Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Масанкина А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Храмцовой В.А., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Я. на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года по делу по иску Я. к администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании права на субсидию.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
Я. обратилась в суд с иском к администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании права на субсидию для приобретения жилья и обязании включить в списки граждан на получение указанной субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 "Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае" ей как вдове участника Великой Отечественной войны и нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлено право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В установленном законом порядке она обратилась в администрацию Змеиногорского района с заявлением о включении ее в список граждан - получателей указанной субсидии, в чем ей 25.05.2012 отказано ввиду того, что она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое признано пригодным для проживания.
Вместе с тем, из заключения экспертизы от 20 августа 2012 года, следует, что техническое состояние указанного дома при 80% его износе не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и должно быть признано непригодным для проживания.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года исковые требования Я. оставлены без удовлетворения.
С Я. в пользу ООО "<данные изъяты>" взысканы расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе истица Я. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд необоснованно пришел к выводу о соответствии занимаемого ею жилого помещения пригодным для проживания, и непризнании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд необоснованно отнесся критически к представленному в обоснование иска экспертному заключению от 20.08.2012. Судом не учтено, что согласно выводам проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы в спорном жилом помещении деревянная конструкция крыши, кровля, полы, заполнение оконных проемов имеют физический износ 80% и нуждаются в полной замене, а ремонт по восстановлению всех выявленных дефектов дома превышает рыночную стоимость квартиры, что свидетельствует о непригодности дома для проживания.
Кроме того, истица полагает, что является ошибочным вывод суда о пропуске трехмесячного срока для обращение в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, поскольку о принятом комиссией решении истице стало известно 06.10.2012.
Заслушав представителя истицы адвоката Мужельских И.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, дополнив тем, что судом было нарушено права истицы на представление ее интересов представителем, который ходатайствовал об отложении слушания дела в связи с занятостью в другом процессе и соответственно не имел возможности заявить ходатайство о допросе эксперта, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона Алтайского края предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в ч. 1 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае.
В соответствии с п. 2 Положения, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 8 Положения).
Как установлено судом и сторонами не оспорено, Я. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Я. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Я. обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета Змеиногорского района с заявлением, в котором просила решить вопрос по улучшению ее жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета Змеиногорского района от ДД.ММ.ГГ Я. признана нуждающейся "в улучшении жилья, благоустроенном жилье".
ДД.ММ.ГГ Я. обратилась в администрацию Змеиногорского района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714, с приложением соответствующих необходимых документов.
Решением межведомственной комиссии при администрации Змеиногорского района по координации работы органов местного самоуправления Змеиногорского района по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГ Я. отказано во включении ее в список граждан-получателей субсидии из числа участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, вставших на учет после 01 марта 2005 года по Змеиногорскому району.
Обращаясь с настоящим иском, истица указала, что ей было отказано во включение в список получателей субсидии из числа участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01 марта 2005 года по причине того, что жилое помещение, в котором она проживает, является пригодным для проживания.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение).
В силу п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пунктам 10, 11 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения).
Согласно п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой *** от ДД.ММ.ГГ выявлены следующие дефекты и повреждения самонесущих ограждающих конструкций жилого дома, в котором проживает истица: на торцевой наружной самонесущей стене вертикальная трещина шириной раскрытия до 2 мм, на главном фасаде под окнами трещины шириной раскрытия до 3 мм, в помещении N 4 на внутреннем штукатурном слое самонесущей межквартирной стене, в месте ее сопряжения с наружной несущей стеной вертикальная трещина шириной раскрытия до 1 мм. Конфигурация и места расположения вышеуказанных трещин снижают несущую способность ограждающих конструкций и ухудшают эксплуатационные свойства исследуемого жилого помещения в целом. Однако степень повреждений не создает угрозы для проживания граждан в указанном помещении, для продолжения нормальной эксплуатации требуется текущий ремонт по устранению данных повреждений. Кроме того, в ходе проведения экспертизы выявлены иные несоответствия строительным нормам и правилам: конструкция чердачного помещения не соответствует требованиям СНиП 23-0202003 "Тепловая защита зданий"; деревянная конструкция крыши, кровля, полы, заполнение оконных проемов имеют физический износ 80% и нуждаются в полной замене. Стоимость ремонтно-восстановительных работ по устранению всех выявленных дефектов и несоответствий требованиям строительных норм и правил (капитальный ремонт) превышает рыночную стоимость квартиры, в связи с чем проведение таких работ нецелесообразно. Степень физического износа жилого помещения в целом составляет 47%.
Поскольку оснований, предусмотренных п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, для признания жилого помещения непригодным для проживания, не установлено, соответственно выводы обследования жилого помещения комиссией и выводы межведомственной комиссии о пригодности спорного жилого помещения для проживания, соответствуют действительности.
При этом суд обоснованно отнесся критически к представленному стороной истца экспертному заключению *** от ДД.ММ.ГГ. В указанной части суд дал мотивированные суждения, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судом также отказано в удовлетворении иска и по основанию пропуска истицей трехмесячного срока для обращения в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела видно, что обращаясь с настоящим иском, истица ссылалась на выводы проведенной экспертизы *** от 20.08.2012.
Таким образом, на момент обращения к эксперту с заявлением о проведении экспертизы (до 20.08.2012) истица знала о нарушении ее прав и свобод.
С настоящим иском Я. обратилась 21.11.2012, то есть с пропуском предусмотренного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Доводы жалобы о том, что о принятом комиссией решении истице стало известно 06.10.2012, являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Не может повлечь отмену решения суда довод представителя истицы - адвоката Мужельских И.Ф. об отказе в удовлетворении его ходатайства от 18.04.2013 об отложении слушания дела.
В соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине. (ч. 6 ст. 167 ГПК РФ).
18.04.2013 от истицы Я. поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, с участием представителя ФИО. Ходатайство от истицы об отложении разбирательства в связи с неявкой представителя Мужельских И.Ф. в суд не поступало, в связи с чем, суд обоснованно рассмотрел гражданское дело 18.04.2013 в отсутствие представителя Мужельских И.Ф., но с участием представителя истицы ФИО.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истицы Я. на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5167/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. по делу N 33-5167/2013
Судья Масанкина А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Храмцовой В.А., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Я. на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года по делу по иску Я. к администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании права на субсидию.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
Я. обратилась в суд с иском к администрации Змеиногорского района Алтайского края о признании права на субсидию для приобретения жилья и обязании включить в списки граждан на получение указанной субсидии.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", п. 2 ст. 3 Закона Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 "Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае" ей как вдове участника Великой Отечественной войны и нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставлено право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В установленном законом порядке она обратилась в администрацию Змеиногорского района с заявлением о включении ее в список граждан - получателей указанной субсидии, в чем ей 25.05.2012 отказано ввиду того, что она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое признано пригодным для проживания.
Вместе с тем, из заключения экспертизы от 20 августа 2012 года, следует, что техническое состояние указанного дома при 80% его износе не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и должно быть признано непригодным для проживания.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года исковые требования Я. оставлены без удовлетворения.
С Я. в пользу ООО "<данные изъяты>" взысканы расходы по проведению экспертизы в сумме <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе истица Я. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суд необоснованно пришел к выводу о соответствии занимаемого ею жилого помещения пригодным для проживания, и непризнании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд необоснованно отнесся критически к представленному в обоснование иска экспертному заключению от 20.08.2012. Судом не учтено, что согласно выводам проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы в спорном жилом помещении деревянная конструкция крыши, кровля, полы, заполнение оконных проемов имеют физический износ 80% и нуждаются в полной замене, а ремонт по восстановлению всех выявленных дефектов дома превышает рыночную стоимость квартиры, что свидетельствует о непригодности дома для проживания.
Кроме того, истица полагает, что является ошибочным вывод суда о пропуске трехмесячного срока для обращение в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, поскольку о принятом комиссией решении истице стало известно 06.10.2012.
Заслушав представителя истицы адвоката Мужельских И.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, дополнив тем, что судом было нарушено права истицы на представление ее интересов представителем, который ходатайствовал об отложении слушания дела в связи с занятостью в другом процессе и соответственно не имел возможности заявить ходатайство о допросе эксперта, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Законом Алтайского края от 14.09.2006 N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий (ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 2 указанного Закона Алтайского края предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в ч. 1 2 ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона администрация Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае.
В соответствии с п. 2 Положения, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Формирование списков граждан - получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 8 Положения).
Как установлено судом и сторонами не оспорено, Я. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
Я. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована и проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГ Я. обратилась в администрацию <данные изъяты> сельсовета Змеиногорского района с заявлением, в котором просила решить вопрос по улучшению ее жилищных условий.
Решением жилищной комиссии администрации <данные изъяты> сельсовета Змеиногорского района от ДД.ММ.ГГ Я. признана нуждающейся "в улучшении жилья, благоустроенном жилье".
ДД.ММ.ГГ Я. обратилась в администрацию Змеиногорского района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714, с приложением соответствующих необходимых документов.
Решением межведомственной комиссии при администрации Змеиногорского района по координации работы органов местного самоуправления Змеиногорского района по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГ Я. отказано во включении ее в список граждан-получателей субсидии из числа участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, вставших на учет после 01 марта 2005 года по Змеиногорскому району.
Обращаясь с настоящим иском, истица указала, что ей было отказано во включение в список получателей субсидии из числа участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01 марта 2005 года по причине того, что жилое помещение, в котором она проживает, является пригодным для проживания.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение).
В силу п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пунктам 10, 11 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п. 33 Положения).
Согласно п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой *** от ДД.ММ.ГГ выявлены следующие дефекты и повреждения самонесущих ограждающих конструкций жилого дома, в котором проживает истица: на торцевой наружной самонесущей стене вертикальная трещина шириной раскрытия до 2 мм, на главном фасаде под окнами трещины шириной раскрытия до 3 мм, в помещении N 4 на внутреннем штукатурном слое самонесущей межквартирной стене, в месте ее сопряжения с наружной несущей стеной вертикальная трещина шириной раскрытия до 1 мм. Конфигурация и места расположения вышеуказанных трещин снижают несущую способность ограждающих конструкций и ухудшают эксплуатационные свойства исследуемого жилого помещения в целом. Однако степень повреждений не создает угрозы для проживания граждан в указанном помещении, для продолжения нормальной эксплуатации требуется текущий ремонт по устранению данных повреждений. Кроме того, в ходе проведения экспертизы выявлены иные несоответствия строительным нормам и правилам: конструкция чердачного помещения не соответствует требованиям СНиП 23-0202003 "Тепловая защита зданий"; деревянная конструкция крыши, кровля, полы, заполнение оконных проемов имеют физический износ 80% и нуждаются в полной замене. Стоимость ремонтно-восстановительных работ по устранению всех выявленных дефектов и несоответствий требованиям строительных норм и правил (капитальный ремонт) превышает рыночную стоимость квартиры, в связи с чем проведение таких работ нецелесообразно. Степень физического износа жилого помещения в целом составляет 47%.
Поскольку оснований, предусмотренных п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, для признания жилого помещения непригодным для проживания, не установлено, соответственно выводы обследования жилого помещения комиссией и выводы межведомственной комиссии о пригодности спорного жилого помещения для проживания, соответствуют действительности.
При этом суд обоснованно отнесся критически к представленному стороной истца экспертному заключению *** от ДД.ММ.ГГ. В указанной части суд дал мотивированные суждения, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судом также отказано в удовлетворении иска и по основанию пропуска истицей трехмесячного срока для обращения в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела видно, что обращаясь с настоящим иском, истица ссылалась на выводы проведенной экспертизы *** от 20.08.2012.
Таким образом, на момент обращения к эксперту с заявлением о проведении экспертизы (до 20.08.2012) истица знала о нарушении ее прав и свобод.
С настоящим иском Я. обратилась 21.11.2012, то есть с пропуском предусмотренного ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Доводы жалобы о том, что о принятом комиссией решении истице стало известно 06.10.2012, являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Не может повлечь отмену решения суда довод представителя истицы - адвоката Мужельских И.Ф. об отказе в удовлетворении его ходатайства от 18.04.2013 об отложении слушания дела.
В соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине. (ч. 6 ст. 167 ГПК РФ).
18.04.2013 от истицы Я. поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, с участием представителя ФИО. Ходатайство от истицы об отложении разбирательства в связи с неявкой представителя Мужельских И.Ф. в суд не поступало, в связи с чем, суд обоснованно рассмотрел гражданское дело 18.04.2013 в отсутствие представителя Мужельских И.Ф., но с участием представителя истицы ФИО.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истицы Я. на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)