Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "20" марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" марта 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ЭфманТ.А.,
с участием:
представителя Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова Одынской С.В., действующей на основании доверенности от 21 января 2008 года б/н,
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Половинкиной Н.И., действующей на основании доверенности от 27.02.2008 г. N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2008 года по делу N А57-25019/07-33, принятое судьей Викленко Т.И.,
по заявлению Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 г.,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова) с жалобой о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 года, которым ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова отказано.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и признать постановление административного органа по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 года недействительным. Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Так, в ходе проверке жилого дома N 25 по улице М. Горького г. Саратова установлена причина несоответствия отопления нормативам - размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле. Правом устанавливать размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле обладает ОАО "Волжская ТГК". 9 ноября 2007 года с разрешения инспектора ОАО "Волжской ТГК" работники ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова увеличили размер сопла с диаметра 9,5 мм до 11,5 мм, после чего температурный режим улучшился. По мнению ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, в действиях товарищества отсутствуют доказательства вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает ее доводы необоснованными, представила письменный отзыв на апелляционную жалобу. По мнению административного органа, ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова является исполнителем, предоставляющим потребителям (жителям жилого дома N 25 по ул. Горького в г. Саратове) коммунальную услугу - отопление. Данная коммунальная услуга не исполнена надлежащим образом, в результате чего в указанных в оспариваемом постановлении квартирах жилого дома не осуществлялся прогрев отопительного прибора, не функционировала система центрального отопления как в жилых помещениях, так и в помещениях кухни, ванной комнаты. По мнению административного органа, ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова нарушило п. п. 5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
В судебном заседании представители ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, Государственной жилищной инспекции Саратовской области поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной 08 ноября 2007 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Саратовской области проверки информации об отсутствии отопления в жилом доме N 25 по ул. Горького в г. Саратове, находящемся в управлении ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, выявлено, что в данном жилом доме система центрального отопления в жилых помещениях, помещении кухни, ванных комнатах, в том числе, в квартирах N 119, 122, 155, 157, 153 не функционирует, не осуществляется прогрев отопительных приборов, полотенцесушителей, чем, по мнению административного органа, не обеспечиваются надлежащие условия для проживания граждан в жилых помещениях.
Факты выявленных нарушений зафиксированы в акте инспекционной проверки от 08 ноября 2007 года. (л.д. 32-33).
09 ноября 2007 года государственным жилищным инспектором Саратовской области Саратовским Д.А. составлен протокол N 545 об административном правонарушении, из которого следует, что 08 ноября 2007 года в жилом доме 25 по улице Горького в городе Саратове система центрального отопления в жилом помещении квартиры N 119 не функционирует, прогрев отопительного прибора не осуществляется; система центрального отопления в жилом помещении и помещении кухни квартиры N 122 не функционирует, прогрев отопительного прибора не осуществляется; система центрального отопления в ванной комнате квартиры N 157 не функционирует, прогрев полотенцесушителя не осуществляется; система центрального отопления в жилом помещении и ванной комнате квартиры N 155 не функционирует, прогрев отопительного прибора и полотенцесушителя не осуществляется; система центрального отопления в ванной комнате квартиры N 153 не функционирует, прогрев полотенцесушителя не осуществляется; коммунальная услуга - отопление в 9-ти этажном 3-х подъездном доме предоставляется не в полном объеме. Действия ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова квалифицированы по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. (л.д. 28-29).
20 ноября 2007 года по результатам рассмотрения протокола N 545 об административном правонарушении от 09 ноября 2007 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области вынесено постановление N 917, которым ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, поскольку, по мнению заявителя, в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова отсутствует вина, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что событие административного правонарушения административным органом доказано, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления административным органом не допущено.
Судебная коллегия считает выводы арбитражного суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.
В силу статей 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья создается для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома (или объединения разных видов жилых помещений), владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Исходя из положений Устава ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, основными целями и задачами товарищества являются осуществление деятельности по содержанию, хранению и приращению недвижимости в кондоминиуме, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, санитарного и экологического состояния общего имущества. (раздел 2 Устава) (л.д. 12)
Для осуществления возложенных на ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова целей и задач товарищество в соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.8 Устава заключает договоры на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, организовывает собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества, занимается управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества.
Статьей 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.
В обязанности правления товарищества на основании статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации входит, в том числе, управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им. Такие обязанности товарищества закреплены и в Уставе ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управление вышеуказанным жилым домом осуществляется посредством Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова, которое в соответствии с Уставом обязано обеспечить предоставление жителям данного дома качественных и в полном объеме коммунальных услуг.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, являясь управляющей организацией, в целях осуществления своих функций по обеспечению жителей тепловой энергией в горячей воде и теплоносителе (отопление) заключило договор с "энергоснабжающей организацией" - ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") N 52582Т от 01.01.2006 г., согласно которому заявитель организовывает процесс оказания услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению и осуществляет контроль за поставкой, качеством и объемом потребления тепловой энергии и горячей воды (л.д. 127-134), в том числе обязан:
- - обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющего оборудования, сетей, если сети не переданы иной эксплуатирующей организации, их соответствие установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации (п. 3.6 договора);
- - производить замену ограничительных шайб и сопел в элеваторе по согласованию и в присутствии представителей ОАО "Волжская ТГК" (п. 3.9 договора);
- - к началу отопительного сезона подготовить тепловые сети и теплопотребляющие установки к работе в зимних условиях в соответствии с техническими условиями, проектными схемами и характеристиками и получить акт технической готовности (п. 3.12 договора);
- - назначить ответственное лицо за исправную и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей (4.5 договора).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу Устава и договора именно на заявителя возложено осуществление функций контроля за предоставлением населению коммунальных услуг надлежащего качества, который является лицом, который является ответственным за обеспечение исправной и безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей, и, соответственно, за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова вины в совершении вменяемого административного правонарушения опровергаются собранными по делу доказательствами, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которым дана правовая оценка.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами заявителя об отсутствии вины во вменяемом ему административном правонарушении.
Как установлено, причиной отсутствия функционирования системы центрального отопления в жилых помещениях, помещении кухни, ванных комнат в квартирах N 119, 122, 155, 157, 153, а также отсутствия прогрева отопительных приборов, полотенцесушителей в данных квартирах явился размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле (сопло).
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что 09.11.2007 г. именно работниками заявителя - ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова увеличен диаметр сужающего устройства с 9,5 мм до 11,5 мм, в результате чего нормализовался температурный режим в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 дома N 25 по ул. Горького в г. Саратове.
В силу договора N 52582Т от 01.01.2006 г. именно на заявителе лежит обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации и исправности теплопотребляющего оборудования, сетей, подготовке тепловых сетей и теплопотребляющих установок к работе, в том числе, в зимних условиях. Кроме того, производить замену ограничительных шайб и сопел в элеваторе - обязанность управляющей организации ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
Доводы заявителя о том, что для увеличения размера диаметра в элеваторе необходимо разрешение ОАО "Волжская ТГК", не являются основанием для признания отсутствия вины в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
В силу части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что в период отсутствия отопления в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 дома N 25 по улице Горького в городе Саратове ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова обращалось в ОАО "Волжская ТГК" за таким разрешением, а энергоснабжающая организация отказала в выдаче разрешения на проведение работ по увеличению размера диаметра в элеваторе, суду не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова осуществляет учет температурного режима в отношении находящихся в его управлении жилых домах путем составления ежедневных сведений о параметрах отопления по жилому фонду ТСЖ. Из материалов дела следует, что тепло и горячее водоснабжение в спорный период подавалось в дом N 25 по ул. Горького г. Саратова, однако отклонений от температурного графика управляющей организацией не зафиксировано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, из пункта 3 которых следует, что под коммунальными услугами понимается деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителями коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. При этом исполнитель может выполнять коммунальные услуги как сам непосредственно, так и поручать выполнение этих работ другим организациям путем заключения гражданско-правовых договоров.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Факты нарушений ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова при оказании коммунальной услуги по теплоснабжению, указанные в оспариваемом постановлении квартир дома N 25 по ул. Горького г. Саратова, подтверждаются актом инспекционной проверки от 08.11.2007 г., протоколом об административном правонарушении N 545 от 09.11.2007 г. и по существу заявителем не оспорены.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова не представило в суд доказательств, подтверждающих, что данной организацией, приняты все зависящие от нее меры по обеспечению жителей квартир дома N 25 по ул. Горького г. Саратова коммунальной услугой - отоплением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова обязанности по предоставлению коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в соответствии с нормативным уровнем в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 в доме N 25 по ул. Горького г. Саратова не исполнялись.
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно указал суд первой инстанции, последующее устранение ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова выявленных Государственной жилищной инспекцией нарушений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не является основанием для освобождения заявителя от ответственности.
Мера административной ответственности определена административным органом в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении административным органом ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Кроме того, доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова произведена оплата государственной пошлины в размере 1000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 72 от 20.02.2008.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, уплаченная ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25019/07-33 от 04 февраля 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы платежным поручением N 72 от 20.02.2008.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2008 ПО ДЕЛУ N А57-25019/07-33
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2008 г. по делу N А57-25019/07-33
Резолютивная часть постановления объявлена "20" марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" марта 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ЭфманТ.А.,
с участием:
представителя Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова Одынской С.В., действующей на основании доверенности от 21 января 2008 года б/н,
представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Половинкиной Н.И., действующей на основании доверенности от 27.02.2008 г. N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2008 года по делу N А57-25019/07-33, принятое судьей Викленко Т.И.,
по заявлению Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (г. Саратов)
к Государственной жилищной инспекции Саратовской области (г. Саратов),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 г.,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова (далее - ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова) с жалобой о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 года, которым ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 04 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова отказано.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и признать постановление административного органа по делу об административном правонарушении N 917 от 20.11.2007 года недействительным. Из апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Так, в ходе проверке жилого дома N 25 по улице М. Горького г. Саратова установлена причина несоответствия отопления нормативам - размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле. Правом устанавливать размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле обладает ОАО "Волжская ТГК". 9 ноября 2007 года с разрешения инспектора ОАО "Волжской ТГК" работники ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова увеличили размер сопла с диаметра 9,5 мм до 11,5 мм, после чего температурный режим улучшился. По мнению ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, в действиях товарищества отсутствуют доказательства вины, а, следовательно, нет состава административного правонарушения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает ее доводы необоснованными, представила письменный отзыв на апелляционную жалобу. По мнению административного органа, ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова является исполнителем, предоставляющим потребителям (жителям жилого дома N 25 по ул. Горького в г. Саратове) коммунальную услугу - отопление. Данная коммунальная услуга не исполнена надлежащим образом, в результате чего в указанных в оспариваемом постановлении квартирах жилого дома не осуществлялся прогрев отопительного прибора, не функционировала система центрального отопления как в жилых помещениях, так и в помещениях кухни, ванной комнаты. По мнению административного органа, ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова нарушило п. п. 5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
В судебном заседании представители ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, Государственной жилищной инспекции Саратовской области поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной 08 ноября 2007 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции Саратовской области проверки информации об отсутствии отопления в жилом доме N 25 по ул. Горького в г. Саратове, находящемся в управлении ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, выявлено, что в данном жилом доме система центрального отопления в жилых помещениях, помещении кухни, ванных комнатах, в том числе, в квартирах N 119, 122, 155, 157, 153 не функционирует, не осуществляется прогрев отопительных приборов, полотенцесушителей, чем, по мнению административного органа, не обеспечиваются надлежащие условия для проживания граждан в жилых помещениях.
Факты выявленных нарушений зафиксированы в акте инспекционной проверки от 08 ноября 2007 года. (л.д. 32-33).
09 ноября 2007 года государственным жилищным инспектором Саратовской области Саратовским Д.А. составлен протокол N 545 об административном правонарушении, из которого следует, что 08 ноября 2007 года в жилом доме 25 по улице Горького в городе Саратове система центрального отопления в жилом помещении квартиры N 119 не функционирует, прогрев отопительного прибора не осуществляется; система центрального отопления в жилом помещении и помещении кухни квартиры N 122 не функционирует, прогрев отопительного прибора не осуществляется; система центрального отопления в ванной комнате квартиры N 157 не функционирует, прогрев полотенцесушителя не осуществляется; система центрального отопления в жилом помещении и ванной комнате квартиры N 155 не функционирует, прогрев отопительного прибора и полотенцесушителя не осуществляется; система центрального отопления в ванной комнате квартиры N 153 не функционирует, прогрев полотенцесушителя не осуществляется; коммунальная услуга - отопление в 9-ти этажном 3-х подъездном доме предоставляется не в полном объеме. Действия ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова квалифицированы по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. (л.д. 28-29).
20 ноября 2007 года по результатам рассмотрения протокола N 545 об административном правонарушении от 09 ноября 2007 года заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области вынесено постановление N 917, которым ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, поскольку, по мнению заявителя, в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова отсутствует вина, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что событие административного правонарушения административным органом доказано, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления административным органом не допущено.
Судебная коллегия считает выводы арбитражного суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.
В силу статей 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья создается для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома (или объединения разных видов жилых помещений), владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Исходя из положений Устава ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, основными целями и задачами товарищества являются осуществление деятельности по содержанию, хранению и приращению недвижимости в кондоминиуме, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, санитарного и экологического состояния общего имущества. (раздел 2 Устава) (л.д. 12)
Для осуществления возложенных на ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова целей и задач товарищество в соответствии с пунктами 5.1, 5.1.2, 5.1.8 Устава заключает договоры на управление и (или) обслуживание и эксплуатацию общего имущества, организовывает собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества, занимается управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества.
Статьей 147 Жилищного кодекса Российской Федерации руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.
В обязанности правления товарищества на основании статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации входит, в том числе, управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им. Такие обязанности товарищества закреплены и в Уставе ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, управление вышеуказанным жилым домом осуществляется посредством Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова, которое в соответствии с Уставом обязано обеспечить предоставление жителям данного дома качественных и в полном объеме коммунальных услуг.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова, являясь управляющей организацией, в целях осуществления своих функций по обеспечению жителей тепловой энергией в горячей воде и теплоносителе (отопление) заключило договор с "энергоснабжающей организацией" - ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") N 52582Т от 01.01.2006 г., согласно которому заявитель организовывает процесс оказания услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению и осуществляет контроль за поставкой, качеством и объемом потребления тепловой энергии и горячей воды (л.д. 127-134), в том числе обязан:
- - обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность теплопотребляющего оборудования, сетей, если сети не переданы иной эксплуатирующей организации, их соответствие установленным техническим требованиям, выданным техническим условиям и проектной документации (п. 3.6 договора);
- - производить замену ограничительных шайб и сопел в элеваторе по согласованию и в присутствии представителей ОАО "Волжская ТГК" (п. 3.9 договора);
- - к началу отопительного сезона подготовить тепловые сети и теплопотребляющие установки к работе в зимних условиях в соответствии с техническими условиями, проектными схемами и характеристиками и получить акт технической готовности (п. 3.12 договора);
- - назначить ответственное лицо за исправную и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей (4.5 договора).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу Устава и договора именно на заявителя возложено осуществление функций контроля за предоставлением населению коммунальных услуг надлежащего качества, который является лицом, который является ответственным за обеспечение исправной и безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей, и, соответственно, за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова вины в совершении вменяемого административного правонарушения опровергаются собранными по делу доказательствами, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которым дана правовая оценка.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами заявителя об отсутствии вины во вменяемом ему административном правонарушении.
Как установлено, причиной отсутствия функционирования системы центрального отопления в жилых помещениях, помещении кухни, ванных комнат в квартирах N 119, 122, 155, 157, 153, а также отсутствия прогрева отопительных приборов, полотенцесушителей в данных квартирах явился размер диаметра сужающего устройства в элеваторном узле (сопло).
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что 09.11.2007 г. именно работниками заявителя - ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова увеличен диаметр сужающего устройства с 9,5 мм до 11,5 мм, в результате чего нормализовался температурный режим в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 дома N 25 по ул. Горького в г. Саратове.
В силу договора N 52582Т от 01.01.2006 г. именно на заявителе лежит обязанность по обеспечению безопасности эксплуатации и исправности теплопотребляющего оборудования, сетей, подготовке тепловых сетей и теплопотребляющих установок к работе, в том числе, в зимних условиях. Кроме того, производить замену ограничительных шайб и сопел в элеваторе - обязанность управляющей организации ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
Доводы заявителя о том, что для увеличения размера диаметра в элеваторе необходимо разрешение ОАО "Волжская ТГК", не являются основанием для признания отсутствия вины в действиях ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова.
В силу части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что в период отсутствия отопления в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 дома N 25 по улице Горького в городе Саратове ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова обращалось в ОАО "Волжская ТГК" за таким разрешением, а энергоснабжающая организация отказала в выдаче разрешения на проведение работ по увеличению размера диаметра в элеваторе, суду не представлено.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова осуществляет учет температурного режима в отношении находящихся в его управлении жилых домах путем составления ежедневных сведений о параметрах отопления по жилому фонду ТСЖ. Из материалов дела следует, что тепло и горячее водоснабжение в спорный период подавалось в дом N 25 по ул. Горького г. Саратова, однако отклонений от температурного графика управляющей организацией не зафиксировано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, из пункта 3 которых следует, что под коммунальными услугами понимается деятельность по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителями коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. При этом исполнитель может выполнять коммунальные услуги как сам непосредственно, так и поручать выполнение этих работ другим организациям путем заключения гражданско-правовых договоров.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Факты нарушений ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова при оказании коммунальной услуги по теплоснабжению, указанные в оспариваемом постановлении квартир дома N 25 по ул. Горького г. Саратова, подтверждаются актом инспекционной проверки от 08.11.2007 г., протоколом об административном правонарушении N 545 от 09.11.2007 г. и по существу заявителем не оспорены.
ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова не представило в суд доказательств, подтверждающих, что данной организацией, приняты все зависящие от нее меры по обеспечению жителей квартир дома N 25 по ул. Горького г. Саратова коммунальной услугой - отоплением.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова обязанности по предоставлению коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение) в соответствии с нормативным уровнем в квартирах N 122, N 157, N 155, N 153 в доме N 25 по ул. Горького г. Саратова не исполнялись.
Следовательно, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как верно указал суд первой инстанции, последующее устранение ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова выявленных Государственной жилищной инспекцией нарушений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не является основанием для освобождения заявителя от ответственности.
Мера административной ответственности определена административным органом в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении административным органом ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Кроме того, доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заявления, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова произведена оплата государственной пошлины в размере 1000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 72 от 20.02.2008.
В соответствии с частью 5 статьи 30.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, уплаченная ТСЖ N 1 Фрунзенского района г. Саратова государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-25019/07-33 от 04 февраля 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.
Возвратить Товариществу собственников жилья N 1 Фрунзенского района г. Саратова государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы платежным поручением N 72 от 20.02.2008.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
М.А.АКИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)