Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-13157/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 октября 2011 г. по делу N 33-13157/2011


Судья - Станкова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.
судей: Кравцовой Е.В., Василенко С.К.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению А. к Администрации Волгограда об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
по кассационной жалобе А.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года, которым постановлено: "Заявление А. к Администрации Волгограда о признании незаконным решения Администрации Волгограда об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка площадью кв. м для размещения магазина, выраженный в письме N от ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующее требованиям статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, обязании Администрации Волгограда вынести постановление о предварительном согласовании места размещения объекта - магазина и предоставлении земельного участка площадью кв. м для размещения магазина, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав представителя А. по доверенности Х., поддержавшую доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Волгограда в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что в январе 2011 года он обратился в администрацию Волгограда с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка, выборе земельного участка, площадью кв. м, для строительства магазина и предварительном согласовании места размещения магазина на испрашиваемом земельном участке по адресу:, который согласно ПЗЗ, располагается в зоне застройки объектами общественно-деловой и жилого назначения территории города Волгограда. ДД.ММ.ГГГГ им заявлено о том, что планируемый к размещению магазин будет иметь общую площадь кв. м, что составляет 55,7% от площади испрашиваемого земельного участка, и расстояние от планируемого к размещению магазина до торца жилого дома составит 9 метров. Администрация Волгограда письмом N от ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в предоставлении земельного участка, площадью кв. м для размещения магазина по по причине несоответствия утвержденной градостроительной документации планировке территории.
Оспаривая законность действий администрации Волгограда, просил признать незаконным решение администрации Волгограда об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, площадью кв. м для размещения магазина в письме N от ДД.ММ.ГГГГ, как нарушающим требования ст. 30, 31 ЗК РФ, обязать администрацию Волгограда вынести постановление о предварительном согласовании места размещения объекта - магазина и предоставлении земельного участка, площадью кв. м, для размещения магазина.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе А., оспаривая обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для строительства, может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В соответствии с п. 2.1. Постановления администрации города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ года N "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде" (с изменениями и дополнениями) с 22 июля 2010 года гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта, обращаются с заявлением установленной формы и приложением необходимых документов в комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда.
Комитет по градостроительству и архитектуре в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми документами рассматривает вопрос о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке объекта, указанного в заявлении, и формировании земельного участка. Результатом рассмотрения является градостроительное заключение о соответствии заявленного для предоставления для целей строительства объекта земельного участка градостроительной документации (п. 2.2.).
В случае если предполагаемое строительство объекта на земельном участке, указанном в заявлении, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, Генеральному плану Волгограда, правилам землепользования и застройки, градостроительным регламентам (при их отсутствии - существующему виду разрешенного использования земельного участка), документации по планировке территории, техническим регламентам (при их отсутствии - действующим строительным нормам и правилам), местным и региональным нормативам градостроительного проектирования, учитывает ранее согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, не нарушает законные права и интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лиц, в отношении которых ранее принято или подготовлено решение о предварительном согласовании места размещения объекта, комитет по градостроительству и архитектуре для принятия одного из решений, указанных в подпункте 2.2.7 раздела 2 настоящего Положения, подготавливает соответствующее заключение и направляет в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - комитет земельных ресурсов), в администрацию района Волгограда, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок, в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда и комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда соответствующие запросы о выдаче заключения (п. 2.2.1).
В случае если предполагаемое строительство объекта, указанного в заявлении, на испрашиваемом земельном участке не соответствует нормативным правовым актам и условиям, указанным в пункте 2.2.1 раздела 2 настоящего Положения, комитет по градостроительству и архитектуре в течение 5 дней после утверждения градостроительного заключения готовит мотивированный отказ в предоставлении земельного участка за подписью заместителя главы Волгограда, курирующего вопросы градостроительства и землепользования, по форме согласно приложению 4. Мотивированный отказ направляется администрацией Волгограда в адрес заявителя не позднее 7 рабочих дней (п. 2.2.2.).
Как установлено ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
В силу ч. 2 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.
Согласно положениям ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обсаживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем по смыслу ч. ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Материалами дела подтверждено, что Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев заявление А. о возможности предоставления земельного участка площадью, кв. м, для размещения магазина, приняла решение о возможности формирования земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта при условии получения положительного заключения Комитета по культуре администрации Волгоградской области и соответствия утвержденной градостроительной документации но планировке территории.
Испрашиваемый заявителем земельный участок располагается в границах территории квартала
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден проект межевания территории квартала, ограниченного. Размещение магазина на испрашиваемом земельном участке не соответствует утвержденной градостроительной документации.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон в суде.
Поскольку испрашиваемый путем предварительного согласования места размещения объекта А. земельный участок входит в границы двух земельных участков, которые проектом межевания территории определены для эксплуатации многоквартирных жилых домов, суд признал отказ администрации Волгограда в предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка для размещения магазина обоснованным.
Указанный вывод суда следует признать правильным, в должной степени мотивированным, основанным на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств, верном применении материального закона, регулирующего спорные правоотношения, а также толковании руководящих разъяснений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8, Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22, Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Судом первой инстанции подробно исследованы основания, на которые стороны ссылались в обоснование заявленных требований, и доказательства, представленные сторонами в подтверждение своих доводов и в опровержение доводов другой стороны, при этом суд привел мотивы, по которым он принял одни доказательства и отверг другие. Оснований для несогласия с указанными мотивами у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановление администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N об утверждении проекта межевания территории квартала, ограниченного, в настоящем споре применению не подлежит, поскольку отношения сторон возникли ранее, несостоятельны. Как усматривается из материалов дела, по состоянию на момент принятия данного постановления органа местного самоуправления решения по заявлению А. принято не было, ввиду чего при его дальнейшем рассмотрении по существу постановление, принятое ДД.ММ.ГГГГ, было учтено.
Иные доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Ссылаясь на незаконность разрешения спора в отсутствие заявителя, доказательств уважительности причин неявки в суд А. не приводит. Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание гражданина, который обратился в суд с заявлением, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Суд обсудил вопрос о неявке А. в судебное заседание, и обоснованно, придя к выводу о том, что А. надлежащим образом извещен повесткой, о чем свидетельствует имеющаяся в деле копия реестра почтовых отправлений, в праве был рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)