Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 11.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4484АП/2012Г.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу N 33-4484АП/2012г.


Судья: Зайцев С.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего: Харманюк Н.В.,
судей: Головкова В.Л., Юдина А.В.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2012 года дело по апелляционным жалобам Администрации МОГО "Усинск" и КУМИ МОГО "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 24 июля 2012 года, по которому постановлено:
"Признать незаконными действия Администрации муниципального образования городского округа "Усинск", Комитета по управлению имуществом муниципального образования городского "Усинск" и Общества с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" в части нарушения санитарного законодательства Российской Федерации по осуществлению водоснабжения с. Усть-Уса МОГО "Усинск" в отношении неопределенного круга лиц.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" эксплуатацию скважины N 29, скважины N 30 и водонапорной башни, расположенных по адресу: Республика Коми, МОГО "Усинск", с. Усть-Уса, по водоснабжению населения с. Усть-Уса до приведения воды в соответствии с нормами СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиеническое требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа "Усинск", Комитет по управлению имуществом муниципального образования городского "Усинск" в срок до 31.12.2012 года привести воду из скважины N 29, скважины N 30 и водонапорной башни, расположенные по адресу: Республика Коми, с. Усть-Уса в соответствии с требованиями норм СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиеническое требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя ООО "Усинская тепловая компания" - М., судебная коллегия

установила:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми в г. Усинске обратился в суд с иском к ответчикам Обществу с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания", Администрации муниципального образования городского округа "Усинск", Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Усинск", которым просил: признать незаконными действия ООО "Усинская ТК" и Администрации МО ГО "Усинск" в части нарушения санитарного законодательства Российской Федерации по осуществлению водоснабжения с. Усть-Уса МОГО "Усинск" в отношении неопределенного круга лиц; запретить ООО "Усинская Тепловая Компания" эксплуатацию скважины N 29, скважины N 30 и водонапорной башни, расположенных по адресу: Республика Коми, МОГО "Усинск", с. Усть-Уса, по водоснабжению населения с. Усть-Уса: обязать Администрацию МОГО "Усинск", в привести воду со скважины N 29, скважины N 30 и водонапорной башни, расположенные по адресу: Республика Коми, с. Усть-Уса в соответствии с требованиями норм СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиеническое требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
В судебном заседании представители истца требования поддержали в полном объеме, ответчики иск не признали.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах Администрация МОГО "Усинск" и КУМИ МОГО "Усинск", ссылаясь на доводы, приведенные в ходе судебного разбирательства, просят об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, оснований для его отмены не находит.
Согласно материалам дела, скважины N 29, N 30 расположенные по адресу: Республика Коми, МО ГО "Усинск" с. Усть-Уса, ул. Пушкина, введенные в эксплуатацию в 1989 года, и Водонапорная башня, расположенная по адресу: Республика Коми, МО ГО "Усинск" с. Усть-Уса, введенная в эксплуатацию в 1988 году, являются собственностью муниципального образования городского округа "Усинск".
Наряду с этим, из материалов дела следует, что ООО "Усинская тепловая компания" согласно договорам аренды недвижимого имущества и объектов производственного назначения, заключенным с собственником данного имущества, является организацией, осуществляющей эксплуатацию скважин NN 29, 30 и водонапорной башни и оказывающей услугу по поставке воды населению с. Усть-Уса.
20.12.2011 года работниками ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в г. Усинске произведен отбор проб холодной водопроводной воды со скважин N 29, N 30, расположенных по адресу: Республика Коми, МО ГО "Усинск" с. Усть-Уса, ул. Пушкина, и Водонапорной башни, расположенной по адресу: Республика Коми, МО ГО "Усинск" с. Усть-Уса, на соответствие гигиеническим нормам. По результатам проведенной экспертизы в пробе питьевой воды, отобранной со скважин N 29, N 30 и водонапорной башни, установлено не соответствие холодной питьевой воды требованиям п. 2.2 СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиеническое требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования", что подтверждается экспертным заключением филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Коми в городе Усинске" N 178 от 27.12.2011 г., протоколом лабораторных испытаний от 23.12.2011 г. N 290, протоколом лабораторных испытаний от 23.12.2011 г. N 289 и протоколом лабораторных испытаний от 23.12.2011 г. N 291.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 19 Водного кодекса РФ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
СанПиН 2.1.4.1074-01, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 24 от 26.09.2001, установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).
В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.4.1074-01, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
В силу пункта 2 статьи 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307, "коммунальные услуги надлежащего качества" - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 9 указанных Правил исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В силу п. 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Между тем, материалами дела установлено, что подаваемая питьевая вода в существующие системы водоснабжения в указанном населенном пункте не соответствует предъявляемым требованиям качества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из доказанности факта нарушения ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства в границах с. Усть-Уса, не обеспечения жителей указанного поселка доброкачественной питьевой водой, влекущего нарушение их прав, обоснованно обязал Администрацию муниципального образования "Усинск", Комитет по управлению имуществом МОГО "Усинск", как собственника данного имущества, устранить допущенные нарушения, признав их действия в части нарушения санитарного законодательства Российской Федерации по осуществлению водоснабжения с. Усть-Уса МОГО "Усинск", незаконными.
Наряду с этим, поскольку судом установлено, что ОАО "Усинская тепловая компания" является исполнителем по предоставлению населению с.Усть-Уса коммунальной услуги по водоснабжению, при наличии у нее, как исполнителя услуг обязанности по предоставлению коммунальных услуг потребителю надлежащего качества, безопасных для его жизни и здоровья, в соответствии с требованиями законодательства РФ, однако, данная обязанность Обществом надлежащим образом не была исполнена, подаваемая холодная вода, не отвечает гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, правомерно признал незаконными действия ООО "Усинская тепловая компания" в части нарушения санитарного законодательства по осуществлению водоснабжения с. Усть-Уса МОГО "Усинск".
Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с требованиями материального и процессуального законов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводам жалобы, приводимым Администрацией МОГО "Усинск" и КУМИ МОГО "Усинск" и в ходе рассмотрения дела, о том, что ни Администрация МОГО "Усинск", ни КУМИ МОГО "Усинск" не являются надлежащими ответчиками по делу, суд дал правильную оценку.
Возлагая на Администрацию МО ГО "Усинск", КУМИ МОГО "Усинск" обязанность по устранению допущенных нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, суд первой инстанции, принимая во внимание характер данных правоотношений и сущность заявленных требований, обоснованно исходил из того, что из содержания вышеприведенных правовых норм, следует, что обеспечение подачи воды в границах поселения должно быть организовано органом местного самоуправления - Администрацией таким образом, чтобы подаваемая вода соответствовала гигиеническим нормативам, была безопасной в эпидемическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и имела благоприятные органолептические свойства, что по факту выполнено не было, поскольку подаваемая питьевая вода в данном населенном пункте качеству питьевой воды не соответствует.
В силу ст. ст. 4, 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В данном случае требование Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми в г. Усинске к ООО "Усинская тепловая компания", как исполнителю услуг по подаче питьевой воды населению с. Усть-Уса, запретить эксплуатацию скважин 29, 30, а также водонапорной башни основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Наряду с этим, в силу ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Установив, что ООО "Усинская тепловая компания" поставляет потребителю воду, не соответствующую нормам СанПин, суд первой инстанции правомерно запретил Обществу эксплуатацию скважин 29, 30 и водонапорной башни.
Доводы апелляционных жалоб Администрации МО ГО "Усинск" и КУМИ МО ГО "Усинск" о незаконности и необоснованности решения суда являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. По существу они не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может служить основанием для отмены постановленного решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 24 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МО ГО "Усинск" и КУМИ МО ГО "Усинск" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)