Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-73882/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А56-73882/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
- от заявителя: Табакаевой М.Н. по доверенности от 30.10.2012;
- от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 10.01.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9522/2013) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2013 по делу N А56-73882/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Товарищества собственников жилья "Стрела"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

Товарищество собственников жилья "Стрела" (190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр. д. 16/30, ОГРН 1067847318285, далее - ТСЖ "Стрела", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 89-90, лит. А, ОГРН 1037867000115, далее - ГЖИ Санкт-Петербурга, инспекция) от 30.11.2012 по делу об административном правонарушении N 2896/12 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ТСЖ "Стрела" удовлетворены в связи с отсутствием вины товарищества во вменяемом ему правонарушении.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Стрела" требований.
В судебном заседании представитель ГЖИ Санкт-Петербурга поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что товарищество с момента составления акта технического состояния дома в 2006 году самостоятельно не осуществляло надлежащие меры по текущему и капитальному ремонту здания, ограничившись обширной перепиской с государственными органами по вопросу включения дома в целевую программу по капитальному ремонту дома за счет федерального бюджета. Данные обстоятельства не свидетельствуют о принятии товариществом всех возможных мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Представитель товарищества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 01.10.2012 N 01/1094-р главным специалистом отдела контроля ГЖИ Санкт-Петербурга была проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "Стрела", находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30. Проверка проводилась с целью проверки фактов, изложенных в обращении гр. Корпусенко И.В. и Хариной М.Б. по вопросу неудовлетворительного состояния квартиры N 28 из-за протечек от неисправности кровли.
02.10.2012 по результатам проверки, с участием председателя правления ТСЖ, ООО "РЭО "Наш дом" и администрации Адмиралтейского района, составлен акт, в котором зафиксированы нарушения пунктов 4.2.1.1; 4.2.1.3; 4.2.1.15; 4.6.1.1; 4.6.1.2; 4.6.1.6; 4.6.1.28; 4.6.3.5; 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Выявленные нарушения послужили основанием должностному лицу инспекции для составления 20.11.2012 в отношении ТСЖ "Стрела" протокола об административном правонарушении N 01/1094-р по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
30.11.2012 на основании данного протокола и материалов административного дела, административным органом вынесено постановление N 2896/12 о привлечении ТСЖ "Стрела" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей за следующие нарушения,
- - ограждающая стена строения имеет разрушения штукатурного слоя, кирпичной кладки, следы увлажнения, плесени (нарушение пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3 Правил);
- - вынос карниза от стены при наружном водостоке короткий, фактически отсутствует, допускается попадание влаги под покрытие (нарушение пункта 4.2.1.15 Правил);
- - кровля металлическая, ржавая, коррозирована, деревянные элементы кровли (обрешетка) имеет загнивание и увлажнение, отсутствует плотность листов на свесе, в квартире N 28 на поверхности потолка имеются следы от протечек от неисправностей кровли (нарушение пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.6, 4.6.1.28, 4.6.3.5, 4.6.4.6 Правил);
- - на отдельных дымовых и вентиляционных трубах отсутствуют колпаки (нарушение пункта 4.6.2.3 Правил).
Товарищество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования согласился с доводами товарищества, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
- а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
- б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
- в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
- г) лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
- д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Судом первой инстанции установлено, что в доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 16/30, собственниками помещений многоквартирного дома реализован способ управления - управление товариществом собственников жилья. В соответствии с частью 2.2, 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации именно ТСЖ "Стрела" должно нести ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (л.д. 97-113).
Согласно условиям договора N 4-12/ТСЖ от 01.02.2012 ТСЖ принимает на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, получая соответствующую оплату за выполненные работы и оказанные услуги(п. 1.1., п. 2.1.1.)
ТСЖ не отрицает наличие обязанности выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил содержания надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативно-техническим документом в области содержания и текущего ремонта объектов жилищно-коммунальной сферы являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств, включающих в себя следующее.
- Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (пункт 4.2.1.7);
- Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (пункт 4.2.3.1);
- С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2);
- Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1);
- Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем (пункт 4.6.1.13);
- Необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д. (пункт 4.6.2.3);
- Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1);
- Неисправности герметизации стыков (раковины, наплавы, щели, поврежденные участки, занижение толщины герметика, плохая адгезия его к поверхности бетона, ползучесть, а также воздухопроницаемость стыков) должны устраняться по мере выявления, не допуская дальнейшего ухудшения герметизации (пункт 4.10.2.8);
- Воздуховоды, каналы и шахты в неотапливаемых помещениях, имеющие на стенках во время сильных морозов влагу, должны быть дополнительно утеплены эффективным биостойким и несгораемым утеплителем.
Оголовки центральных вытяжных шахт естественной вентиляции должны иметь зонты и дефлекторы (пункт 5.7.9).
Материалами административного дела подтверждается, что осуществляемая товариществом работа не соответствует требованиям Правил N 170.
Материалами дела, в том числе письмами жильцов и актом проверки, подтверждается невыполнение товариществом вышеназванных обязанностей.
С учетом вышеизложенного, невыполнение товариществом данных работ является нарушением требований пунктов 4.2.1.1; 4.2.1.3; 4.2.1.15; 4.6.1.1; 4.6.1.2; 4.6.1.6; 4.6.1.28; 4.6.3.5; 4.6.4.6 Правил N 170. При рассмотрении дела суд первой инстанции не дал оценку тому, что кроме нарушений ненадлежащего содержания и текущего ремонта кровли также имеются иные нарушения, а именно, разрушения штукатурного слоя и кирпичной кладки стен, следы увлажнения, плесени, на отдельных дымовых и вентиляционных трубах отсутствуют колпаки.
Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При оценке невиновного поведения товарищества суд сослался на то обстоятельство, что ТСЖ неоднократно предпринимались действия, побуждающие администрацию Адмиралтейского района выполнить капитальный ремонт кровли. Так, письмом от 29.11.2007 Администрация сообщила о включении дома в проект адресной программы капитального ремонта в 2008 году, однако работы были выполнены не в полном объеме. Аналогичными письмами от 15.10.2010, 25.09.2010 Администрация сообщила о возможности предоставления субсидий на проведение капитального ремонта в 2011 году.
Кроме того, ТСЖ направлялись письма также в адрес Председателя КГИОП (письма от 31.08.2011, 03.09.2012), вице-губернатору Санкт-Петербурга (письмо от 03.09.2012), главе администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (письмо от 03.09.2012), согласно ответам на них - капитальный ремонт кровли здания - выявленного объекта культурного наследия "Доходный дом сельскохозяйственного товарищества "Помещик", расположенного по адресу: Измайловский пр., д. 16, предусмотрен в 2013 году.
Однако судом не учтено следующее, что неудовлетворительное состояние кровли комиссионной проверкой установлено еще в 2006 году, о чем составлен акт технического состояния (л.д. 128-130).
С учетом изложенного, ссылка судом на пункт 2.3.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования), неправомерна.
Апелляционный суд, изучив материалы административного дела пришел к выводу, что товариществом не представлено доказательств, что оно поступает с той степенью заботливости и осмотрительности, при которых общее имущество собственников помещений содержалось бы в исправном состоянии в соответствии с установленными требованиями, либо им принимались действенные меры для обеспечения благоприятных условий проживания (надлежащий текущий ремонт) до выделения средств из регионального бюджета для проведения капитального ремонта.
Апелляционным судом не принимается ссылка ТСЖ на заключение договора с обслуживающей организацией ООО "РЭО "Наш дом" на содержание общего имущества многоквартирного дома N 18/10, в соответствии с которым общество оказывает услуги по содержанию общего имущества, по санитарному содержанию придомовой территории, по уборке лестничных клеток, в том числе, по текущему ремонту кровли, поскольку указанный договор заключен 01.12.2012, то есть после проведения проверки.
Наличие существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, допущенных ГЖИ Санкт-Петербурга при привлечении ТСЖ "Стрела" к административной ответственности, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба ГЖИ Санкт-Петербурга удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 апреля 2013 года по делу N А56-73882/2012 отменить.
Товариществу собственников жилья "Стрела" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 2896/12, отказать.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)