Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" мая 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.,
при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Щербатовой О.В., представителя по доверенности N 149 от 29.12.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45, (судья Пономарев А.В.)
по иску открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград
к Территориальному управлению Октябрьского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальному управлению по Октябрьскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области
о возмещении убытков, понесенных в 2002-2005 годах в связи с предоставлением субсидий в размере 102088 руб. 95 коп.
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" к Территориальному управлению Октябрьского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальному управлению по Октябрьскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о возмещении убытков в размере 102088 руб. 95 коп., понесенных в 2002-2005 годах в связи с предоставлением субсидий гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, по оплате электроэнергии на основании Федерального закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992, Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" взысканы убытки за 2002, 2003, 2004, январь - июнь 2005 в размере 102088 руб. 95 коп. и государственная пошлина в размере 3542 руб., в иске к другим ответчикам отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что исчисление сроков исковой давности должно начинаться с момента подписания в 2005 году актов сверки. Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что социальная поддержка и социальное обслуживание многодетных семей с 01.01.2005 является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Истец в судебном заседании заявил, что считает решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, и суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании суммы убытков, понесенных истцом в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 гг. в результате предоставления гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, субсидий по оплате потребленной электрической энергии на основании ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающим оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения" утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно п. 7 которого порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предоставление субсидий в г. Волгограде и Волгоградской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Главы Администрации Волгоградской области N 303 от 25.04.2000, в соответствии с которым в бюджетах муниципальных образований предусматривается выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Согласно п. 1.9 Постановления N 303 от 25.04.2000 органы местного самоуправления рассматривают бюджетную статью на финансирование субсидий как защищенную статью бюджета. Территориальные финансовые органы Администрации Волгоградской области осуществляют бюджетное финансирование выпадающих доходов предприятий в связи с предоставлением субсидий.
Из материалов дела следует, что истцом была поставлена электроэнергия и предоставлены гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, льготы по оплате потребленной электрической энергии. В результате предоставления льгот истец понес расходы в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 гг. в сумме 102088 руб. 95 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования о взыскании убытков, понесенных истцом вследствие применения им в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 годах при расчетах с населением за поставленную электрическую энергию льгот, установленных федеральными нормативными актами, правильно указал, что ответственность за убытки, причиненные организациям, оказавшим услуги с применением таких льгот, в виде выпадающих у них доходов, не компенсированных публично-правовым образованием, несет публично-правовое образование, принявшее нормативный акт, установивший обязанность для организаций применять в расчетах установленные льготы. Исполнение Российской Федерацией ее бюджетных обязательств перед субъектом РФ в части передачи денежных средств в виде субвенций на цели, связанные с реализацией таких федеральных нормативных актов, не освобождает Российскую Федерацию от обязанности возместить предприятию убытки, если предоставленных средств оказалось недостаточно. Данный вывод суда соответствует п. 4 ст. 130, ст. ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 2005 года, ст. 16, 1069 ГК РФ, и выводам, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 года, являющимися обязательными для арбитражных судом в силу ст. 13 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
Убытки могут быть взысканы полностью либо частично за счет иного публично-правового образования в случае, если суду будут представлены доказательства нецелевого использования таким образованием федеральных субвенций на цели, связанные с реализацией федеральных законов, установивших льготы для определенных категорий населения. Обязанность доказывания таких обстоятельств (нецелевого расходования предоставленных публично-правовому образованию бюджетных средств), в силу ст. 65 АПК РФ возложена на ответчика. Финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, в том числе, предоставленных в виде субвенций, возложен на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, находящейся в ведении Министерства финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 года N 278) а до 1.01.2005 года такой контроль осуществлялся Министерством финансов РФ (ст. 268 Бюджетного кодекса РФ). Доказательств нецелевого использования Волгоградской область предоставленных ей из федерального бюджета на финансирование мероприятий, связанных с реализацией федеральных законов, указанных истцом в основании иска, средств, суду не представлено, в связи с чем является правомерным вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности исковых требований и их удовлетворении в соответствии со ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно не приняты во внимание, поскольку срок исковой давности в соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации прерывался признанием долга уполномоченным на то органом путем подписания актов сверки задолженности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2008 ПО ДЕЛУ N А12-16752/07-С45
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2008 г. по делу N А12-16752/07-с45
Резолютивная часть постановления объявлена "27" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" мая 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.,
при участии в заседании: от открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" - Щербатовой О.В., представителя по доверенности N 149 от 29.12.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45, (судья Пономарев А.В.)
по иску открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград
к Территориальному управлению Октябрьского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальному управлению по Октябрьскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области
о возмещении убытков, понесенных в 2002-2005 годах в связи с предоставлением субсидий в размере 102088 руб. 95 коп.
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" к Территориальному управлению Октябрьского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области, Территориальному управлению по Октябрьскому району Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области о возмещении убытков в размере 102088 руб. 95 коп., понесенных в 2002-2005 годах в связи с предоставлением субсидий гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, по оплате электроэнергии на основании Федерального закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992, Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" взысканы убытки за 2002, 2003, 2004, январь - июнь 2005 в размере 102088 руб. 95 коп. и государственная пошлина в размере 3542 руб., в иске к другим ответчикам отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Волгоградской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что исчисление сроков исковой давности должно начинаться с момента подписания в 2005 году актов сверки. Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что социальная поддержка и социальное обслуживание многодетных семей с 01.01.2005 является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Истец в судебном заседании заявил, что считает решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, и суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о взыскании суммы убытков, понесенных истцом в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 гг. в результате предоставления гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, субсидий по оплате потребленной электрической энергии на основании ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающим оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета.
Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения" утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно п. 7 которого порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предоставление субсидий в г. Волгограде и Волгоградской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Главы Администрации Волгоградской области N 303 от 25.04.2000, в соответствии с которым в бюджетах муниципальных образований предусматривается выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Согласно п. 1.9 Постановления N 303 от 25.04.2000 органы местного самоуправления рассматривают бюджетную статью на финансирование субсидий как защищенную статью бюджета. Территориальные финансовые органы Администрации Волгоградской области осуществляют бюджетное финансирование выпадающих доходов предприятий в связи с предоставлением субсидий.
Из материалов дела следует, что истцом была поставлена электроэнергия и предоставлены гражданам, проживающим на территории Октябрьского района Волгоградской области, льготы по оплате потребленной электрической энергии. В результате предоставления льгот истец понес расходы в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 гг. в сумме 102088 руб. 95 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования о взыскании убытков, понесенных истцом вследствие применения им в 2002,2003,2004, январь - июнь 2005 годах при расчетах с населением за поставленную электрическую энергию льгот, установленных федеральными нормативными актами, правильно указал, что ответственность за убытки, причиненные организациям, оказавшим услуги с применением таких льгот, в виде выпадающих у них доходов, не компенсированных публично-правовым образованием, несет публично-правовое образование, принявшее нормативный акт, установивший обязанность для организаций применять в расчетах установленные льготы. Исполнение Российской Федерацией ее бюджетных обязательств перед субъектом РФ в части передачи денежных средств в виде субвенций на цели, связанные с реализацией таких федеральных нормативных актов, не освобождает Российскую Федерацию от обязанности возместить предприятию убытки, если предоставленных средств оказалось недостаточно. Данный вывод суда соответствует п. 4 ст. 130, ст. ст. 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 2005 года, ст. 16, 1069 ГК РФ, и выводам, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 года, являющимися обязательными для арбитражных судом в силу ст. 13 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ".
Убытки могут быть взысканы полностью либо частично за счет иного публично-правового образования в случае, если суду будут представлены доказательства нецелевого использования таким образованием федеральных субвенций на цели, связанные с реализацией федеральных законов, установивших льготы для определенных категорий населения. Обязанность доказывания таких обстоятельств (нецелевого расходования предоставленных публично-правовому образованию бюджетных средств), в силу ст. 65 АПК РФ возложена на ответчика. Финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, в том числе, предоставленных в виде субвенций, возложен на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, находящейся в ведении Министерства финансов РФ (Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 года N 278) а до 1.01.2005 года такой контроль осуществлялся Министерством финансов РФ (ст. 268 Бюджетного кодекса РФ). Доказательств нецелевого использования Волгоградской область предоставленных ей из федерального бюджета на финансирование мероприятий, связанных с реализацией федеральных законов, указанных истцом в основании иска, средств, суду не представлено, в связи с чем является правомерным вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности исковых требований и их удовлетворении в соответствии со ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно не приняты во внимание, поскольку срок исковой давности в соответствии со ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации прерывался признанием долга уполномоченным на то органом путем подписания актов сверки задолженности.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от "29" февраля 2008 года по делу N А12-16752/07-с45 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)