Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2011 ПО ДЕЛУ N 33-8402

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2011 г. по делу N 33-8402


Судья: Моргачева Т.С.
Докладчик: Строганова Г.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.
судей: Строгановой Г.В., Русиновой А.В.
при секретаре Б.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Строгановой Г.В. гражданское дело
по кассационной жалобе Т. на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2011 года
по иску Т. к Администрации Осинниковского городского округа о включении в список на предоставление жилья, признании права на социальную выплату, предоставлении социальной выплаты,
установила:

Истица обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ней право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта " "; обязать ответчика включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта " " и предоставить социальную выплату на приобретение жилья в размере, установленном действующим законодательством.
Свои исковые требования истица мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу:. Указанный жилой дом не значится в Перечне жилых домов подлежащих переселению. Однако указанный дом находится на горном отводе ОАО "Шахта " ". В настоящее время дом пришел в непригодное для проживания состояние. Считает, что причиной разрушения дома является влияние подработки горными работами ОАО "Шахта " ", что является основанием для включения ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта " " и предоставлении ей социальной выплаты.
Истица Т. в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства по делу. В материалах дела имеется ее заявление, согласно которого она поддерживает свои требования, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя (л.д. 109).
В судебном заседании представитель истицы - дочь К. поддержала требования своей доверительницы и показала, что ее родители в 1947 году практически из чурок - ранее использовавшихся столбов построили дом по и с того времени стали проживать в указанном доме. Трое детей после 1977 года разъехались, отец умер в 2009 году. В настоящее время мать проживает в доме одна. В доме проживать опасно, так стены практически сгнили, трещины в фундаменте, стенах, полагает, что указанные повреждения имеют место в связи с тем, что территория, на которой расположен дом истицы, подработана горными работами ОАО "Шахта " ". Полагает, что дом не включен в списки домов подлежащих переселению, так как на момент осмотра хорошо выглядел, родители за ним ухаживали. Не согласна с выводами проведенной по делу экспертизы, поскольку практически все соседи с улицы получили выплаты, жилье. Истица старенькая, ей затруднительно ходить за водой, в магазин, в поликлинику. Просит включить истицу в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта " ", признав за ней право на включение в список, и предоставить ей социальную выплату.
Представитель истицы - адвокат Гильфанова А.В. полагает, что требования истицы подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика - Администрации Осинниковского городского округа Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Считает, что между разрушением жилого дома, расположенного по адресу: и подработкой горными работами ОАО "Шахта " " нет причинно-следственной связи. Из выводов экспертов специализированной научно-исследовательской организации ВНИМИ следует, что указанный жилой дом находится в удовлетворительном состоянии, признаков разрушения дома не обнаружено, подработка не оказала влияние на его техническое состояние, дом пригоден для проживания.
Представитель третьего лица - Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие. Считает, что ГУ "ГУРШ" не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не обладает функциями по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение. Данными функциями наделен только орган местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2011 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Т. к Администрации Осинниковского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО "Шахта " " по адресу:, признании права на социальную выплату на приобретение жилья взамен ветхого, предоставлении социальной выплаты, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, отказать.
Взыскать с Т. оплату услуг по проведению экспертизы в сумме рублей в пользу научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра (СФ ОАО ВНИМИ).
В кассационной жалобе Т. просит отменить решение суда.
Указывает, что в судебном заседании было установлено: Т. является собственником жилого дома, который построили еще ее родители в 1947 году по. Вывод Осинниковского городского суда о том, что дом построен из чурок, бывших в употреблении, является домыслом суда, поскольку вывод о том, из какого материала построен жилой дом может сделать только строительный эксперт.
Т. не согласна с выводами проведенной по делу экспертизы в СФ ВНИМИ, поскольку специалисты, не выезжая на место, дают заключение только на основании документов: карт, выкопировок подработки, специалисты не обследовали состояние основных конструкций дома, а именно состояние несущих конструкций и состояние фундамента.
Осинниковский городской суд нарушил нормы гражданского процессуального права и рассмотрел дело, не удовлетворив ходатайство о назначении комплексной строительно-технической экспертизы.
Суд не установил также важные обстоятельства, имеющие значение для вынесения законного и обоснованного решения, а именно, фактически ли жилой дом по адресу: подработан шахтой " " и является ли ОАО "Шахта " " правопреемником шахты.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Т. - К., действующую на основании доверенности от 22.08.2008 г., просившую решение суда отменить, жалобу удовлетворить, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, оценив имеющиеся доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником жилого дома, расположенного по адресу:, является Т. (л.д. 13). Истица зарегистрирована в указанном доме с 1979 года (л.д. 8).
Согласно справке Администрации Осинниковского городского округа N дом по, N в списках домов, расположенных на горном отводе ОАО "Шахта " " не значится, истица не включена в список граждан, подлежащих переселению в результате ведения горных работ ликвидируемой ОАО "Шахта " " (л.д. 110).
Указанный жилой дом имеет износ - 66%, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (л.д. 13, 14).
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 года "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счет органа местного самоуправления в виде межбюджетных трансфертов. Согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации в том числе следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу п. 8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Из заключения судебной горно-геологической экспертизы, назначенной и проведенной научно-исследовательским институтом горной геомеханики и маркшейдерского дела - межотраслевого научного центра (СФ ОАО ВНИМИ) по ходатайству истицы, следует, что указанный жилой дом находится в зоне подработки угольными пластами ОАО ", расположен на ровной горизонтальной площадке, оползневых явлений в районе расположения дома не зафиксировано. Горные работы велись в период 1951 - 1955 года при отработке пласта П 3 мощностью 0,9 - 1,0 метра, углом падения пласта от 12 до 18 градусов при средней глубине отработки до 190 метров. Процесс сдвижения от горных работ закончился через 6 месяцев после ведения горных работ, то есть в 1956 году. Расчетные относительные горизонтальные деформации поверхности при подработке составили 1,0 мм/м при допустимых деформациях 6,0 мм/м и предельных 9,6 мм/м. Подработка такой степени не оказывает влияния на техническое состояние дома. Повреждений дома, свидетельствующих о влиянии подработки, не установлено. Техническое состояние дома удовлетворительное, дом пригоден для дальнейшего проживания (л.д. 96 - 97).
Судом дана верная оценка представленному заключению и сделан соответствующий вывод о малом влиянии горных работ ликвидированной шахты на состояние спорного жилого дома.
Доводы кассационной жалобы о том, что при проведении экспертизы специалисты не выезжали на осмотр дома и сделали заключение только на основании представленных документов, опровергаются материалами дела, так, например, в протоколе судебного заседания от 27.05.2011 г. представитель истицы К. пояснила, что 14 апреля 2011 г. приезжал эксперт, в присутствии К. дом осмотрел, сфотографировал.
Доводы жалобы, что экспертное заключение необоснованно, нельзя признать правомерными, поскольку выводы эксперта достаточно мотивированы, они ясно и полно изложены, в заключении даны ответы на все поставленные судом вопросы.
Согласно ст. 87 ГПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту.
В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
В данном случае основания для назначения дополнительной или повторной экспертизы у суда не имелось. Несогласие истца с выводами экспертов таковым основанием в силу ст. 87 ГПК РФ не является.
С учетом имеющихся доказательств и требований закона судом вынесено правильное решение, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)