Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зайцева О.Ю.
Докладчик: Дударек Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Дударек Н.Г.,
судей Чуньковой Т.Ю., Сорокина А.В.,
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударек Н.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2,
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года по делу по иску ФИО2, ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,
установила:
ФИО2 и ФИО1 обратились с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования мотивировали тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 продала им дом, расположенный по адресу: <...> г. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежит им на праве личной собственности. ФИО1 проживает в данном доме с августа 2006 года, с ней совместно в качестве члена семьи проживает муж - ФИО2, прописан с ДД.ММ.ГГГГ. Они проживают совместно, одной семьей, ведут совместное хозяйство.
Дом по адресу: пе, <...> находится на горном отводе ликвидируемой ОАО шахты "Анжерская", в провалоопасной зоне, был подработан горными работами ОАО шахты "Анжерская", непригоден для проживания. ФИО10 обращалась в жилищный отдел администрации города по вопросу включения ее и членов семьи в список на получение жилья, в чем ей было отказано, рекомендовано обратиться в суд.
Просили обязать администрацию включить их в список жильцов по ОАО шахта "Анжерская" на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО шахте "Анжерская", непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: пе, <...> (л.д. 3).
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа ФИО9 исковые требования не признал.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства энергетики РФ.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО2 и ФИО1.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Указывают, что, несмотря на то, что решение о ликвидации ОАО "Шахта "Анжерская" было принято ДД.ММ.ГГГГ, дом истцов был признан непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ, а истцы постоянно проживали в нем с 2003 и 2005 годов, а с ДД.ММ.ГГГГ они являются собственниками спорного жилого помещения и иного жилья не имеют.
Полагают, что, поскольку спорный жилой дом является частной собственностью, то истцы, приобретая данный дом, приобрели и все права предыдущего собственника, их право собственности должно быть защищено законом, иначе они лишатся единственно имеющегося у них жилья.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1, ФИО2, просивших об отмене решения суда и удовлетворения доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение по адресу: пе, <...> в принадлежит истцам на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).
Право собственности на указанный дом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> за истцами по 1/2 доли за каждым ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 зарегистрирован по пе, <...> в <...> с ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,9).
Ранее жилой дом по пе, <...> 3 в <...> принадлежал ФИО8 - матери истца ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРП за <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Решением Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, проживавшей по пе, <...> 3 в <...>, отказано в иске к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению (л.д. 44-47).
Из заключения ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по пе, <...> в <...> расположен на горном отводе ликвидированной шахты "Анжерская", подлежит сносу по условию подработки (л.д. 20-22).
Разрешая спор по существу, суд пришел к верному выводу, что истцы ФИО2 и ФИО1 не имеют права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья и не подлежит включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на горном отводе шахты "Анжерская", поскольку ФИО10 после признания жилого дома, расположенного по ул. <...>, 3 в <...>, подлежащим сносу по причинен подработки на горном отводе ш. "Анжерская" заключением ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ, распорядились по своему усмотрению принадлежащими им долями в праве собственности на жилое помещение, произведя их отчуждение путем договоров дарения своим матерям - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение 1\\3 доли в праве собственности на квартиру по адресу <...>; ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ 1\\4 доли в квартире по адресу <...>, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия (л.д. 28-32).
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ и не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Так, вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, в том числе основания и порядок ее предоставления, регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 г. "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", а также Постановлением Правительства РФ N 840 от 24.12.2004 г. "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования".
Согласно п. 8 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за N 840, в реализацию программы входит:
а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Пунктами 1, 3, 5, 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. N 428 (в редакции от 14 ноября 2007 г.) предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов... - содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременения, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Согласно п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежат переселению из указанного жилья.
Разрешая спор по существу, суд обоснованно исходил из того, что истцы, отчуждая свои доли в праве собственности на жилое помещение, действовали осознанно, не могли не знать о том, что вследствие сделок у них могут появиться основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении либо иные основания, требующие участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем. О преднамеренности действий истцов также свидетельствует то обстоятельство, что договоры дарения ими были заключены непосредственно перед обращением с заявлением о включении в список на предоставление жилья в связи со сносом и предоставлении социальной выплаты.
При установленных обстоятельствах вопросы длительности проживания в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, и регистрация по месту жительства самостоятельного правового значения по делу не имеют.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие определенных условий:
- признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты;
- постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которая равнозначна пособию, является одной из форм государственной социальной помощи и направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения, постоянно проживающим в ветхом жилье и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением, что вытекает из анализа ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи", из которой следует, что социальная выплата имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказанием материальной помощи определенным слоям населения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельные, они не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, повторяют позицию истцов, поддержанную ими в ходе судебного разбирательства, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого постановления. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в дополнительной проверке доводы жалобы не нуждаются.
При данных обстоятельствах, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Поэтому решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7832
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. по делу N 33-7832
Судья: Зайцева О.Ю.
Докладчик: Дударек Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Дударек Н.Г.,
судей Чуньковой Т.Ю., Сорокина А.В.,
при секретаре Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударек Н.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2,
на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года по делу по иску ФИО2, ФИО1 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ,
установила:
ФИО2 и ФИО1 обратились с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список по расселению граждан из аварийного жилья ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.
Свои требования мотивировали тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 продала им дом, расположенный по адресу: <...> г. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежит им на праве личной собственности. ФИО1 проживает в данном доме с августа 2006 года, с ней совместно в качестве члена семьи проживает муж - ФИО2, прописан с ДД.ММ.ГГГГ. Они проживают совместно, одной семьей, ведут совместное хозяйство.
Дом по адресу: пе, <...> находится на горном отводе ликвидируемой ОАО шахты "Анжерская", в провалоопасной зоне, был подработан горными работами ОАО шахты "Анжерская", непригоден для проживания. ФИО10 обращалась в жилищный отдел администрации города по вопросу включения ее и членов семьи в список на получение жилья, в чем ей было отказано, рекомендовано обратиться в суд.
Просили обязать администрацию включить их в список жильцов по ОАО шахта "Анжерская" на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО шахте "Анжерская", непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу: пе, <...> (л.д. 3).
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали
Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа ФИО9 исковые требования не признал.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица Министерства энергетики РФ.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года постановлено об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО2 и ФИО1.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Указывают, что, несмотря на то, что решение о ликвидации ОАО "Шахта "Анжерская" было принято ДД.ММ.ГГГГ, дом истцов был признан непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГГГ, а истцы постоянно проживали в нем с 2003 и 2005 годов, а с ДД.ММ.ГГГГ они являются собственниками спорного жилого помещения и иного жилья не имеют.
Полагают, что, поскольку спорный жилой дом является частной собственностью, то истцы, приобретая данный дом, приобрели и все права предыдущего собственника, их право собственности должно быть защищено законом, иначе они лишатся единственно имеющегося у них жилья.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1, ФИО2, просивших об отмене решения суда и удовлетворения доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение по адресу: пе, <...> в принадлежит истцам на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).
Право собственности на указанный дом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <...> за истцами по 1/2 доли за каждым ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 зарегистрирован по пе, <...> в <...> с ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,9).
Ранее жилой дом по пе, <...> 3 в <...> принадлежал ФИО8 - матери истца ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРП за <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Решением Анжеро-Судженского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, проживавшей по пе, <...> 3 в <...>, отказано в иске к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению (л.д. 44-47).
Из заключения ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по пе, <...> в <...> расположен на горном отводе ликвидированной шахты "Анжерская", подлежит сносу по условию подработки (л.д. 20-22).
Разрешая спор по существу, суд пришел к верному выводу, что истцы ФИО2 и ФИО1 не имеют права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья и не подлежит включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на горном отводе шахты "Анжерская", поскольку ФИО10 после признания жилого дома, расположенного по ул. <...>, 3 в <...>, подлежащим сносу по причинен подработки на горном отводе ш. "Анжерская" заключением ВНИМИ N от ДД.ММ.ГГГГ, распорядились по своему усмотрению принадлежащими им долями в праве собственности на жилое помещение, произведя их отчуждение путем договоров дарения своим матерям - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение 1\\3 доли в праве собственности на квартиру по адресу <...>; ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ 1\\4 доли в квартире по адресу <...>, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия (л.д. 28-32).
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ и не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Так, вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, в том числе основания и порядок ее предоставления, регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности", Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 г. "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", а также Постановлением Правительства РФ N 840 от 24.12.2004 г. "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования".
Согласно п. 8 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за N 840, в реализацию программы входит:
а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;
б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Пунктами 1, 3, 5, 6 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. N 428 (в редакции от 14 ноября 2007 г.) предусмотрено, что предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральным агентством по энергетике на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков. Межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов... - содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В силу п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременения, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Согласно п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшим непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежат переселению из указанного жилья.
Разрешая спор по существу, суд обоснованно исходил из того, что истцы, отчуждая свои доли в праве собственности на жилое помещение, действовали осознанно, не могли не знать о том, что вследствие сделок у них могут появиться основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении либо иные основания, требующие участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении другим жильем. О преднамеренности действий истцов также свидетельствует то обстоятельство, что договоры дарения ими были заключены непосредственно перед обращением с заявлением о включении в список на предоставление жилья в связи со сносом и предоставлении социальной выплаты.
При установленных обстоятельствах вопросы длительности проживания в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, и регистрация по месту жительства самостоятельного правового значения по делу не имеют.
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие определенных условий:
- признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты;
- постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которая равнозначна пособию, является одной из форм государственной социальной помощи и направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения, постоянно проживающим в ветхом жилье и не имеющим иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением, что вытекает из анализа ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи", из которой следует, что социальная выплата имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказанием материальной помощи определенным слоям населения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельные, они не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, повторяют позицию истцов, поддержанную ими в ходе судебного разбирательства, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого постановления. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в дополнительной проверке доводы жалобы не нуждаются.
При данных обстоятельствах, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также закон, подлежащий применению, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Поэтому решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены в обжалуемой части, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 18 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)