для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством РФ на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Признать право К.С., К.Г., К.А., З.К. на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой им. Димитрова за счет средств, предусмотренных Правительством РФ на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию г. Новокузнецка включить указанных лиц в списки на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.
Отказать Г.Н.В., Г.Е.Н., С.А.Н., действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К., в удовлетворении заявленных требований об обжаловании решения об отказе во включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты, о признании права на выделение социальных выплат в полном объеме.
В кассационной жалобе Г.Н.В., Г.Е.Н., С.А.Н., действующая за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К., просят решение суда в части отказа им в удовлетворении иска отменить.
Суд посчитал, что Г.Н.В., обладая правом собственности на жилой дом в настоящее время, а также в качестве наследницы, принявшей наследство - с момента включения дома в списки, тем не менее, обладает на праве найма другим жилым помещением, т.е. обеспечена жильем.
В судебном заседании не добыто доказательств постоянного проживания Г.Н.В., а также членов ее семьи в жилом доме по, не учтены в этой части показания свидетелей.
Суд решил, что в связи с наличием у Г.Н.В. в собственности части дома, указанные истцы не могут быть отнесены к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Однако это единственное место жительства Г.Н.В. на сегодняшний день. Квартира по адресу: является муниципальной, право пользования в ней имеет ее дочь С.А.Н. со своим несовершеннолетним сыном С.А.К.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Г.Н.В. и К.Г. являются собственниками (по 1\\2 доле) жилого дома по.
Ранее собственником указанного дома на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома от 25.11.1958 г. являлся отец Г.Н.В. и К.Г. - З.В.
Государственное предприятие "Шахта имени Димитрова" ликвидировалось.
Списки домов, находящихся на подработанных территориях, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности, и лиц, проживающих там, были составлены 02 июля 1999 г. - на дату ликвидации шахты.
В указанные списки был внесен принадлежащий истцам жилой дом по. Проживающим в доме указан З.В. (л.д. 28 - 29).
В 2010 году по запросу Администрации г. Новокузнецка сотрудниками СФ ВНИМИ было проведено очередное натурное обследование местности и домов для определения технического состояния жилья в районе расположения условно-опасных зон и в зоне подработки.
Принадлежащий истцам дом, по, включен в указанный список в качестве жилого дома, находящегося на участке, подработанного горными работами с высоким уровнем расчетных деформаций, т.е. признан непригодным для проживания. Таким образом, жилой дом по адресу, признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
З.В. умер 21.07.1999 года.
Г.Н.В. и К.Г. приняли наследство после смерти З.В. Фактически на момент составления списков в 1999 г., а также в 2010 г. они имели право на жилой дом, включенный в список.
Отказывая Г.Н.В. и членам ее семьи Г.Е.Н., С.А.Н., действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетнего С.А.К., в удовлетворении требований об обжаловании решения об отказе во включении в списки граждан на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, о признании права на выделение социальных выплат в полном объеме, взамен ветхого, ставшего непригодным, суд правильно применил материальный закон и указал, что в судебном заседании не добыто доказательств постоянного проживания Г.Н.В. и членов ее семьи в жилом доме по, соответственно, они не имеет право на получение социальной выплаты, которая предоставляется нуждающимся и постоянно проживающим в ветхих жилых помещениях.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда обоснованным, соответствующим установленным судом обстоятельствам, а также нормам права.
Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления, регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 г. "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", а также Постановлением Правительства РФ N 840 от 24.12.2004 г. "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования".
Согласно п. 8 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за N 840, в реализацию программы входит: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Пунктами 1, 3, 5, 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. N 428 (в редакции от 14 ноября 2007 г.) предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов...- содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременения, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Согласно п. 13 Правил, гражданин, в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежат переселению из указанного жилья.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Г.Н.В. и членов ее семьи права на социальную выплату для приобретения жилья, поскольку Г.Н.В. и члены ее семьи постоянно в спорном жилом доме не проживают, зарегистрированы и проживают по другому адресу: на основании договора найма. То обстоятельство, что Г.Н.В. является сособственником спорного жилого дома, не порождает ее безусловного права на получение указанной социальной выплаты, поэтому ее доводы о необоснованности отказа ей в иске, как сособственнику ? доли жилого дома по, являются не состоятельными, не могут быть основанием для отмены решения суда.
Несостоятельны доводы кассаторов о том, что суд не принял во внимание показания свидетелей.
Показания свидетелей приведены в решении суда, им дана оценка, в соответствии с которой данные доказательства подтверждают постоянное проживание в спорном доме К.Г., К.С., К.А., З.К., и, напротив, опровергают постоянное проживание Г.Н.В. с дочерью Анастасией. Показания свидетелей оценены судом в совокупности с иными доказательствами. Судебная коллегия полагает данную оценку верной.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку все они являлись предметом исследования суда первой инстанции и на все из них судом даны полные, мотивированные ответы со ссылкой на нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам, установленным судом, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 мая 2011 года в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)