Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 20.05.2013 N 33-5695/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. N 33-5695/2013


Судья: Низамова Ж.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Хабировой Ф.В. и Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе С.Н.А., С.Т.В. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года, которым постановлено:
исковые требования исполкома Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ удовлетворить.
Признать С.Н.А. и С.Т.В., утратившими права пользования жилым домом <адрес> со снятием их с регистрационного учета по данному адресу, выселить С.Н.А. и С.Т.В., в жилой дом <адрес>, обязав их безвозмездно передать жилое помещение и земельный участок, располагающиеся по адресу: <адрес> в муниципальную собственность Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ.
Прекратить право собственности и регистрацию права собственности от 25 декабря 2012 года на жилое помещение и от 26 ноября 2012 года на земельный участок, располагающиеся по адресу: <адрес> за С.Н.А.
В удовлетворении встречного иска С.Н.А. о признании жилого дома <адрес> аварийным отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения С.Н.А. и С.Т.В., поддержавших жалобу, возражения представителя Исполнительного комитета Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ - Н. и представителя МСА ЖКХ РТ - М.Ф., Судебная коллегия

установила:

Исполнительный комитет Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обратился в суд с иском к С.Н.А., С.Т.В., С.Н.Н., С.Н.А. о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении, возложении обязанности безвозмездно передать жилое помещение в муниципальную собственность, прекращении права собственности и регистрации права собственности С.Н.А. на жилой дом и земельный участок.
В обоснование требований указано, что 17 сентября 2011 года ответчиками реализован предоставленный С.А.И. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы" на семью в составе 4 человек государственный жилищный сертификат на покупку жилого помещения, приобретено жилое помещение. При этом 05 сентября 2011 года ответчиками подписано обязательство о сдаче принадлежащего им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в муниципальную собственность Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Республики Татарстан.
Однако данное обязательство о сдаче жилья С-вы до настоящего времени не исполнили, жилое помещение не освобождают, с регистрационного учета по указанному адресу не снимаются.
С.Н.А. с иском не согласился, предъявил встречные требования к Исполнительному комитету Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании жилого дома аварийным, ссылаясь на то, что дом <адрес> по акту проверки жилищных условий от 04 декабря 2004 года является деревянным, ветхим, фундамент размыт, в погребе стоит вода в 70 см от пола, степень износа по техническому паспорту 70%.
Суд иск удовлетворил, во встречном иске отказал, постановив решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе С.Н.А. и С.Т.В. просят отменить решение суда в части безвозмездной передачи земельного участка под ранее занимаемым ими домом, ссылаясь на отсутствие обязательств по его сдаче в муниципальную собственность, неправильное толковании судом норм закона. Указывается так же на отсутствие обременений на спорное имущество в момент оформления его в порядке наследования после смерти С.А.И.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пунктам 43, 44, 45 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов" при получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения социальной выплаты по этому сертификату.
Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания и т.д.
Обязательство подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат.
Согласно пункту 16.1 Правил субсидия на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется жилищным сертификатом, рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения, который применяется при расчете социальной выплаты при условии, что гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 42 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела следует, что 08 сентября 2011 года С.А.И. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы" на семью в составе 4 человек (без учета владельца сертификата) выдан государственный жилищный сертификат на покупку жилого помещения на территории Республики Татарстан в сумму 2700000 рублей.
При этом 05 сентября 2011 года С.А.И. и С.Н.А., подписано обязательство об освобождении и сдаче принадлежащего им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в муниципальную собственность Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ, в 2-х месячный срок с даты приобретения ими жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.
17 сентября 2011 года С.Н.А., С.Т.В., действующая от своего имени и от имени С.А.И., С.А.Н., С.Н.Н. приобрели в общую долевую собственность земельный участок с жилым домом по адресу: <адрес> за 2800000 рублей, с использованием предоставленного С.А.И. государственного жилищного сертификата.
По акту N 1 от 14 сентября 2011 года С.А.И. передал ранее занимаемый жилой дом на баланс Круглопольского сельского поселения Тукаевского муниципального района РТ.
Однако после смерти С.А.И. право собственности на жилой дом <адрес> и земельный участок на основании свидетельства о праве на наследство зарегистрировано за С.Н.А.
Таким образом, ответчики реализовали свое право на улучшение жилищных условий, использовали предоставленный им государственный жилищный сертификат на приобретение жилья, приобрели жилое помещение, однако взятое на себя обязательство по освобождению и сдаче ранее занимаемого ими жилого помещения в двухмесячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленного жилищного сертификата не выполнили. Более того, зная о необходимости освободить жилое помещение в установленный срок, они, злоупотребляя своими правами, оформили данное имущество, фактически обремененное правами органа местного самоуправления, в порядке наследования после смерти С.А.И.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в процессе разрешения данного дела судом не установлено нарушений прав и законных интересов ответчика. Заявленные же им требования основаны на ошибочном предположении о наличии у него вещного права в отношении спорного недвижимого имущества.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы жалобе С.Н.А., С.Т.В. Судебная коллегия не усматривает.
Законодатель предусмотрел в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, представление этими гражданами и совершеннолетними членами их семей обязательства о безвозмездном отчуждении принадлежащего им жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность
Граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им и членам их семей на праве собственности, под роспись уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.
При этом в обязательстве о сдаче (передаче) жилого помещения, подписанном ответчиками, указано, что они обязуются с момента подписания обязательства не приватизировать указанное жилое помещение и не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение.
Доводы жалобы об отсутствии обязательств о сдаче земельного участка исследовались судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства и получили надлежащую оценку.
При этом суд обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации совместно с жилым домом передаче подлежит и право собственности на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.А., С.Т.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)