Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N А13-6642/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N А13-6642/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А.при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аспект" Красильниковой А.А. по доверенности от 02.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2013 года по делу N А13-6642/2013 (судья Мамонова А.Е.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - общество, ООО "Аспект") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - ГЖИ Вологодской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 12.04.2013 N 1311-09/1 в части абзаца первого пункта 1.1 о приведении в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам квартир N 27, 28, 25, 29, 47, 60, 67, 68, 66, 70, 71, 62, 61, 63, 32 дома N 6 по улице Молодежной в поселке Васильевское по счетам-извещениям за февраль 2013 года по среднемесячному потреблению коммунального ресурса с учетом расчетного периода (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Аспект" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным. Просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом ГЖИ Вологодской области на основании распоряжения от 27.03.2013 N 1311 с целью проверки фактов, изложенных в поступившем из прокуратуры Вологодского района коллективном обращении жильцов дома N 6 по улице Молодежной в поселке Васильевское Вологодского района (вх. N 1787 от 15.03.2013), проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой оформлены актом проверки от 12.04.2013 N 1311-09/1.
Государственным жилищным инспектором Вологодской области Шамовой Т.Н. выдано обществу предписание от 12.04.2013 N 1311-09/1, согласно которому по результатам проведения внепланового мероприятия по государственному надзору за соблюдением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), по адресу: Вологодская область, поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6, установлено, что управляющей компанией ООО "Аспект" в счете-извещении за февраль 2013 года начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производилось по среднемесячному потреблению коммунального ресурса с учетом расчетного периода 12 месяцев, в то время как данная услуга по отоплению в летний период не предоставляется. Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.01.2008), во всех жилых и нежилых помещениях отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии (расшифровка расчета коммунальных услуг). В предписании зафиксировано нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 44, 69 "е" Правил предоставления N 354, пункта 10 Правил содержания. В связи с этим общество обязано в срок до 01.07.2013 привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации начисление платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам квартир N 27, 28, 25, 29, 47, 60, 67, 68, 66, 70, 71, 62, 61, 63, 32 дома N 6 по улице Молодежной в поселке Васильевское; представить в жилищную инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием в части абзаца первого пункта 1.1, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 4 статьи 154 ЖК РФ указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
На основании пункта 6 Правил N 354, постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", приказа Региональной энергетической комиссией Вологодской области издан от 05.09.2012 N 316 "О применении в 2012 - 2014 годах порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и о внесении изменений в отдельные приказы РЭК области об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета на территории муниципальных образований Вологодской области" на территории муниципальных образований Вологодской области с 01.09.2012 подлежит применению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В силу подпункта "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

P = S x V x T , (7)
o.i i t T

где:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Из анализа составляющих этой формулы 7, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил N 307, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: поселок Васильевское, улица Молодежная, дом 6, избран способ управления многоквартирным домом - управляющая организация, в качестве которой выбрано ООО "Аспект", что подтверждается протоколом от 25.02.2007 N 15/О (л.д. 39 - 40).
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО "Аспект" по указанному адресу утвержден 02.01.2012. В соответствии с актом узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию с 01.01.2012 (л.д. 53).
Обществом в адрес собственников квартир N 27, 28, 25, 29, 47, 60, 67, 68, 66, 70, 71, 62, 61, 63, 32 дома N 6 по улице Молодежной в поселке Васильевское направлены счета-извещения за февраль 2013 года (л.д. 62 - 68), в которых предъявлена к оплате плата за отопление.
Плата за коммунальную услугу по отоплению за февраль 2013 года исчислена исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год, рассчитанного по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий 2012 год, разделенного на 12 месяцев согласно нормативу потребления на отопление на территории Марковского сельского поселения.
Вместе с тем заявитель не оспаривает, что в летние месяцы 2012 года коммунальные услуги по отоплению обществом не оказывались.
Положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, среднемесячный объем потребления исчисляется из фактических показателей прибора учета, то есть в расчет платы за отопление допускается включать период, в котором коммунальная услуга фактически оказывалась.
Иной порядок расчета не предусмотрен действующими Правилами N 307, иным регулирующим спорные правоотношения законодательством.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что расчетный период 12 месяцев общество применило, руководствуясь приложением N 3 к решению Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 16.11.2007 N 146 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения". В суде первой инстанции общество ссылалось на приложение N 4 к решению Совета Марковского сельского поселения от 04.12.2008 N 205.
Решением Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 04.12.2008 N 205 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" установлены для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственность, тарифы на коммунальные услуги согласно приложению N 4. В указанном приложении примечании к ставкам оплаты коммунальных услуг для населения указано, что плата за отопление взимается в течение всего года (12 месяцев) равными долями.
Аналогичные положения содержались в приложении N 3 к решению Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 16.11.2007 N 146 "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Вместе с тем, с 30.07.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), который определяет в числе прочих правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с потреблением тепловой энергии с использованием систем теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 6, частей 5 - 7 статьи 7 Закона N 190-ФЗ (в редакции, действовавшей в феврале 2013 года) следует, что установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления поселений такими полномочиями не наделены.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, действовавшей на дату принятия решения от 04.12.2008 N 205) предусматривал, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона (статья 13).
Тариф на тепловую энергию утвержден приказом РЭК Вологодской области от 27.11.2012 N 1076, и подлежит применению к спорным правоотношениям, что не оспаривается заявителем.
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, не имеется оснований полагать, что порядок применения тарифов в 2013 году регулировался решениями Совета Марковского сельского поселения Вологодского муниципального района от 04.12.2008 N 205, от 16.11.2007 N 146. Кроме того, решение от 16.11.2007 N 146 признано утратившим силу в полном объеме решением от 04.12.2008 N 205.
С учетом изложенного решения Совета Марковского сельского поселения от 04.12.2008 N 205 и от 16.11.2007 N 146 не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Анализ содержания пунктов 19 - 21 Правил N 307 свидетельствует о том, что расчетный норматив потребления тепловой энергии на отопление применяется для исчисления размера платы за коммунальные услуги при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых) и общих (квартирных), индивидуальных приборов учета.
В данном случае, как было указано выше, общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию с 01.01.2012.
С учетом изложенного следует, что расчет платы за отопление проведен ООО "Аспект" с нарушением требований подпункта "б" пункта 21 Правил N 307. Следовательно, оспариваемое предписание от 12.04.2013 N 1311-09/1 инспекции является законным и обоснованным.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Иных доводов, кроме рассмотренных выше, апелляционная жалоба общества не содержит.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 сентября 2013 года по делу N А13-6642/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)