Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3658

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N 33-3658


Судья Коваль А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Сергеева В.А. и Ивановой Т.В. при секретаре К. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Е.Г. и Е.А. на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 5 февраля 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Е.Г. и Е.А., о включении их семьи состоящей из двух человек, проживающих по адресу: г. Кизел, <...>, в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для переселения семьи Е.Г. и Е.А. в избранном ими для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности из расчета на двух человек, отказать.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения истцов, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Е.Г. и Е.А. обратились в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении их семьи состоящей из двух человек, проживающих по адресу: г. Кизел, <...>, в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязании предоставить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям для переселения их семьи в избранный ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности из расчета на двух человек. Требования обосновываются тем, что истцы до конца 1990-х годов проживали по адресу: ул. <...>, то есть до разрушения дома в связи с ветхостью. В январе 2000 года на основании решения Кизеловского городского суда, администрация города Кизела предоставила ее семье квартиру по адресу: ул. <...>, куда истцы вселились. В 2012 году дом N <...> по ул. <...> заключением ВНИМИ признан непригодным для проживания, поэтому истцы имеют право на социальную выплату для приобретения другого жилого помещения взамен ветхого.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе Е.Г. и Е.А., указывая на неправильное применение судом норм материального права, поскольку суд не обоснованно исходил из того, что право на социальную выплату имеют только граждане, зарегистрированные в жилом помещении на дату принятия решения о ликвидации шахты. Суд необоснованно посчитал, что дом, предоставленный в 2000 году, не являлся непригодным для проживания на момент предоставления. При этом, учитывая, что Постановление Правительства было принято позже даты предоставления им жилого помещения по решению суда, они не имели возможности реализовать право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы апелляционную жалобу и ее доводы поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за N 428, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года N 778, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил..., осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В соответствии с п. 11 Правил..., социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 1.11.2001 года N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, при наличии заключения ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние дома. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на дату принятия решения о ликвидации шахты <...> 18.04.1998 истцы были зарегистрированы по месту жительства и проживали по адресу: ул. <...>, пос. <...>, г. Кизела. Истцы состояли в списках ТЭО ликвидации шахты <...>, как граждане, проживающие в жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ шахты <...>. На основании решения Кизеловского городского суда от 11 августа 1999 года, вступившего в законную силу, администрация города Кизела в январе 2000 года предоставила истцам квартира по адресу: ул. <...>, в которую истцы они вселились и проживают по настоящее время, зарегистрированы в квартире по месту жительства.
Суд пришел к выводу о том, что истцами было утрачено право на получение социальной выплаты, поскольку в январе 2000 года реализовали право на получение жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Суд указал, что то обстоятельство, что заключением Уральского филиала ОАО <...> от 20 декабря 2012 года дом N <...> по ул. <...> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ бывшей шахты <...>, само по себе не свидетельствует о наличии у истцов права на включение в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности для реализации права на получение социальной выплаты, поскольку они вселились и стали пользоваться данным жилым помещением уже после принятия решения о ликвидации шахты <...>.
Данные выводы суда являются правильными, основанными на обстоятельствах дела и нормах материального права. Суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеприведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд правомерно исходил из того, что для включения истцов в список граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья повторно, о чем по существу ставится вопрос, основания отсутствуют, поскольку в списки истцы ранее были включены и самостоятельно избрали способ реализации жилищных прав - путем получения жилого помещения пригодного для проживания взамен жилого помещения, являющегося не пригодным для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, который предусматривает реализацию программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 были утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, согласно которым содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат, которые в свою очередь предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным Агентством по энергетике.
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты). Использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, который включает в себя:
- снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - ветхое жилье);
- содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
1.10.1998 Приказом Министерством топлива и энергетики РФ от 16.04.1998 введены Правила охраны сооружений и природных объектов от вредного влияния подземных горных разработок на угольных месторождениях. Эти Правила согласованы с Минтопэнерго России, МПС России, Рослесхозом, Госкомземом России, Роскомнедра, Роскомводом (МПР России) и утверждены Госгортехнадзором России.
1.10.1998 утверждена и введена в действие Методика автоматизированного расчета деформаций земной поверхности при эксплуатации и ликвидации угольных шахт, разработанная Институтом проблем комплексного освоения недр (ИПКОН) РАН, Межотраслевому Научному центру ВНИМИ поручено оказывать методическую помощь по их внедрению предприятиям, проектным и научно-исследовательским организациям топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Е-ным, суд правильно посчитал, что признание непригодным для проживания жилого помещения занимаемого истцами на условиях социального найма и предоставленного им взамен непригодного для проживания на момент принятия решения о ликвидации шахты <...> не является основанием для признания за истцами права на требуемую истцами социальную выплату, что, однако, не исключает реализации истцами жилищных прав иным, предусмотренным жилищным законодательством способом.
Таким образом, выводы, положенные в основу решения суда, основаны на правильном применении норм материального закона. Обстоятельства дела судом установлены полно, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о неправильной оценке обстоятельств, установленных судом, обоснованными не являются, поскольку, вопреки мнению авторов жалобы, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются. По существу доводы сводятся к отличной от суда оценке характера спорных правоотношений и отличному от суда истолкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с которыми по вышеизложенным мотивам, судебная коллегия оснований согласиться не нашла.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 5 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.Г. и Е.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)