Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 06.09.2012 N 33-8950/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. N 33-8950/2012


Судья Е.В. Зыбунова

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Д.М. Насретдиновой и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Я. Калимуллина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ш. на заочное решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 июня 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившееся в непринятии мер по переселению жильцов аварийных жилых помещений корпусов.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования принять меры к решению вопроса о переселении жильцов из аварийных жилых помещений корпусов в пригодные для проживания жилые помещения.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. К. запретить эксплуатацию аварийных корпусов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - Ш., поддержавшей жалобу, Судебная коллегия

установила:

Прокурор Приволжского района г. Казани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об оспаривании бездействия, понуждении принять меры по отселению жильцов, запрете эксплуатации домов. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения ответчиком жилищного законодательства в части переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, выявлено, что постановлением ИК МО г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 корпуса признаны непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, принято решение о переселении жильцов указанных корпусов. Решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года N 4-27 данные корпуса домов включены в муниципальную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в г. Казани". Однако до настоящего времени жильцы аварийных корпусов не переселены. Из-за аварийного состояния помещений 18 марта 2011 года произошло обрушение штукатурного слоя с кирпичной кладкой внешней стороны стены корпуса ..... Территория корпусов не огорожена, доступ к ним свободный. Бездействие Исполнительного комитета г. Казани нарушает права неопределенного круга лиц, может привести к обрушению конструкций дома, создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Суд иск удовлетворил, постановив заочное решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Ш. просит отменить заочное решение, указывая, что запланированные сроки отселения жильцов из аварийных и подлежащих сносу корпусов не истекли, меры по переселению жильцов принимаются. Кроме того, выражается несогласие с установленным судом запретом эксплуатации дома.
Судебная коллегия полагает заочное решение суда подлежащим отмене в части возложения обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани запретить эксплуатацию аварийных корпусов, с принятием нового решения об отказе в иске в этой части.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ закреплено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Установлено, что постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 корпуса признаны непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, принято решение о переселении жильцов указанных корпусов.
Решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года N 4-27 данные корпуса домов включены в муниципальную целевую программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания в г. Казани".
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу вышеуказанных норм утверждение перечня жилых домов, подлежащих сносу или реконструкции, а также сроков отселения граждан отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что корпуса признаны непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу, представляют реальную опасность для жизни и здоровья жильцов, грозят обрушением, более того, 18 марта 2011 года имело место обрушение штукатурного слоя с кирпичной кладкой внешней стороны стены корпуса, данное обстоятельство не оспаривается сторонами, однако до настоящего времени жильцы этих корпусов не переселены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности иска прокурора в части признания незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившегося в непринятии мер по переселению жильцов аварийных жилых помещений.
В Жилищном кодексе РФ не содержится положений о безусловном запрете эксплуатации здания в случае принятия решения о признании его аварийным, в связи с чем нельзя признать правильным возложение обязанности на Исполнительный комитет г. Казани запретить эксплуатацию указанных выше аварийных домов. Следует отметить и то, что возложение на ответчика такой обязанности в данном случае не связано с фактическим освобождением гражданами занимаемых ими жилых помещений.
При наличии изложенных обстоятельств решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в части обязания Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани запретить эксплуатацию аварийных корпусов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса РФ отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 330 ч. 1 п. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

определила:

Заочное решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 июня 2012 года по данному делу в части возложения обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани запретить эксплуатацию аварийных корпусов отменить, принять новое решение об отказе в иске в этой части.
В удовлетворении иска прокурора Приволжского района г. в части возложения обязанности на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани запретить эксплуатацию аварийных корпусов отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)