Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7818

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу N 33-7818


Судья: Тихонова Л.Г.
Докладчик: Строганова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Курпас И.С.,
судей: Чуньковой Т.Ю., Строгановой Г.В.,
при секретаре Б.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В.
гражданское дело по кассационной жалобе Ч.В., М.И., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, М.Н., М.Е. на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 18 мая 2011 года
по иску Ч.В., М.И., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, М.Н., М.Е. к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
установила:

Истцы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о заключении договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда по проекту ликвидации ОАО "Шахта " ", включив их в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО "Шахта " ".
Требования мотивированы тем, что Ч.В. и М.И. в 2005 году по частной расписке купили дом по, но сделку не оформили, не придали этому значения, не было денег. Дом купили для проживания и проживали в нем до 2010 года, не были прописаны, т.к. не было документов на дом. Выехали из дома в связи с его непригодностью для проживания. Они в доме проживали с двумя детьми М.И., с М.Е. и несовершеннолетней дочерью сожительницы М.Н., т.к. она не хотела проживать с матерью. Решением суда в 2010 году они установили за ними право собственности на дом по. Просили удовлетворить их требования.
Представитель ответчика - администрации г. Прокопьевска С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 18 мая 2011 года постановлено:
В иске Ч.В., М.И., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, М.Н., М.Е. к администрации города Прокопьевска о включении в уточненный список граждан и заключении договора о предоставлении социальной выплаты отказать.
В кассационной жалобе Ч.В., М.И., действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 И.А., М.Н., М.Е. просят отменить решение суда.
Указывают, сама по себе регистрация права 26.01.2011 года и регистрация по месту жительства в марте 2011 года носит косвенный характер т.к. без документов невозможно прописаться и зарегистрировать право собственности. Основным документом является решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска, согласно которого истцы купили дом по частной расписке в октябре 2005 года и проживали в нем, что бывший собственник ФИО9 и свидетели подтвердили проживание и продажу дома в 2005 году. Таким образом, сам факт проживания уже доказан в суде.
Решение о сносе поселка было принято 07.04.2010 года, когда истцы действительно проживали в спорном доме.
У Ч.В. и остальных истцов согласно справкам ЕГРП и БТИ в собственности иных жилых помещений нет, следовательно дом по являлся их единственным местом жительства.
Не согласен с выводом суда, что если собственник дома считает, что шахтой причинен вред его имуществу, то собственник имеет право предъявить требования о возмещении вреда имуществу к причинителю вреда.
Указывает, что шахта уже несколько лет ликвидирована, и им уже никто не возместит причиненный вред имуществу.
Кроме этого, их представитель Ч.М., у которого срок доверенности истек в декабре 2010 года вообще не мог представлять их интересы в судебном заседании.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Ч.В., просившего решение суда отменить, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы в соответствии со ст. 347 ч. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья. (пункт 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, истцы Ч.В., М.И. являются собственниками по 1/2 доли в праве собственности на основании решения Зенковского районного суда г. Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ, их право зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, о чем выданы свидетельства. Все истцы зарегистрированы в спорном доме по месту жительства с марта 2011 года.
По заключению СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ строения поселка были признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу по критериям безопасности.
Дом как строение поселка " " подлежит сносу, как непригодный для проживания по условиям безопасности, ветхости жилья и экологическим последствиям от горных работ ликвидированной шахты " ".
Ответчик осуществляет снос домов поселка и предоставляет гражданам, проживающим в сносимом жилье социальную выплату. Социальная выплата предоставляется на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством по энергетике РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Исходя из системного толкования вышеназванных положений постановлений Правительства РФ следует, что право на социальную выплату имеют лица, постоянно проживающие в жилом помещении, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтами. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не предусмотрено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют необходимые условия для предоставления истцам социальных выплат по Постановлению Правительства N 428 от 13.07.2005 года, поскольку для всех истцов спорное жилое помещение не является местом жительства, и на момент принятия решения о признании спорного дома подлежащим сносу (ДД.ММ.ГГГГ) истцы не проживали в нем.
Судебная коллегия находит данный вывод верным, законным и обоснованным.
Так из материалов дела усматривается, что М.И. имеет в собственности жилые помещения ((л.д. 40), (л.д. 49)) благоустроенные, пригодные для проживания, вместе с детьми была в них зарегистрирована по месту жительства.
Ч.В. был зарегистрирован в жилом помещении по, принадлежащем ФИО11, где приобрел право пользования данным жилым помещением.
М.Н. была зарегистрирована в жилом помещении по, принадлежащем ФИО12 (л.д. 41, 45, 47), где приобрела право пользования жилым помещением.
М.Е., в судебное заседание не явилась, доказательств в обоснование своих требований не представила.
Несмотря на то, что регистрация граждан по месту жительства носит уведомительный характер, сторонами не было представлено доказательств, что для истцов спорное жилое помещение является единственным и постоянным местом жительства.
Кроме того, исходя же из добросовестного пользования истцами своими правами и исполнения возложенных на них обязанностей, с учетом установленных выше обстоятельств и того, что регистрация по месту жительства является основополагающим административно-правовым актом, определяющим место жительства гражданина, надлежит считать, что местом жительства истцов до марта 2011 года являлись указанные выше места их регистрации в жилых помещениях, где они проживали в качестве собственников, либо нанимателей, либо как члены семьи собственников.
Доказательств, подтверждающих, что истцы до марта 2011 года не проживали по местам своей регистрации, а постоянно проживали в, не предоставлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше и в судебном решении, являются необоснованными.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка. Кассационная жалоба не содержит оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 347 ч. 1, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 18 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.В., М.И., действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4., М.Н., М.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
КУРПАС И.С.
Судьи:
ЧУНЬКОВА Т.Ю.
СТРОГАНОВА Г.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)