Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.2012 ПО ДЕЛУ N А60-36814/2012

Разделы:
Договорные отношения при предоставлении услуг управления собственниками помещений; Управляющая компания

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2012 г. по делу N А60-36814/2012


Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2012 года
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.В. Кудиновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.М. Федотовой рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757)
к Березовскому городскому округу в лице Администрации Березовского городского округа (ИНН 6604003608, ОГРН 1026600669094)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Закрытого акционерного общества "Уральские электрические сети", Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом", Управления жилищно-коммунального хозяйства Березовского городского округа, Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа
о взыскании 31969 рублей 64 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца - Мельникова Т.А., представитель по доверенности N СЭСБ/12-079 от 12.12.2011 г.,
от ответчика - Колупаева М.М., представитель по доверенности N 34/01-79 от 13.12.2011 г.,
от третьего лица ООО "Управляющая компания "Управдом" - Чугунова О.С., представитель по доверенности от 29.08.2012 г.,
от третьего лица Комитета по управлению имуществом - Истомина Н.П., представитель по доверенности N 24Л от 20.03.2012,
от остальных третьих лиц - не явились.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец Открытое акционерное общество "Свердловэнергосбыт" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Березовского городского округа (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, поставленной за период с января по июль 2012 года, в размере 31969 рублей 64 копеек.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик требования не признал.
Третьи лица Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Управдом" и Комитет по управлению имуществом в судебном заседании изложили позицию по делу.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Предметом исковых требований по настоящему делу является требование ОАО "Свердловэнергосбыт" о взыскании стоимости потерь электрической энергии, возникших в электрических сетях от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до внешней стены домов по адресам: г. Березовский, ул. Спортивная, д. N 10, д. N 12, д. N 14, д. N 16, N 20, N 22, ул. Строителей, д. N 4а, д. N 10, ул. Театральная, д. N 22.
В обоснование заявленных требований истец указывает следующие обстоятельства:
В соответствии со ст. ст. 3, 37, 38 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530), Постановлением РЭК Свердловской области N 130-ПК от 17.10.2006 г. "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - "Истец") присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Свердловской области, при этом истец осуществляет продажу электрической энергии ее покупателям на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
ОАО "Свердловэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области, осуществляет поставку электрической энергии потребителям Березовского городского округа, в том числе жителям многоквартирных жилых домов г. Березовский, запитанных от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до внешней стены дома по адресам: г. Березовский, ул. Спортивная, д. N 10, д. N 12, д. N 14, д. N 16, N 20, N 22, ул. Строителей, д. N 4а, д. N 10, ул. Театральная, д. N 22.
По сведениям ОАО "Свердловэнергосбыт" электросетевое хозяйство, представляющее собой совокупность объектов питания от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 (линии электропередач от вышеназванных ТП до указанных домов), к которым присоединены энергопринимающие устройства многоквартирных жилых домов, не имеют собственника.
В период январь, февраль, июнь, июль 2012 г. для жителей г. Березовского была поставлена электроэнергия по точкам поставки от сетей ЗАО "Уральские электрические сети", запитанных от сетей ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552.
Объекты электроснабжения г. Березовский (линии электропередач от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до указанных многоквартирных жилых домов) являются бесхозяйными.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 6 ст. 14 ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих внесению в муниципальные программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по:
- 1. выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (электроснабжение), организации поставки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (п. 4);
- 2. организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов с момента выявления таких объектов, в том числе по определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Относительно объектов электросетевого хозяйства п. 114 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530) также установлено, что орган местного самоуправления в установленном законодательством РФ порядке также определяет лицо (организацию) для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 85 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 225 ГК РФ муниципальное образование должно было принять бесхозяйное имущество на учет и в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить ввиду отсутствия собственника имущества его эксплуатацию в целях организации электроснабжения населения.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в установленном порядке обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Согласно п. 130 "Основными положениями функционировании розничных рынков электрической энергии" (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В соответствии с п. 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..." внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 144 Основных положений в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В актах разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности ЗАО "Уральские электрические сети" и ООО "УК "Управдом" граница балансовой принадлежности определена на кабельных наконечниках в РУ-0,4 кВ ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552, т.е. в нарушение действующего законодательства РФ.
Сведения о собственнике ЛЭП 0,4 кВ от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до многоквартирных жилых домов отсутствуют, в том числе и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. В связи с этим, данные линии электропередач запитанных от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до внешней стены дома по адресам: г. Березовский, ул. Спортивная, д. N 10, д. N 12, д. N 14, д. N 16, N 20, N 22, ул. Строителей, д. N 4а, д. N 10, ул. Театральная, д. N 22 не имеют собственника.
Поскольку владелец сетей не обнаружен, а технологический расход напрямую связан с техническим состоянием электроустановок, то на Администрацию Березовского городского округа возлагается обязанность по оплате технологического расхода, возникшего в ее сетях и лежит обязанность поддерживать имущество в исправном, безопасным и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Объем потерь определен в следующем порядке: расход по показаниям общедомового прибора учета умножается на % потерь, установленного для каждого многоквартирного жилого дома, из данного объема вычитается общий расход по общедомовому прибору учета.
Основываясь на указанных обстоятельствах, истец просит взыскать с Муниципального образования Березовский городской округ стоимости потерь электрической энергии в электрических сетях.
Исследовав материалы дела, суд признает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения (ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении истцом должны быть изложены обстоятельства, на которых он основывает свои исковые требования.
В подтверждение каждого обстоятельства, составляющего основание заявленных требований, необходимо привести предусмотренные статьями 64, 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства.
Согласно части 1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.
Согласно с абз. 1 п. 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее по тексту - Правила N 861) оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, лежит на сетевой организации.
Сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил N 861).
Между тем из материалов дела не усматривается, что ответчик является сетевой организацией.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности NN 0444, 0488, 0632, 0310, 0342, 0407, 0464, 0527, 0406, 0207, усматривается, что электроснабжение многоквартирных жилых домов производится от электрической сети сетевой организации ЗАО "Уральские электрические сети".
Однако истец полагает, что оплата потерь электрической энергии должна осуществляться ответчиком как собственником сетей от ТП 6558, ТП 6548, ТП 6552 до внешней стены дома по адресам: г. Березовский, ул. Спортивная, д. N 10, д. N 12, д. N 14, д. N 16, N 20, N 22, ул. Строителей, д. N 4а, д. N 10, ул. Театральная, д. N 22.
В силу нормы статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела письма Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа N 3-7 от 08.06.2012 следует, что спорные электрические сети не являются муниципальной собственностью, Комитет не располагает информацией о собственнике электрических сетей.
На основании п. 55.1 приказа Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" в случае, если расходы на эксплуатацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (далее - бесхозяйные сети) не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к бесхозяйным сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому электропотреблению.
Таким образом, истец вправе был включить в тариф стоимость потерь в бесхозяйных сетях. Доказательств того факта, что при установлении тарифа для истца данное обстоятельство учтено не было, в дело не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Ю.В.КУДИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)