Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
при участии в заседании:
представителя Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова Погореловой И.А., действующей на основании доверенности б/н от 18.06.2007 г.,
представителя административного органа Половинкиной Н.И., действующей на основании доверенности N 45 от 21.11.2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 апреля 2008 года по делу N А57-603/08-33 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 983 от 10.12.2007 г.,
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района г. Саратова, заявитель) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 983 от 10 декабря 2007 года о назначении административного наказания, в соответствии с которым АТСЖ Ленинского района города Саратова признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 апреля 2008 года заявленные АТСЖ Ленинского района г. Саратова требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - жилищная Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении N 983 от 10 декабря 2007 года о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей, вынесенное в отношении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Жилищная инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать. Из апелляционной жалобы следует, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению административного органа, выводы суда первой инстанции об отсутствии вины в действиях АТСЖ Ленинского района г. Саратова при недостаточности денежных средств для содержания и эксплуатации жилых домов необоснован, поскольку Ассоциация обязана исполнять Правила и нормы при эксплуатации жилых домов. Административный орган считает, что при производстве по административному делу им не было допущено нарушений, влекущих признание оспариваемого постановления недействительным. Из апелляционной жалобы следует, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова надлежащим образом извещена о месте и времени составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, что подтверждается получением факсограммы от 22 ноября 2007 г. в 14 час. 36 мин.
В материалах дела имеется письменный отзыв АТСЖ Ленинского района г. Саратова на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22 ноября 2007 года сотрудником жилищной Инспекции - Ермасовым Р.Н. на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции на проведение инспекционной проверки N 962 от 21 ноября 2007 года проведена внеплановая проверка соблюдения АТСЖ Ленинского района правил содержания и эксплуатации жилых домов расположенных по улице Измайловой, дом N 11 и по улице Ломоносова, дом N 11.
В ходе проверки установлены нарушения пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.3.1, 4.6.1, 4.6.3.6, 4.6.3.5, 4.6.3, 4.6.1.2.6, 4.6.4, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 5.2.1, 5.6.2, 3.2.18, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила), ГОСТ Р 51617-2000 (далее - ГОСТ), а именно при обследовании жилых домов выявлены следующие недостатки технического состояния:
1) по улице Измайлова, дом 11: краевое разрушение железобетонных балконных плит дома; на лестничных клетках в подъездах отслоение штукатурки, трещины перекрытий; имеются неисправности, износ кровельного покрытия дома, протечки в помещениях,, в том числе в квартире N 16; нарушение примыкания рулонного ковра к вертикальным поверхностям; неисправность кровельных покрытий парапетов; местами отсутствие карнизных свесов; местами повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток;
2) по улице Ломоносова, дом N 11: разрушение покрытия отмостки; по фасаду здания местами имеются вертикальные трещины в кирпичной кладе наружных стен шириной раскрытия около 0,5 см; местами сквозные; краевое разрушение железобетонных балконных плит; на лестничных клетках имеются трещины и отслоение штукатурки межэтажных перекрытий; загнивание и другие не исправности деревянных стропил, обрешетки крыши дома; имеются неисправности, износ шиферного кровельного покрытия, протечки в помещениях, в том числе, в квартире N 20; повреждение покрытия конька крыши; нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствуют приборы отопления на лестничных клетках; местами отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков; разрушение оголовков и кирпичной кладки на кровле дома.
23 ноября 2007 года государственным жилищным инспектором Саратовской области Ермасовым Р.Н. в отношении АТСЖ Ленинского района г. Саратова составлен протокол об административном правонарушении N 593, которым действия юридического лица квалифицированы по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законный представитель юридического лица при составлении протокола не присутствовал. (т. 1 л.д. 29-30).
10 декабря 2007 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции области Ким Д.Н. вынесено постановление N 983 о назначении административного наказания, в соответствии с которым АТСЖ Ленинского района г. Саратова признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова не согласилась с привлечением к административной ответственности и оспорила постановление административного органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел не доказанным наличие в действиях заявителя умысла и вины совершения вменяемого административного правонарушения, а также сделал вывод о несоблюдении административным органом процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушении порядка привлечения АТСЖ Ленинского района г. Саратова к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией по Саратовской области на основании обращения жителей проведена инспекционная проверка жилых домов N 11, N 11 расположенных по улице Измайлова и Ломоносова, которые для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта переданы АТСЖ Ленинского района г. Саратова.
В ходе проверки установлено, что заявитель ненадлежащим образом содержит данный жилищный фонд.
Так, при обследовании указанных жилых домов выявлены недостатки технического состояния:
1) по улице Измайлова, дом 11: краевое разрушение железобетонных балконных плит дома; на лестничных клетках в подъездах отслоение штукатурки, трещины перекрытий; имеются неисправности, износ кровельного покрытия дома, протечки в помещениях,, в том числе в квартире N 16; нарушение примыкания рулонного ковра к вертикальным поверхностям; неисправность кровельных покрытий парапетов; местами отсутствие карнизных свесов; местами повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток;
2) по улице Ломоносова, дом N 11: разрушение покрытия отмостки; по фасаду здания местами имеются вертикальные трещины в кирпичной кладе наружных стен шириной раскрытия около 0,5 см; местами сквозные; краевое разрушение железобетонных балконных плит; на лестничных клетках имеются трещины и отслоение штукатурки межэтажных перекрытий; загнивание и другие не исправности деревянных стропил, обрешетки крыши дома; имеются неисправности, износ шиферного кровельного покрытия, протечки в помещениях, в том числе, в квартире N 20; повреждение покрытия конька крыши; нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствуют приборы отопления на лестничных клетках; местами отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков; разрушение оголовков и кирпичной кладки на кровле дома.
Вышеуказанное является нарушением: 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.3.1, 4.6.1, 4.6.3.6, 4.6.3.5, 4.6.3, 4.6.1.2.6, 4.6.4, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 5.2.1, 5.6.2, 3.2.18, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В процессе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций АТСЖ Ленинского района г. Саратова не оспаривала наличие выявленных в ходе проверки нарушений. Факты нарушений обязательных требований Правил подтверждены материалами дела и заявителем не опровергнуты.
Пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, в обязанности товарищества собственников жилья входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, одной из основных задач АТСЖ Ленинского района г. Саратова являются: организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящегося у него на обслуживании.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 23.09.2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Вина АТСЖ Ленинского района г. Саратова заключается в том, что ею не выполнены взятые на нее обязательства техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда, находящегося у нее на обслуживании, в том числе по текущему ремонту. Среди выявленных нарушений часть относится к текущему ремонту, в том числе повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствие приборов отопления на лестничных клетках; отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении принятых на себя по договору обязательств и в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Довод заявителя о том, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова проведены ремонтные работы по указанным домам на сумму, превышающую собранные на эти цели денежные средства, не свидетельствует об отсутствии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова не представила суду доказательств невозможности исполнения обязательств по техническому обслуживанию и содержанию указанных жилых домов в пределах поступающих от жильцов денежных средств, эффективность их использования, а потому оснований полагать, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по исполнению возложенных законом, Правилами и нормами обязательств по техническому обслуживанию и содержанию жилого фонда, не имеется.
Кроме того, отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере, на что ссылается заявитель, не является обстоятельством, исключающим вину АТСЖ Ленинского района г. Саратова во вмененном ей административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает состав вменяемого административного правонарушения, не основан на законе и собранных по делу доказательствах.
Однако это не повлекло за собой неправильного принятия решения судом первой инстанции по следующим основаниям
В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы жилищной Инспекцией о соблюдении ею порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, протокол N 593 об административном правонарушении от 23 ноября 2007 года составлен административным органом 07.06.2007 года в отсутствии законного представителя Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган известил АТСЖ Ленинского района г. Саратова 22 ноября 2007 года факсимильной связью (факсограммой). Вызов таким образом законного представителя юридического лица не исключается, однако, в случае его неявки, обязанность доказывания факта надлежащего извещения возлагается на административный орган.
Доказательств надлежащего извещения непосредственно законного представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова о времени и месте составления протокола об административном правонарушении жилищная Инспекция не представила.
Факсимильная связь не содержит сведений о том, кем получена факсограмма. Суд лишен возможности установить наличие полномочий лица, получившего такое извещение о времени и месте составления протокола в отношении юридического лица, а потому оснований считать, что административным органом исполнена обязанность по надлежащему извещению законного представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова не имеется.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Кроме того, законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Тем самым указанное лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба жилищной Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "15" апреля 2008 года по делу N А57-603/08-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2008 ПО ДЕЛУ N А57-603/08-33
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2008 г. по делу N А57-603/08-33
Резолютивная часть постановления объявлена "29" мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эфман Т.А.,
при участии в заседании:
представителя Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова Погореловой И.А., действующей на основании доверенности б/н от 18.06.2007 г.,
представителя административного органа Половинкиной Н.И., действующей на основании доверенности N 45 от 21.11.2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 апреля 2008 года по делу N А57-603/08-33 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 983 от 10.12.2007 г.,
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (далее - АТСЖ Ленинского района г. Саратова, заявитель) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 983 от 10 декабря 2007 года о назначении административного наказания, в соответствии с которым АТСЖ Ленинского района города Саратова признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 апреля 2008 года заявленные АТСЖ Ленинского района г. Саратова требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - жилищная Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении N 983 от 10 декабря 2007 года о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей, вынесенное в отношении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Жилищная инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать. Из апелляционной жалобы следует, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению административного органа, выводы суда первой инстанции об отсутствии вины в действиях АТСЖ Ленинского района г. Саратова при недостаточности денежных средств для содержания и эксплуатации жилых домов необоснован, поскольку Ассоциация обязана исполнять Правила и нормы при эксплуатации жилых домов. Административный орган считает, что при производстве по административному делу им не было допущено нарушений, влекущих признание оспариваемого постановления недействительным. Из апелляционной жалобы следует, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова надлежащим образом извещена о месте и времени составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, что подтверждается получением факсограммы от 22 ноября 2007 г. в 14 час. 36 мин.
В материалах дела имеется письменный отзыв АТСЖ Ленинского района г. Саратова на апелляционную жалобу, в котором заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22 ноября 2007 года сотрудником жилищной Инспекции - Ермасовым Р.Н. на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции на проведение инспекционной проверки N 962 от 21 ноября 2007 года проведена внеплановая проверка соблюдения АТСЖ Ленинского района правил содержания и эксплуатации жилых домов расположенных по улице Измайловой, дом N 11 и по улице Ломоносова, дом N 11.
В ходе проверки установлены нарушения пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.3.1, 4.6.1, 4.6.3.6, 4.6.3.5, 4.6.3, 4.6.1.2.6, 4.6.4, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 5.2.1, 5.6.2, 3.2.18, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила), ГОСТ Р 51617-2000 (далее - ГОСТ), а именно при обследовании жилых домов выявлены следующие недостатки технического состояния:
1) по улице Измайлова, дом 11: краевое разрушение железобетонных балконных плит дома; на лестничных клетках в подъездах отслоение штукатурки, трещины перекрытий; имеются неисправности, износ кровельного покрытия дома, протечки в помещениях,, в том числе в квартире N 16; нарушение примыкания рулонного ковра к вертикальным поверхностям; неисправность кровельных покрытий парапетов; местами отсутствие карнизных свесов; местами повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток;
2) по улице Ломоносова, дом N 11: разрушение покрытия отмостки; по фасаду здания местами имеются вертикальные трещины в кирпичной кладе наружных стен шириной раскрытия около 0,5 см; местами сквозные; краевое разрушение железобетонных балконных плит; на лестничных клетках имеются трещины и отслоение штукатурки межэтажных перекрытий; загнивание и другие не исправности деревянных стропил, обрешетки крыши дома; имеются неисправности, износ шиферного кровельного покрытия, протечки в помещениях, в том числе, в квартире N 20; повреждение покрытия конька крыши; нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствуют приборы отопления на лестничных клетках; местами отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков; разрушение оголовков и кирпичной кладки на кровле дома.
23 ноября 2007 года государственным жилищным инспектором Саратовской области Ермасовым Р.Н. в отношении АТСЖ Ленинского района г. Саратова составлен протокол об административном правонарушении N 593, которым действия юридического лица квалифицированы по статье 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законный представитель юридического лица при составлении протокола не присутствовал. (т. 1 л.д. 29-30).
10 декабря 2007 года заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции области Ким Д.Н. вынесено постановление N 983 о назначении административного наказания, в соответствии с которым АТСЖ Ленинского района г. Саратова признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова не согласилась с привлечением к административной ответственности и оспорила постановление административного органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел не доказанным наличие в действиях заявителя умысла и вины совершения вменяемого административного правонарушения, а также сделал вывод о несоблюдении административным органом процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и нарушении порядка привлечения АТСЖ Ленинского района г. Саратова к административной ответственности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Следовательно, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией по Саратовской области на основании обращения жителей проведена инспекционная проверка жилых домов N 11, N 11 расположенных по улице Измайлова и Ломоносова, которые для организации и обеспечения эффективной эксплуатации, обслуживания и ремонта переданы АТСЖ Ленинского района г. Саратова.
В ходе проверки установлено, что заявитель ненадлежащим образом содержит данный жилищный фонд.
Так, при обследовании указанных жилых домов выявлены недостатки технического состояния:
1) по улице Измайлова, дом 11: краевое разрушение железобетонных балконных плит дома; на лестничных клетках в подъездах отслоение штукатурки, трещины перекрытий; имеются неисправности, износ кровельного покрытия дома, протечки в помещениях,, в том числе в квартире N 16; нарушение примыкания рулонного ковра к вертикальным поверхностям; неисправность кровельных покрытий парапетов; местами отсутствие карнизных свесов; местами повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток;
2) по улице Ломоносова, дом N 11: разрушение покрытия отмостки; по фасаду здания местами имеются вертикальные трещины в кирпичной кладе наружных стен шириной раскрытия около 0,5 см; местами сквозные; краевое разрушение железобетонных балконных плит; на лестничных клетках имеются трещины и отслоение штукатурки межэтажных перекрытий; загнивание и другие не исправности деревянных стропил, обрешетки крыши дома; имеются неисправности, износ шиферного кровельного покрытия, протечки в помещениях, в том числе, в квартире N 20; повреждение покрытия конька крыши; нарушение примыкания кровли к вертикальным поверхностям; повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствуют приборы отопления на лестничных клетках; местами отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков; разрушение оголовков и кирпичной кладки на кровле дома.
Вышеуказанное является нарушением: 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.3, 4.2.4.2, 4.2.4.3, 4.3.1, 4.6.1, 4.6.3.6, 4.6.3.5, 4.6.3, 4.6.1.2.6, 4.6.4, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2, 5.2.1, 5.6.2, 3.2.18, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В процессе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций АТСЖ Ленинского района г. Саратова не оспаривала наличие выявленных в ходе проверки нарушений. Факты нарушений обязательных требований Правил подтверждены материалами дела и заявителем не опровергнуты.
Пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, в обязанности товарищества собственников жилья входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, одной из основных задач АТСЖ Ленинского района г. Саратова являются: организация текущего содержания, технического обслуживания и ремонта жилищного фонда, находящегося у него на обслуживании.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 23.09.2003 года N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Вина АТСЖ Ленинского района г. Саратова заключается в том, что ею не выполнены взятые на нее обязательства техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда, находящегося у нее на обслуживании, в том числе по текущему ремонту. Среди выявленных нарушений часть относится к текущему ремонту, в том числе повреждение штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток, наличие трещин на стенах; отсутствие приборов отопления на лестничных клетках; отсутствие запирающих устройств этажных электросчетчиков.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушении принятых на себя по договору обязательств и в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Довод заявителя о том, что АТСЖ Ленинского района г. Саратова проведены ремонтные работы по указанным домам на сумму, превышающую собранные на эти цели денежные средства, не свидетельствует об отсутствии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова не представила суду доказательств невозможности исполнения обязательств по техническому обслуживанию и содержанию указанных жилых домов в пределах поступающих от жильцов денежных средств, эффективность их использования, а потому оснований полагать, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по исполнению возложенных законом, Правилами и нормами обязательств по техническому обслуживанию и содержанию жилого фонда, не имеется.
Кроме того, отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере, на что ссылается заявитель, не является обстоятельством, исключающим вину АТСЖ Ленинского района г. Саратова во вмененном ей административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя умысла и вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает состав вменяемого административного правонарушения, не основан на законе и собранных по делу доказательствах.
Однако это не повлекло за собой неправильного принятия решения судом первой инстанции по следующим основаниям
В силу прямого указания части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд наряду с иными обстоятельствами, имеющими значение для дела, определяет, соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы жилищной Инспекцией о соблюдении ею порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, протокол N 593 об административном правонарушении от 23 ноября 2007 года составлен административным органом 07.06.2007 года в отсутствии законного представителя Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган известил АТСЖ Ленинского района г. Саратова 22 ноября 2007 года факсимильной связью (факсограммой). Вызов таким образом законного представителя юридического лица не исключается, однако, в случае его неявки, обязанность доказывания факта надлежащего извещения возлагается на административный орган.
Доказательств надлежащего извещения непосредственно законного представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова о времени и месте составления протокола об административном правонарушении жилищная Инспекция не представила.
Факсимильная связь не содержит сведений о том, кем получена факсограмма. Суд лишен возможности установить наличие полномочий лица, получившего такое извещение о времени и месте составления протокола в отношении юридического лица, а потому оснований считать, что административным органом исполнена обязанность по надлежащему извещению законного представителя АТСЖ Ленинского района г. Саратова не имеется.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях" суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может явиться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Кроме того, законному представителю юридического лица разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Тем самым указанное лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, было лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба жилищной Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "15" апреля 2008 года по делу N А57-603/08-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)