Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7226

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2011 г. по делу N 33-7226


Судья Черная Е.А.
Докладчик Рыжонина Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н., Ларченко Н.М.,
при ведении протокола помощником судьи Щ.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Л. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2011 года
по иску Л. к Администрации Осинниковского городского округа о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки шахтой ОАО "Шахта "Капитальная", о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО "Шахта Капитальная", и о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным,
установила:

Л. обратилась с иском в суд к Администрации г. Осинники, в котором просила признать за нею право на предоставление социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, взамен ветхого, подлежащего сносу в связи с подработкой ОАО "Шахта "Капитальная" по адресу: обязать Администрацию г. Осинники включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подлежащего сносу по критерию безопасности в результате ведения горных работ, для получения жилья и предоставить ей социальную выплату.
Требования мотивировала тем, что указанный дом являлся собственностью ее отца Р., умершего в 1995 году. После его смерти в доме стала поживать ее мать - Р.У. и она. Дом подлежит сносу, находится на территории подработанной шахтой, разрушается в связи с ведением горных работ, числится в первом списке. В 2008 году для предоставления ее матери социальной выплаты администрация города рекомендовала ей сняться с регистрационного учета, что она и сделала, хотя фактически проживала в доме и проживает в настоящее время. Ее матери Р.У. была предоставлена социальная выплата. Считает, что ей так же должна быть предоставлена социальная выплата в размере 18 кв. м как на одного члена семьи.
Представитель ответчика - Администрации Осинниковского городского округа К. возражала против заявленных требований.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2011 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Л. к Администрации Осинниковского городского округа, о признании за нею права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, включении ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта Капитальная", и предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта Капитальная", отказать.
В кассационной жалобе Л. просит решение суда отменить. Указывает, что в спорном доме она проживает постоянно и зарегистрирована с 2003 года и какого-либо другого жилья не имеет.
Она была вынуждена сняться с регистрации, хотя фактически постоянно проживала и проживает по данному адресу по настоящее время.
Жилой дом по адресу: не пригоден для дальнейшего проживания, проводить ремонт не целесообразно, техническое состояние дома является следствием недопустимого влияния подработки ОАО шахта "Капитальная".
Исследовав материалы дела, заслушав Л. поддержавшую доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Ранее действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности") предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.
В настоящее время данным Постановлением Правительства (в редакции от 14.11.2007 года N 428) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктом 5 данного Постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Постановления N 428 от 13.07.2005 года (в новой редакции) предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.
В силу пунктов 9 - 10 указанного Постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из 2 человек; 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).
Из системного толкования указанных норм следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и члена его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты.
Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года N 428 (с последующими изменениями), содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Из анализа ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения.
Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.10.2007 года ОАО "Шахта "Капитальная" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
Из материалов дела следует, что отец истицы Р. являлся собственником жилого дома по адресу: на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от 10 июня 1949 года.
После его смерти в 1995 году в указанном доме осталась проживать мать истицы - Р.У. Истица проживает в спорном доме с 2003 года, была зарегистрирована в нем с 02.07.2004 года по 04.07.2008 года.
Дом подлежит сносу, находится на территории подработанной шахтой, разрушается в связи с ведением горных работ, числится в первом списке, что подтверждается заключением ВНИМИ N 35а от 29.04.1999 года. В соответствии со списком ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО "Шахта Капитальная", в указанный список включен дом по адресу:, а также жители - родители истицы Р. и Р.У.
21 июля 2008 года между Администрацией г. Осинники и Р.У. был заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности (город, район).
В соответствии с условиями данного договора Администрация г. Осинники обязалась за счет средств бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, предоставить семье Гражданина, состоящей из одного человека (Р.У.) подлежащей переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, социальную выплату в размере рублей (п. 1.1).
Гражданин Р.У. обязалась заключить договор участия в долевом строительстве, зарегистрировать его в учреждении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, и предоставить в администрацию.
Безвозмездно передать в Администрацию в месячный срок после приобретения жилья за счет средств, предоставляемой ему социальной выплаты занимаемое им жилое помещение по адресу: общей площадью, жилой кв. м и оформить должным образом необходимые документы на эту передачу (п. 1.2. договора) (л.д. 10 - 11).
Согласно акту сдачи-приемки жилого помещения, находящегося по адресу: 18 февраля 2009 года указанная квартира была передана Р.У. (л.д. 9).
20.07.2009 г. Р.У. на основании договора на участие в долевом строительстве N 16/22-55 от 23.07.2008 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права на квартиру расположенную по адресу:. (л.д. 20).
Разрешая спор, суд первой инстанции бесспорно установил, что Л. не проживала в сносимом жилом доме по адресу на момент принятия решения о ликвидации шахты "Капитальная", но проживала и была зарегистрирована в однокомнатной квартире по, собственником 1/2 доли в которой в соответствии с договором на предоставление бесплатно в собственность граждан квартир (приватизации) от 08.10.1992 года она являлась. Ранее истица проживала с 1998 года и была зарегистрирована с 04.07.2002 года по 28.05.2004 года по ул., в доме у своего бывшего супруга Г.
Л. не является нуждающейся в жилье, поскольку у нее имеется 1/2 доля в двухкомнатной квартире по адресу:, а в настоящее время она так же является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу ул.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно, адресной справкой и домовой книгой (л.д. 76 - 78); копией домовой книги по ул.; копиями технического паспорта и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; поквартирными карточками регистрации по ул., по ул.; справкой БТИ и копией свидетельства о праве на наследство по закону по ул., копиями свидетельств о расторжении брака; показаниями свидетелей Ю., К., Г., Ф.
Судом установлено, что спорный дом не является единственным и постоянным местом жительства истицы, она имеет иное постоянное место жительства, проживание истцы не порождает ее безусловного права на получение указанной социальной выплаты, и, соответственно, она не нуждается в социальной помощи государства в случае сноса спорного ветхого дома в целях приобретения иного жилья.
Кроме того, как установлено судом, социальная выплата собственнику данного дома уже предоставлена. На момент предоставления выплаты, Р.У. не оспаривался тот факт, что ей предоставлена социальная выплата как одиноко проживающему человеку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит верным вывод суда, что у Л. не возникло право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки шахтой ОАО "Шахта "Капитальная", включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО "Шахта Капитальная", и предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным, ввиду отсутствия совокупности условий, позволяющих включить ее в указанный список.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорном доме Л. проживает постоянно и зарегистрирована с 2003 года и какого-либо другого жилья не имеет, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку противоречат материалам дела.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность принятого судом решения, кассационная жалоба Л. не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно и всем предоставленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оснований для отмены решения суда по всем доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Н.М.БУГРОВА
Судьи:
Н.М.ЛАРЧЕНКО
Т.Н.РЫЖОНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)