Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Экопроект" - представитель не явился, извещено,
от главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от третьего лица: ООО "Приоритет" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2013 года апелляционную жалобу ООО "Экопроект"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года по делу N А72-10082/2012 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению ООО "Экопроект" (ОГРН 1107321001215, ИНН 7321316440), Ульяновская область, р.п. Ишеевка, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, - замена на главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: ООО "Приоритет", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 05 сентября 2012 года N 675/12 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экопроект" (далее - ООО "Экопроект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (с учетом принятого судом протокольного определения от 15 января 2013 года о замене ненадлежащего ответчика - государственной жилищной инспекции Ульяновской области на главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области на основании распоряжения правительства Ульяновской области от 31 октября 2012 года N 730-пр (далее - Регионнадзор) в связи с реорганизацией) от 05 сентября 2012 года N 675/12 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Определением суда от 17 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Приоритет".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Экопроект" отказано на том основании, что в действиях общества содержится вменяемый состав административного правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, оснований для освобождения от ответственности не усмотрено.
В апелляционной жалобе ООО "Экопроект" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление от 05 сентября 2012 года N 675/12 о привлечении ООО "Экопроект" к административной ответственности в виде штрафа отменить, применить устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2012 года главным специалистом-экспертом отдела государственного жилищного надзора государственной жилищной инспекции Ульяновской области в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Экопроект" от 18 июля 2012 года по месту фактического осуществления заявителем деятельности: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Зеленая Роща, выявлены следующие нарушения: отсутствие приказов о назначении ответственного лица за ходом подготовки к отопительному сезону 2012 - 2013 годы многоквартирных домов находящихся в управлении общества, о создании комиссии по весеннему осмотру многоквартирных домов находящихся в управлении обществ, о назначении ответственного лица за проведение весеннего осмотра многоквартирных домов находящихся в управлении общества. Установлено, что фактически необходимые работы на жилых домах не указаны в актах весеннего осмотра жилого дома; работы; указанные в актах весеннего осмотра жилого дома, не внесены в план мероприятий по подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования к отопительному сезону 2012 - 2013 годы. Акты весеннего осмотра жилого здания оформлены ненадлежащим образом, а именно: обследование жилых домов для составления актов проведено ненадлежащим образом; указанные в актах работы зачастую не соответствуют фактически необходимым работам; не указывают плановый период выполнения работ; отсутствуют выводы и предложения комиссии; отсутствует оценка состояния или краткое описание дефекта и причины его возникновения с указанием объема и места дефекта; не указано решение о принятии мер. В актах в качестве управляющей организации указано ООО "Приоритет", однако управление и обслуживание жилого фонда на территории МО "Зеленорощинское сельское поселение" осуществляет ООО "Экопроект".
В отношении дома по ул. Новый Квартал, 3 на момент обследования установлено, что проведение ремонта подъездов не требуется. Отмостка находится в разрушенном состоянии, элеваторный узел жилого дома в крайне неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, нарушение герметичности трубопровода водоотведения и холодного водоснабжения, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Новый Квартал, 5 на момент обследования установлено, что элеваторный узел жилого дома в неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, нарушение герметичности трубопровода водоотведения, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Новый Квартал, д. 12 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, нарушение остекления лестничной клетки 1 подъезда, глубокая коррозия стояков холодного водоснабжения, отсутствие козырьков над входами в 1 и 2 подъезды. Работы, указанные в плане мероприятий на июнь 2012 года, не проводились.
В отношении дома по ул. Центральная, 5 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, подвальное помещение 2-ого подъезда частично затоплено, элеваторный узел жилого дома в неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Молодежная, д. 2 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, подвальное помещение жилого дома затоплено фекальными стоками из-за нарушения герметичности трубопровода системы водоотведения, неисправности электрооборудования на 1-ом этаже 4-ого подъезда по месту расположения входа в подъезд, отслоение штукатурно-окрасочного слоя цоколя жилого дома. Из запланированных работ выполнен ремонт 3-его подъезда, работы по остеклению, ремонту межпанельных швов, ремонту мягкой кровли, текущего ремонта подвального помещения не проводились.
Результаты проверки оформлены актом проверки N Д-516 от 23 июля 2012 года. Заявителю выдано предписание N Д-516 от 23 июля 2012 года.
В отношении общества главным специалистом-экспертом отдела государственного жилищного надзора государственной жилищной инспекции Ульяновской области 24 июля 2012 года составлен протокол N Д-516 по ст. 7.22 КоАП РФ с участием представителя общества. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника государственной жилищной инспекции Ульяновской области 05 сентября 2012 года вынес постановление о привлечении ООО "Экопроект" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. Из указанного постановления следует, что обществом нарушены: п. 2.6.2, п. 2.6.3, п. 2.6.4, п. 2.6.6, п. 2.6.13, абз. 9 п. 4.2.1.7, п. 5.1.5, п. 5.2.6, п. 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170). Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителей общества.
Общество мотивирует свое обращение в суд тем, что услуги и работы, предусмотренные Правилами N 170, являются обязательными для управляющей компании только в случае наличия указания на это в договоре. Ответственность за последствия того, что необходимая работа не заказана, лежит на собственниках помещений, которые не приняли нужного решения. В случае, если суд сочтет, что вина общества доказана, заявитель просит суд применить ст. 2.9 КоАП РФ и учесть факт добровольного устранения нарушений, фактический износ жилья.
Согласно п. 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло -, водо-, электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
В соответствии с п. 2.6.3 Правил N 170 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 01 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 01 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В силу п. 2.6.4 Правил N 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Пунктом 2.6.6 Правил N 170 предусмотрены мероприятия, выполняемые в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях.
Согласно п. 2.6.13 Правил N 170 в летний период должны быть проведены следующие работы: а) по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями; б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях); в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.); г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии не прогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки; план (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения, согласно п. 5.2.8 Правил N 170.
Абзацем 9 п. 4.2.1.7 Правил N 170 предусмотрено, что стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Согласно п. 5.1.5 Правил N 170 организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В силу п. 5.2.6 Правил N 170 в помещении эксплуатационного персонала должны быть: а) журнал регистрации работы систем отопления и горячего водоснабжения зданий; б) график дежурств обслуживающего персонала; в) остекленный стенд у стола дежурного с размещением на нем схем основных узлов и стояков (с указанием номеров квартир, в которых проходят эти стояки, запорно-регулировочной арматуры, воздухосборников систем отопления и горячего водоснабжения); г) инструкция по пуску, регулировке и опорожнению системы отопления и горячего водоснабжения, утвержденная главным инженером организации по обслуживанию жилищного фонда. В инструкции должна быть указана периодичность осмотра и ревизии всего оборудования и трубопроводов; д) график температуры подающей и обратной воды в теплосети и в системе отопления в зависимости температуры наружного воздуха с указанием рабочего давления воды на вводе, статического и наибольшего допустимого давления в системе; е) номера телефонов организации по обслуживанию жилищного фонда, теплоснабжающей организации (ТЭЦ, районной котельной и т.п.), аварийных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны; ж) инструмент, переносные светильники с автономным питанием, материал для проведения мелкого профилактического ремонта, спецодежда, полотенце, мыло и аптечка; з) стенд для размещения ключей от подвалов и чердаков зданий; и) журнал регистрации выдачи ключей обслуживающему персоналу, в котором указывается фамилия, имя, отчество получающего ключи, время выдачи и возврата ключей.
Пунктом 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
Из представленных в дело доказательств следует, что на рассмотрении дела об административном правонарушении представители юридического лица административному органу пояснили, что все нарушения, выявленные в ходе проверки, будут устранены в ближайшее время.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Вина ООО "Экопроект" во вменяемом административном правонарушении заключается в ненадлежащей подготовке вышеуказанных многоквартирных домов к эксплуатации в зимний период.
Таким образом, в бездействии ООО "Экопроект" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086.
В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня. Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно разделу 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома и в непринятии своевременных мер по устранению выявленных нарушений.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не установил в действиях общества признаков малозначительности.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности допущенного правонарушения не принимаются. Представленные заявителем акты выполненных работ, исправленные акты сезонного осмотра, свидетельствующие об устранении нарушений, не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности. Добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, оно может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ее на основании ст. 4.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о ветхости вверенного заявителю жилого фонда, необходимости капитального ремонта отклоняются, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем зависящих от него мер, направленных на организацию проведения капитального ремонта, а также невозможность устранения собственными силами выявленных административным органом недостатков в содержании жилого фонда.
Ссылки заявителя на наличие у собственников и нанимателей жилых помещений задолженности за содержание и ремонт необоснованны, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает ответственности управляющей компании за надлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущество многоквартирных домов, находящихся в ее управлении.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд не находит оснований для освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку доказательств исключительности правонарушения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 января 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года по делу N А72-10082/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N А72-10082/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N А72-10082/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Экопроект" - представитель не явился, извещено,
от главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от третьего лица: ООО "Приоритет" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2013 года апелляционную жалобу ООО "Экопроект"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года по делу N А72-10082/2012 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению ООО "Экопроект" (ОГРН 1107321001215, ИНН 7321316440), Ульяновская область, р.п. Ишеевка, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, - замена на главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, третье лицо: ООО "Приоритет", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 05 сентября 2012 года N 675/12 по делу об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экопроект" (далее - ООО "Экопроект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (с учетом принятого судом протокольного определения от 15 января 2013 года о замене ненадлежащего ответчика - государственной жилищной инспекции Ульяновской области на главную государственную инспекцию регионального надзора Ульяновской области на основании распоряжения правительства Ульяновской области от 31 октября 2012 года N 730-пр (далее - Регионнадзор) в связи с реорганизацией) от 05 сентября 2012 года N 675/12 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Определением суда от 17 декабря 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Приоритет".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Экопроект" отказано на том основании, что в действиях общества содержится вменяемый состав административного правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, оснований для освобождения от ответственности не усмотрено.
В апелляционной жалобе ООО "Экопроект" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление от 05 сентября 2012 года N 675/12 о привлечении ООО "Экопроект" к административной ответственности в виде штрафа отменить, применить устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2012 года главным специалистом-экспертом отдела государственного жилищного надзора государственной жилищной инспекции Ульяновской области в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Экопроект" от 18 июля 2012 года по месту фактического осуществления заявителем деятельности: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Зеленая Роща, выявлены следующие нарушения: отсутствие приказов о назначении ответственного лица за ходом подготовки к отопительному сезону 2012 - 2013 годы многоквартирных домов находящихся в управлении общества, о создании комиссии по весеннему осмотру многоквартирных домов находящихся в управлении обществ, о назначении ответственного лица за проведение весеннего осмотра многоквартирных домов находящихся в управлении общества. Установлено, что фактически необходимые работы на жилых домах не указаны в актах весеннего осмотра жилого дома; работы; указанные в актах весеннего осмотра жилого дома, не внесены в план мероприятий по подготовке жилищного фонда и его инженерного оборудования к отопительному сезону 2012 - 2013 годы. Акты весеннего осмотра жилого здания оформлены ненадлежащим образом, а именно: обследование жилых домов для составления актов проведено ненадлежащим образом; указанные в актах работы зачастую не соответствуют фактически необходимым работам; не указывают плановый период выполнения работ; отсутствуют выводы и предложения комиссии; отсутствует оценка состояния или краткое описание дефекта и причины его возникновения с указанием объема и места дефекта; не указано решение о принятии мер. В актах в качестве управляющей организации указано ООО "Приоритет", однако управление и обслуживание жилого фонда на территории МО "Зеленорощинское сельское поселение" осуществляет ООО "Экопроект".
В отношении дома по ул. Новый Квартал, 3 на момент обследования установлено, что проведение ремонта подъездов не требуется. Отмостка находится в разрушенном состоянии, элеваторный узел жилого дома в крайне неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, нарушение герметичности трубопровода водоотведения и холодного водоснабжения, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Новый Квартал, 5 на момент обследования установлено, что элеваторный узел жилого дома в неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, нарушение герметичности трубопровода водоотведения, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Новый Квартал, д. 12 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, нарушение остекления лестничной клетки 1 подъезда, глубокая коррозия стояков холодного водоснабжения, отсутствие козырьков над входами в 1 и 2 подъезды. Работы, указанные в плане мероприятий на июнь 2012 года, не проводились.
В отношении дома по ул. Центральная, 5 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, подвальное помещение 2-ого подъезда частично затоплено, элеваторный узел жилого дома в неудовлетворительном состоянии (глубокая коррозия, нарушение герметичности трубопровода, теплоизоляция трубопровода центрального отопления в подвале жилого дома нарушена, в системе центрального отопления отсутствует вода). Работы, указанные в плане мероприятий, не проводились.
В отношении дома по ул. Молодежная, д. 2 на момент обследования установлено, что отмостка находится в разрушенном состоянии, подвальное помещение жилого дома затоплено фекальными стоками из-за нарушения герметичности трубопровода системы водоотведения, неисправности электрооборудования на 1-ом этаже 4-ого подъезда по месту расположения входа в подъезд, отслоение штукатурно-окрасочного слоя цоколя жилого дома. Из запланированных работ выполнен ремонт 3-его подъезда, работы по остеклению, ремонту межпанельных швов, ремонту мягкой кровли, текущего ремонта подвального помещения не проводились.
Результаты проверки оформлены актом проверки N Д-516 от 23 июля 2012 года. Заявителю выдано предписание N Д-516 от 23 июля 2012 года.
В отношении общества главным специалистом-экспертом отдела государственного жилищного надзора государственной жилищной инспекции Ульяновской области 24 июля 2012 года составлен протокол N Д-516 по ст. 7.22 КоАП РФ с участием представителя общества. Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника государственной жилищной инспекции Ульяновской области 05 сентября 2012 года вынес постановление о привлечении ООО "Экопроект" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. Из указанного постановления следует, что обществом нарушены: п. 2.6.2, п. 2.6.3, п. 2.6.4, п. 2.6.6, п. 2.6.13, абз. 9 п. 4.2.1.7, п. 5.1.5, п. 5.2.6, п. 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170). Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителей общества.
Общество мотивирует свое обращение в суд тем, что услуги и работы, предусмотренные Правилами N 170, являются обязательными для управляющей компании только в случае наличия указания на это в договоре. Ответственность за последствия того, что необходимая работа не заказана, лежит на собственниках помещений, которые не приняли нужного решения. В случае, если суд сочтет, что вина общества доказана, заявитель просит суд применить ст. 2.9 КоАП РФ и учесть факт добровольного устранения нарушений, фактический износ жилья.
Согласно п. 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло -, водо-, электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
В соответствии с п. 2.6.3 Правил N 170 сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 01 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 01 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.
В силу п. 2.6.4 Правил N 170 план-график подготовки жилищного фонда и его инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Пунктом 2.6.6 Правил N 170 предусмотрены мероприятия, выполняемые в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях.
Согласно п. 2.6.13 Правил N 170 в летний период должны быть проведены следующие работы: а) по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями; б) по тепловым сетям - промывка систем, ревизия арматуры, устранение постоянных и периодических засорений каналов, восстановление разрушенной или замена недостаточной тепловой изоляции труб в камерах, подземных каналах и подвалах (технических подпольях); в) по тепловым пунктам - ревизия арматуры и оборудования (насосов, подогревателей и др.); г) по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии не прогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки; план (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения, согласно п. 5.2.8 Правил N 170.
Абзацем 9 п. 4.2.1.7 Правил N 170 предусмотрено, что стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Согласно п. 5.1.5 Правил N 170 организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В силу п. 5.2.6 Правил N 170 в помещении эксплуатационного персонала должны быть: а) журнал регистрации работы систем отопления и горячего водоснабжения зданий; б) график дежурств обслуживающего персонала; в) остекленный стенд у стола дежурного с размещением на нем схем основных узлов и стояков (с указанием номеров квартир, в которых проходят эти стояки, запорно-регулировочной арматуры, воздухосборников систем отопления и горячего водоснабжения); г) инструкция по пуску, регулировке и опорожнению системы отопления и горячего водоснабжения, утвержденная главным инженером организации по обслуживанию жилищного фонда. В инструкции должна быть указана периодичность осмотра и ревизии всего оборудования и трубопроводов; д) график температуры подающей и обратной воды в теплосети и в системе отопления в зависимости температуры наружного воздуха с указанием рабочего давления воды на вводе, статического и наибольшего допустимого давления в системе; е) номера телефонов организации по обслуживанию жилищного фонда, теплоснабжающей организации (ТЭЦ, районной котельной и т.п.), аварийных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны; ж) инструмент, переносные светильники с автономным питанием, материал для проведения мелкого профилактического ремонта, спецодежда, полотенце, мыло и аптечка; з) стенд для размещения ключей от подвалов и чердаков зданий; и) журнал регистрации выдачи ключей обслуживающему персоналу, в котором указывается фамилия, имя, отчество получающего ключи, время выдачи и возврата ключей.
Пунктом 5.2.10 Правил N 170 предусмотрено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
Из представленных в дело доказательств следует, что на рассмотрении дела об административном правонарушении представители юридического лица административному органу пояснили, что все нарушения, выявленные в ходе проверки, будут устранены в ближайшее время.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Вина ООО "Экопроект" во вменяемом административном правонарушении заключается в ненадлежащей подготовке вышеуказанных многоквартирных домов к эксплуатации в зимний период.
Таким образом, в бездействии ООО "Экопроект" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086.
В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня. Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно разделу 2 Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома и в непринятии своевременных мер по устранению выявленных нарушений.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не установил в действиях общества признаков малозначительности.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности допущенного правонарушения не принимаются. Представленные заявителем акты выполненных работ, исправленные акты сезонного осмотра, свидетельствующие об устранении нарушений, не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности. Добровольное устранение последствий совершенного правонарушения не является обстоятельством, исключающим административную ответственность, оно может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ее на основании ст. 4.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о ветхости вверенного заявителю жилого фонда, необходимости капитального ремонта отклоняются, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем зависящих от него мер, направленных на организацию проведения капитального ремонта, а также невозможность устранения собственными силами выявленных административным органом недостатков в содержании жилого фонда.
Ссылки заявителя на наличие у собственников и нанимателей жилых помещений задолженности за содержание и ремонт необоснованны, поскольку данное обстоятельство само по себе не исключает ответственности управляющей компании за надлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущество многоквартирных домов, находящихся в ее управлении.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд не находит оснований для освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку доказательств исключительности правонарушения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 января 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 января 2013 года по делу N А72-10082/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)