Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.12.2011 ПО ДЕЛУ N А40-80260/11-9-692

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2011 г. по делу N А40-80260/11-9-692


Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2011 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи П.А. Иевлева
при ведении протокола секретарем Абитовой Т.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ООО "Голден Кей" (ОГРН 1037739660573, адрес: 119590, г. Москва, Минская ул., д. 1Б)
к ответчику Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, юр. адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании недействительным отказа в формировании земельного участка
при участии
- от истцов: Тарасов И.К. (дов. от 12.07.2011 б/н);
- от ответчика: Нагорная М.Ю. (дов. от 28.02.2011 N 33-И-477/11).

установил:

Иск заявлен о признании недействительным отказа ответчика от 10.05.2011 в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1Б, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Представитель истца поддержал иск.
Представитель ответчика возражала против иска по мотивам, изложенным в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец является собственником нежилых помещений площадью 936,8 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г Москва, ул. Минская. Д. 1Б.
Заявлением от 19.04.2011 истец предложил ответчику сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В письме от 10.05.2011 N 33 ответчик указал, что основания для формирования границ земельного участка отсутствуют, поскольку не разработан проект межевания территории квартала, земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. п. 3 - 5 ст. 16 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В Постановлении от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам. Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды). Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. Поэтому обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 кодекса. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно ст. 12 Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Статьей 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 14, 23 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается. Природный заказник - особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города. Использование территорий природных заказников допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
В соответствии со ст. 53 Градостроительного кодекса г. Москвы установление, изменение границ особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды.
Учитывая изложенное, доводы ответчика не принимаются судом во внимание, поскольку согласно нормам федерального законодательства собственникам помещений в многоквартирных домах принадлежит исключительное право собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом. Подготовка и утверждение проектов межевания территорий в г. Москве зависит от воли уполномоченных государственных органов, в связи с чем истец не может нести негативные последствия в связи с отсутствием решения компетентных государственных органов г. Москвы о проведении процедуры формирования соответствующего проекта межевания территории.
Принимая во внимание установленные федеральным законом гарантии для собственников помещений в многоквартирном доме, а также разъяснение Конституционного суда РФ о том, что переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом, и что обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений, суд приходит к выводу, что указанными выше нормами жилищного законодательства предусмотрен тот случай, когда земельный участок, ограниченный в обороте, может быть предоставлен в частную собственность.
Отсутствие решения Правительства г. Москвы об изменении границ особо охраняемой территории не может являться препятствием для реализации прав, предусмотренных федеральным законодательством.
Учитывая, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права заявителя, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
Согласно ст. ст. 198, 201 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы истца в виде госпошлины подлежат возмещению ответчиком в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Согласно п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 г. признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налоговой кодекса Российской Федерации, в силу которого при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов предусмотренный гл. 9 АПК РФ.
Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная истцом госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату на основании ст. 333.40 НК РФ.
На основании ст. ст. 49, 65, 75, 110, 123, 156, 167 - 171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы, изложенный в письме от 10.05.2011 N 33-2Т7-404/11-(0)-1, в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1Б, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1Б, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов г. Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Голден Кей" 2 000 (две тысячи) руб. расходов по госпошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Голден Кей" из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 51 от 25.08.2011.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
П.А.ИЕВЛЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)