Судебные решения, арбитраж
Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Фуганов Д.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Есаковой С.Б.
судей Соколова С.Б.
Виюка А.В.
при секретаре П.
с участием: К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Н. и К.Е. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований К.Н. и К.Е. к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказано,
установила:
К.Е. и К.Н. обратились с иском к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения как детям-сиротам, указав, что после смерти отца - К.В. они были направлены в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом школа г. Боровичи, сохраненное за ними на основании постановления Администрации г. Боровичи и Боровичского района от 28.08.1997 года N 749, N 750 жилое помещение - д. в д. Боровичского района, находится в ветхом, аварийном состоянии и не пригодно для проживания, что подтверждается ответом Администрации Передского сельского поселения от 05.11.2011 г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции К.Е. и К.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Боровичского муниципального района - К.О., исковые требования не признала, объяснила, что оснований для предоставления истицам жилого помещения не имеется, так как за ними имеется закрепленное жилое помещение, расположенное в д., Боровичского района, до достижения ими 23 летнего возраста к ним они с заявлением о признании их нуждающимися в жилом помещении не обращались.
Представитель Администрации Передского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Н. и К.Е. просят отменить решение суда и принять новое решение о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что Администрация Боровичского района не имела права закреплять за ними ветхое жилье, переход права собственности на которое к их отцу не был в установленном порядке зарегистрирован, жилая площадь которого менее учетной нормы, вопросом постановки на учет как лица из числа детей-сирот для получения жилья вне очереди занимаются уже давно, неоднократно обращались в районную администрацию, однако в постановке на учет им было отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Боровичского муниципального района считает, что решение суда вынесено в соответствии с законом и соответствует фактическим обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба К.Н. и К.Е. удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание К.Е., представители Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались, представитель Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения К.Н. поддержавшей апелляционную жалобу и объяснившей, что в настоящее время она проживает в г. Боровичи, поэтому жилье ей должно быть предоставлено именно в этом городе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11 областного закона N 486-ОЗ от 06.05.2005 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Областного закона Новгородской области N 455-ОЗ от 23.12.2008 г. (ред. от 30.06.2012 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки", органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался положениями закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о наличии льготы по предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет, и исходил из тех обстоятельств, что К.Е. и К.Н. не представили доказательств, подтверждающих постановку их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что К.Е., 1984 г. рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу г. Боровичи ул., д. ком. и К.Н., 1987 г., рождения зарегистрированная по адресу Боровичский район д., дом и фактически проживающая в г. Боровичи в съемной квартире, относятся к категории детей-сирот, за которыми постановлением Администрации г. Боровичи и Боровичского района N 749, N 750 от 28.08.1997 г. сохранено жилое помещение - дом в д. Боровичского района.
Как следует из договора социального найма жилого помещения N 694 от 09.02.2012 г., заключенного между Администрацией города Боровичи и К.Е., К.Е. и членам ее семьи передано в пользование жилое помещение - ком. в д. по ул. в г. Боровичи, площадью кв. м.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии Администрации Передского сельского поселения N 26 от 11.07.2012 г., дом в д. Боровичского района признан непригодным для проживания.
Из материалов дела так же следует, что К.Н. обращалась с заявлением по поводу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако, письмом Администрации Боровичского муниципального района N 270 ж\\з от 17.08.2009 г. в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с тем, что за ней сохранено жилое помещение - дом в д. Боровичского района.
С учетом тех обстоятельств, что К.Н. необоснованно было отказано Администрацией Боровичского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до достижения ею возраста 23 лет при наличии к тому законных оснований, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований не соответствует вышеперечисленным нормам материального права, поэтому решение в этой части подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований К.Н. и обязании Администрации Боровичского муниципального района предоставить К.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже норм предоставления, отвечающее установленным санитарным требованиям в г. Боровичи Новгородской области.
Доводы апелляционной жалобы К.Е. о необоснованном отказе ей в предоставлении жилого помещения не могут быть приняты во внимание, так как в настоящее время ей предоставлено жилое помещение по договору социального найма и она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом занимаемой жилой площади и количества членов ее семьи по общим основаниям, поскольку областной закон N 486-ОЗ от 06.05.2005 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не распространяется на членов их семей.
Вывод суда первой инстанции о том, что Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области является ненадлежащим ответчикам по делу является обоснованным, так как государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований К.Н. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение - отменить.
Принять в этой части новое решение, которым: обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить К.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже норм предоставления, отвечающее установленным санитарным требованиям в г. Боровичи Новгородской области.
В остальной части решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы К.Е., К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
С.Б.СОКОЛОВ
А.В.ВИЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.08.2012 ПО ДЕЛУ N 2-1645/11-33-996/2012
Разделы:Жилой фонд; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2012 г. по делу N 2-1645/11-33-996/2012
Судья: Фуганов Д.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Есаковой С.Б.
судей Соколова С.Б.
Виюка А.В.
при секретаре П.
с участием: К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Н. и К.Е. на решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований К.Н. и К.Е. к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказано,
установила:
К.Е. и К.Н. обратились с иском к Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения как детям-сиротам, указав, что после смерти отца - К.В. они были направлены в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом школа г. Боровичи, сохраненное за ними на основании постановления Администрации г. Боровичи и Боровичского района от 28.08.1997 года N 749, N 750 жилое помещение - д. в д. Боровичского района, находится в ветхом, аварийном состоянии и не пригодно для проживания, что подтверждается ответом Администрации Передского сельского поселения от 05.11.2011 г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции К.Е. и К.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Боровичского муниципального района - К.О., исковые требования не признала, объяснила, что оснований для предоставления истицам жилого помещения не имеется, так как за ними имеется закрепленное жилое помещение, расположенное в д., Боровичского района, до достижения ими 23 летнего возраста к ним они с заявлением о признании их нуждающимися в жилом помещении не обращались.
Представитель Администрации Передского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Н. и К.Е. просят отменить решение суда и принять новое решение о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что Администрация Боровичского района не имела права закреплять за ними ветхое жилье, переход права собственности на которое к их отцу не был в установленном порядке зарегистрирован, жилая площадь которого менее учетной нормы, вопросом постановки на учет как лица из числа детей-сирот для получения жилья вне очереди занимаются уже давно, неоднократно обращались в районную администрацию, однако в постановке на учет им было отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Боровичского муниципального района считает, что решение суда вынесено в соответствии с законом и соответствует фактическим обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба К.Н. и К.Е. удовлетворению не подлежит.
В судебное заседание К.Е., представители Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области и Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались, представитель Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения К.Н. поддержавшей апелляционную жалобу и объяснившей, что в настоящее время она проживает в г. Боровичи, поэтому жилье ей должно быть предоставлено именно в этом городе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзац 4 статьи 1 указанного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что дополнительные гарантии прав указанных лиц, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 11 областного закона N 486-ОЗ от 06.05.2005 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанной категории лиц, поставленные на учет на внеочередное получение жилого помещения в возрасте до 23 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилье которых утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью вне очереди не ниже установленных норм предоставления однократно по месту жительства на территории Новгородской области в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Областного закона Новгородской области N 455-ОЗ от 23.12.2008 г. (ред. от 30.06.2012 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки", органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался положениями закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о наличии льготы по предоставлению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет, и исходил из тех обстоятельств, что К.Е. и К.Н. не представили доказательств, подтверждающих постановку их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что К.Е., 1984 г. рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу г. Боровичи ул., д. ком. и К.Н., 1987 г., рождения зарегистрированная по адресу Боровичский район д., дом и фактически проживающая в г. Боровичи в съемной квартире, относятся к категории детей-сирот, за которыми постановлением Администрации г. Боровичи и Боровичского района N 749, N 750 от 28.08.1997 г. сохранено жилое помещение - дом в д. Боровичского района.
Как следует из договора социального найма жилого помещения N 694 от 09.02.2012 г., заключенного между Администрацией города Боровичи и К.Е., К.Е. и членам ее семьи передано в пользование жилое помещение - ком. в д. по ул. в г. Боровичи, площадью кв. м.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии Администрации Передского сельского поселения N 26 от 11.07.2012 г., дом в д. Боровичского района признан непригодным для проживания.
Из материалов дела так же следует, что К.Н. обращалась с заявлением по поводу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако, письмом Администрации Боровичского муниципального района N 270 ж\\з от 17.08.2009 г. в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с тем, что за ней сохранено жилое помещение - дом в д. Боровичского района.
С учетом тех обстоятельств, что К.Н. необоснованно было отказано Администрацией Боровичского муниципального района в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до достижения ею возраста 23 лет при наличии к тому законных оснований, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований не соответствует вышеперечисленным нормам материального права, поэтому решение в этой части подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований К.Н. и обязании Администрации Боровичского муниципального района предоставить К.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже норм предоставления, отвечающее установленным санитарным требованиям в г. Боровичи Новгородской области.
Доводы апелляционной жалобы К.Е. о необоснованном отказе ей в предоставлении жилого помещения не могут быть приняты во внимание, так как в настоящее время ей предоставлено жилое помещение по договору социального найма и она может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом занимаемой жилой площади и количества членов ее семьи по общим основаниям, поскольку областной закон N 486-ОЗ от 06.05.2005 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не распространяется на членов их семей.
Вывод суда первой инстанции о том, что Администрации Передского сельского поселения Боровичского района Новгородской области является ненадлежащим ответчикам по делу является обоснованным, так как государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований К.Н. к Администрации Боровичского муниципального района об обязании предоставить жилое помещение - отменить.
Принять в этой части новое решение, которым: обязать Администрацию Боровичского муниципального района предоставить К.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже норм предоставления, отвечающее установленным санитарным требованиям в г. Боровичи Новгородской области.
В остальной части решение Боровичского районного суда Новгородской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы К.Е., К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЕСАКОВА
Судьи
С.Б.СОКОЛОВ
А.В.ВИЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)