Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Глинская Я.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Е.А.А.1
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э. на решение Советского районного суда г. Томска от 29.04.2013
гражданское дело по иску Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области к Д., Н. и М.С. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э., представителя третьего лица администрации Советского района г. Томска Е.К. и третьего лица М.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Н. и Д., третьего лица ТСЖ "Алтайская, 20" Я., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент) обратился в суд с иском к Д., Н. и М.С. с учетом уточнения требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме /__/ от 01.09.2010.
В обоснование исковых требований указал, что 02.08.2012 в Департамент поступило обращение и.о. заместителя главы администрации Советского района г. Томска о нарушениях, допущенных при создании ТСЖ "Алтайская, 20". В отношении ТСЖ была проведена внеплановая документарная проверка, в рамках которой установлено отсутствие кворума при создании ТСЖ "Алтайская, 20". Общее собрание проводилось в форме заочного голосования, бюллетени заочного голосования в материалы проверки ТСЖ не представлены, а без них указанное в протоколе количество голосов, отданных за создание товарищества, является необоснованным, оценить реальное количество принимавших участие в голосовании собственников невозможно. Как следует из официальной информации, размещенной на сайте /__/, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: /__/ выдано только 21.03.2011, то есть на момент проведения общего собрания право собственности на помещения в доме не было оформлено, акты приема-передачи квартир не могли быть подписаны. Неправомерное решение общего собрания нарушает права собственников помещений в данном доме на владение, пользование и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ "Алтайская, 20", администрация Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т.
В судебном заседании представитель истца Г. исковые требования поддержал.
Ответчик Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что удовлетворение иска нарушит отлаженную работу ТСЖ.
Представитель ответчиков Н., Д. и третьего лица ТСЖ "Алтайская, 20" Я. в судебном заседании исковые требования не признал, представив отзыв на исковое заявление, в котором заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.
Представитель третьего лица администрации Советского района г. Томска Е.А.А.2 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчики Д. и М.С., третьи лица К.С.Ф., Ю. и М.Т. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Обжалуемым решением на основании ст. 247, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 20, ст. 36, ч. 1 ст. 44, ч. ч. 3, 4 ст. 45, ч. 6 ст. 46, ч. 2 ст. 47, ст. 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в удовлетворении исковых требований Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца К.С.Э. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывает, что ответчиками не опровергнуты доводы истца об отсутствии кворума при создании ТСЖ "Алтайская, 20" 01.09.2010. Данное нарушение обязательного требования законодательства не может быть признано несущественным. Отмечает, что в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Департамент обращения любого лица о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием решения о создании ТСЖ, в том числе не собственника помещений в многоквартирном доме. Полагает, что положения ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются только на собственников помещений в жилом доме, но не на органы государственного жилищного надзора. В специальных нормах ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" какие-либо ограничения права государственного контролирующего органа на обжалование в суде решения общего собрания не установлены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчиков Д., Н., М.С. и третьих лиц К.С.Ф., Ю., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/, от 01.09.2010 создано товарищество собственников жилья "Алтайская, 20" (л.д. 31). Данное ТСЖ зарегистрировано 28.09.2010 (л.д. 23-24).
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании решения общего собрания от 01.09.2010 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом, обратившимся в суд в интересах администрации Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т., пропущен 6-ти месячный срок обращения в суд. При этом о создании ТСЖ "Алтайская, 20" администрации Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т. стало известно не позднее 2011 года, в связи с чем они имели возможность оспорить указанное решение в установленный срок.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (л.д. 4-12).
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2013 уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции, действующей с 16.06.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в составе следующих видов деятельности: управление многоквартирными домами; оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 9 указанного Федерального закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В материалах дела доказательств направления ТСЖ "Алтайская, 20" в Департамент уведомления о начале осуществления деятельности, копии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ и копии устава товарищества не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что о создании ТСЖ "Алтайская, 20" истец мог узнать не ранее даты его государственной регистрации при создании юридического лица - 28.09.2010.
Решение о проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ принято распоряжением Департамента от 23.08.2012 N 1384 (л.д. 19-20) на основании обращения и.о. заместителя главы администрации Советского района г. Томска о проверке правомерности создания ТСЖ "Алтайская, 20" от 31.07.2012 (вх. N 1384 от 02.08.2012), направленного в связи с поступлением заявления собственников квартир в жилом доме по /__/ К.С.Ф., Ю. и М.Т. о проверке законности избрания правления и председателя правления данного ТСЖ (л.д. 16, 66).
Согласно акту проверки от 21.09.2012 (л.д. 32-33) в результате изучения представленных /__/ документов выявлены нарушения требований законодательства при создании ТСЖ "Алтайская, 20", избрании председателя правления ТСЖ.
01.03.2013 Департамент государственного жилищного надзора Томской области обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на нормы ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, наделяющие органы государственной власти в случаях, предусмотренных законом, правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Принимая во внимание, что Департамент обратился в суд в интересах администрации Советского района г. Томска и обратившихся к ней собственников жилых помещений в многоквартирном доме, судебная коллегия признает верным вывод суда о том, что на истца распространяется установленный ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации срок судебного обжалования собственником помещения в многоквартирном доме решения общего собрания в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также наличие в материалах дела сведений о переписке с администрацией Советского района г. Томска в мае 2011 - феврале 2012 гг. на официальном портале муниципального образования "/__/" по вопросам деятельности ТСЖ "Алтайская, 20" (л.д. 88-90), об участии третьего лица Ю. в заочном голосовании от 01.09.2010 (л.д. 136), обращении М.Т. 23.03.2011 с заявлением о вступлении в члены данного ТСЖ (л.д. 87), осуществление товариществом функции управления жилым домом более двух лет, суд первой инстанции верно указал в обжалуемом решении, что о принятии оспариваемого решения общего собрания от 01.09.2010 указанные лица узнали или должны были узнать в 2010-2011 гг., в связи с чем в данном случае истцом пропущен установленный ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный срок обращения в суд.
Между тем истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 12.11.2001 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 15.11.2001). В этом случае принудительная (судебная) защита прав лица независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с требованиями закона по заявлению представителя ответчиков Я. о пропуске срока исковой давности, сделанному до вынесения решения, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ "Алтайская, 20".
Поскольку законность и обоснованность отказа Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в иске по основанию пропуска им срока обращения в суд не вызывает сомнений, другие доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену принятого по делу судебного постановления.
С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 29.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2031/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2013 г. по делу N 33-2031/2013
Судья: Глинская Я.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Е.А.А.1
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э. на решение Советского районного суда г. Томска от 29.04.2013
гражданское дело по иску Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области к Д., Н. и М.С. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Заслушав доклад судьи Мурованной М.В., объяснения представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э., представителя третьего лица администрации Советского района г. Томска Е.К. и третьего лица М.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Н. и Д., третьего лица ТСЖ "Алтайская, 20" Я., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент) обратился в суд с иском к Д., Н. и М.С. с учетом уточнения требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме /__/ от 01.09.2010.
В обоснование исковых требований указал, что 02.08.2012 в Департамент поступило обращение и.о. заместителя главы администрации Советского района г. Томска о нарушениях, допущенных при создании ТСЖ "Алтайская, 20". В отношении ТСЖ была проведена внеплановая документарная проверка, в рамках которой установлено отсутствие кворума при создании ТСЖ "Алтайская, 20". Общее собрание проводилось в форме заочного голосования, бюллетени заочного голосования в материалы проверки ТСЖ не представлены, а без них указанное в протоколе количество голосов, отданных за создание товарищества, является необоснованным, оценить реальное количество принимавших участие в голосовании собственников невозможно. Как следует из официальной информации, размещенной на сайте /__/, разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: /__/ выдано только 21.03.2011, то есть на момент проведения общего собрания право собственности на помещения в доме не было оформлено, акты приема-передачи квартир не могли быть подписаны. Неправомерное решение общего собрания нарушает права собственников помещений в данном доме на владение, пользование и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСЖ "Алтайская, 20", администрация Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т.
В судебном заседании представитель истца Г. исковые требования поддержал.
Ответчик Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что удовлетворение иска нарушит отлаженную работу ТСЖ.
Представитель ответчиков Н., Д. и третьего лица ТСЖ "Алтайская, 20" Я. в судебном заседании исковые требования не признал, представив отзыв на исковое заявление, в котором заявил о пропуске истцом срока обращения в суд.
Представитель третьего лица администрации Советского района г. Томска Е.А.А.2 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Ответчики Д. и М.С., третьи лица К.С.Ф., Ю. и М.Т. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Обжалуемым решением на основании ст. 247, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 20, ст. 36, ч. 1 ст. 44, ч. ч. 3, 4 ст. 45, ч. 6 ст. 46, ч. 2 ст. 47, ст. 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в удовлетворении исковых требований Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца К.С.Э. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывает, что ответчиками не опровергнуты доводы истца об отсутствии кворума при создании ТСЖ "Алтайская, 20" 01.09.2010. Данное нарушение обязательного требования законодательства не может быть признано несущественным. Отмечает, что в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Департамент обращения любого лица о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием решения о создании ТСЖ, в том числе не собственника помещений в многоквартирном доме. Полагает, что положения ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются только на собственников помещений в жилом доме, но не на органы государственного жилищного надзора. В специальных нормах ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" какие-либо ограничения права государственного контролирующего органа на обжалование в суде решения общего собрания не установлены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчиков Д., Н., М.С. и третьих лиц К.С.Ф., Ю., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /__/, от 01.09.2010 создано товарищество собственников жилья "Алтайская, 20" (л.д. 31). Данное ТСЖ зарегистрировано 28.09.2010 (л.д. 23-24).
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании решения общего собрания от 01.09.2010 незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Департаментом, обратившимся в суд в интересах администрации Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т., пропущен 6-ти месячный срок обращения в суд. При этом о создании ТСЖ "Алтайская, 20" администрации Советского района г. Томска, К.С.Ф., Ю. и М.Т. стало известно не позднее 2011 года, в связи с чем они имели возможность оспорить указанное решение в установленный срок.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (л.д. 4-12).
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2013 уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции, действующей с 16.06.2011) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в составе следующих видов деятельности: управление многоквартирными домами; оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 9 указанного Федерального закона основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В материалах дела доказательств направления ТСЖ "Алтайская, 20" в Департамент уведомления о начале осуществления деятельности, копии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ и копии устава товарищества не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что о создании ТСЖ "Алтайская, 20" истец мог узнать не ранее даты его государственной регистрации при создании юридического лица - 28.09.2010.
Решение о проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ принято распоряжением Департамента от 23.08.2012 N 1384 (л.д. 19-20) на основании обращения и.о. заместителя главы администрации Советского района г. Томска о проверке правомерности создания ТСЖ "Алтайская, 20" от 31.07.2012 (вх. N 1384 от 02.08.2012), направленного в связи с поступлением заявления собственников квартир в жилом доме по /__/ К.С.Ф., Ю. и М.Т. о проверке законности избрания правления и председателя правления данного ТСЖ (л.д. 16, 66).
Согласно акту проверки от 21.09.2012 (л.д. 32-33) в результате изучения представленных /__/ документов выявлены нарушения требований законодательства при создании ТСЖ "Алтайская, 20", избрании председателя правления ТСЖ.
01.03.2013 Департамент государственного жилищного надзора Томской области обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на нормы ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, наделяющие органы государственной власти в случаях, предусмотренных законом, правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 15.11.2001 N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Принимая во внимание, что Департамент обратился в суд в интересах администрации Советского района г. Томска и обратившихся к ней собственников жилых помещений в многоквартирном доме, судебная коллегия признает верным вывод суда о том, что на истца распространяется установленный ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации срок судебного обжалования собственником помещения в многоквартирном доме решения общего собрания в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также наличие в материалах дела сведений о переписке с администрацией Советского района г. Томска в мае 2011 - феврале 2012 гг. на официальном портале муниципального образования "/__/" по вопросам деятельности ТСЖ "Алтайская, 20" (л.д. 88-90), об участии третьего лица Ю. в заочном голосовании от 01.09.2010 (л.д. 136), обращении М.Т. 23.03.2011 с заявлением о вступлении в члены данного ТСЖ (л.д. 87), осуществление товариществом функции управления жилым домом более двух лет, суд первой инстанции верно указал в обжалуемом решении, что о принятии оспариваемого решения общего собрания от 01.09.2010 указанные лица узнали или должны были узнать в 2010-2011 гг., в связи с чем в данном случае истцом пропущен установленный ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный срок обращения в суд.
Между тем истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 12.11.2001 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18 от 15.11.2001). В этом случае принудительная (судебная) защита прав лица независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в соответствии с требованиями закона по заявлению представителя ответчиков Я. о пропуске срока исковой давности, сделанному до вынесения решения, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ "Алтайская, 20".
Поскольку законность и обоснованность отказа Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в иске по основанию пропуска им срока обращения в суд не вызывает сомнений, другие доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену принятого по делу судебного постановления.
С учетом изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 29.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области К.С.Э. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)