Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 11-17023

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 11-17023


Судья Шилкин Г.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарева А.Н., судей Нестеренко Г.А., Бурениной О.Н.,
при секретаре И.Т.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеренко Г.А. дело по апелляционной жалобе Л. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 15 января 2013 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным (не действующим со дня принятия) приказа Федеральной таможенной службы России в части отнесения квартиры к служебному жилищному фонду Л.,
установила:

Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным (не действующим со дня принятия) приказ ФТС России от 27 июля 2011 года N 1538 в части отнесения к служебному жилищному фонду ФТС России двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: ***, ссылаясь на его незаконность, поскольку право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Центральной базовой таможни на квартиру зарегистрировано 10 июня 2011 года - через три года после заселения в квартиру жильцов и отсутствует государственная регистрация отнесения квартиры к специализированному жилищному фонду.
Заявитель ссылается также на то, что заявитель с семьей был вселен в указанную квартиру ранее, не принадлежащую к специализированному фонду, на него и членов семьи был открыт финансовый лицевой счет, плата за жилище и коммунальные услуги оплачиваются регулярно, заявитель и члены семьи несут права и обязанности нанимателей квартиры по фактическим отношениям договора социального найма и при наличии проживающих в квартире нанимателей по фактически заключенному договору социального найма квартира не могла быть отнесена к специализированному жилищному фонду.
Квартира является единственным жильем для семьи Л., об отнесении квартиры к служебному жилищному фонду заявитель узнал 31 августа 2012 года, получив по почте исковое заявление Центральной базовой таможни о выселении его и членов его семьи из квартиры.
Квартира по целевому назначению является жилым помещением жилищного фонда ФТС России и не приобрела статус служебного жилого помещения. Квартира приобретена Центральной базовой таможней на основании предварительного договора купли-продажи - государственного контракта, из которого не представляется возможным установить ее целевое назначение, помимо жилого назначения. Выделенные на приобретение квартиры бюджетные средства были направлены только на оплату жилых помещений жилищного фонда ФТС России.
Центральная базовая таможня и ФТС России не исполнили собственное решение в части внесения квартиры в служебный жилищный фонд. Решение о выделении Внуковской таможне служебной квартиры по адресу: ***, утвержденное протоколом N 4 совместного заседания администрации и Жилищной комиссии ФТС России от 12 октября 2007 года основывается на п. 16 Приказа ФТС России от 03 сентября 2007 года N 1050, который вступил в законную силу только 23 ноября 2007 года.
Центральная базовая таможня не предложила Л. в период его службы заключить договор найма служебной квартиры, предприняла в период службы Л. действия по передаче квартиры в другой таможенный орган.
Л. и его представитель Ч. в судебном заседании поддержали заявленное требование.
Представители ФТС России К., Ж., Е., представитель Центральной базовой таможни И.Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Л.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого с вынесением нового решения просит заявитель Л. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права; спорная квартира по целевому назначению является жилым помещением жилищного фонда ФТС РФ и не приобрела статус служебного жилого помещения в силу действовавшего на момент приобретения Приказа ГТК России от 30 сентября 2003 года N 1088; Приказ ФТС России от 27 июля 2011 года N 1538 как решение федерального органа исполнительной власти об отнесении спорной квартиры к служебному жилищному фонду ФТС России, ограничивающее право ответчика и третьего лица на распоряжение спорной квартирой, до настоящего времени не зарегистрировано в ЕГРП как ограничение права на спорную квартиру; Приказ ФТС России от 27 июля 2011 года N 1538 подлежит отмене как не соответствующий фактическим обстоятельствам и как не реализованный; указанный Приказ нарушает права заявителя и членов его семьи на жилище, поскольку иного жилья они сейчас не имеют.
В заседание судебной коллегии заявитель Л. явился, доводы жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица Федеральной таможенной службы по доверенностям - Ж., К., представитель заинтересованного лица Центральной базовой таможни по доверенности - И.Е. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая письменные возражения ФТС России, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
В силу п. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Если жилые помещения приобретены учреждением по договорам, право оперативного управления учреждения на соответствующие жилые помещения возникает на тех же основаниях, что и право собственности (т.е. на основании договора).
Согласно разъяснениям Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по городу Москве (исх. N 8-2940 от 24 августа 2006 года), ФТС России вправе самостоятельно принимать решение об отнесении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении таможенных органов. Данные разъяснения доведены до сведения таможенных органов Письмом ФТС России от 29.09.2006 N 01-06/34047 "О порядке отнесения жилого помещения к служебному жилищному фонду".
Процедура отнесения жилого помещения к служебному жилищному фонду регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (далее - Правила), Инструкцией о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденной Приказом ФТС России от 03.09.2007 N 1050 "О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России" (далее - Инструкция ФТС России).
Согласно установленному порядку издание приказа об отнесении квартиры к служебному жилищному фонду ФТС России является завершающим этапом процедуры отнесения жилого помещения к служебному жилищному фонду и возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на квартиру (п. 13 Правил, п. п. 12, 13 Инструкции). В соответствии с порядком оформления прав собственности на недвижимое имущество, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями), оформление права оперативного управления таможни на квартиру представилось возможным только после регистрации права собственности продавца квартиры.
Судом установлено, что квартира по адресу: <...> приобретена Центральной базовой таможней в 2006 году на этапе строительства по Государственному контракту от 03 июля 2006 года N ГК-189/2006 (предварительному договору купли-продажи от 26 июня 2006 года N 35/288), заключенному с Товариществом на вере (Коммандитным товариществом) "ДСК-1 и Компания", из фонда коммерческого жилья на средства из федерального бюджета, выделенные по целевой статье расходов на приобретение служебного жилья.
07 ноября 2006 года дом-новостройка, в котором расположена квартира, введен в эксплуатацию.
19 сентября 2007 года таможне выдан временный ордер на заселение квартиры и подписан акт приема-передачи квартиры в пользование.
23 июня 2008 года квартире присвоен реестровый номер федерального имущества В 13770002280.
01 сентября 2008 года квартира поставлена на баланс таможни.
21 апреля 2011 года между Товариществом на вере (коммандитным товариществом) "ДСК-1 и Компания" и Центральной базовой таможней заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: ***, по которому Центральная базовая таможня купила данную квартиру.
10 июня 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произведена государственная регистрация данного договора за N 77-77-12/022/2011-503.
10 июня 2011 года на основании данного договора произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Центральной базовой таможни на указанную квартиру по адресу ***.
27 июля 2011 года в соответствии с решением Жилищной комиссии ФТС России от 04 октября 2006 года и на основании свидетельств о государственной регистрации права оперативного управления издан Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 27 июля 2011 года N 1538 "Об отнесении квартир к служебному жилищному фонду центрального аппарата ФТС России".
08 ноября 2011 года соответствующие сведения внесены в реестр федерального имущества и выдана обновленная выписка из реестра федерального имущества.
27 марта 2007 года Л. назначен заместителем начальника Внуковской таможни в порядке перевода из Приволжского таможенного управления.
19 июня 2007 года Л. обратился в Жилищно-бытовую комиссию Внуковской таможни с заявлением о выделении ему и членам его семьи служебного жилого помещения, состоящего из 2 комнат.
Разрешая заявление, судом учтено, что заявителю с семьей в 2008 г. предоставлена указанная квартира в качестве служебного жилого помещения.
Указанное обстоятельство подтверждается тем, что 12 октября 2007 года на совместном заседании администрации и Жилищной комиссии ФТС России (протокол N 4) постановлено выделить Внуковской таможне служебную квартиру по адресу: *** для предоставления ее заместителю начальника Внуковской таможни Л. на время службы в таможенных органах в Московском регионе.
24 января 2008 года на совместном заседании администрации и Жилищно-бытовой комиссии Внуковской таможни (протокол N 1) постановлено выделить заявителю служебную квартиру по указанному адресу на период прохождения службы во Внуковской таможне по занимаемой должности с заселением после оформления установленных законодательством Российской Федерации документов на служебное жилье и заключения с ним договора найма служебного жилого помещения.
В заявлении на имя начальника Центральной базовой таможни от 16 апреля 2008 года заявитель просит выдать ключи от указанной квартиры.
В данном заявлении Л. собственноручно указал, что он ознакомлен с условиями предоставления этой квартиры, а именно: с тем, что договор найма служебного жилого помещения между ним и Центральной базовой таможней будет заключен после государственной регистрации права оперативного управления на данную квартиру и оформления документов для внесения ее в служебный жилищный фонд и с тем, что в случае перевода на новое место службы в другой регион или прекращения трудовых отношений с Федеральной таможенной службой РФ он обязуется в течение 2-х недель сдать квартиру в надлежащем состоянии.
24 сентября 2008 года Л. переведен в Главное управление по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы.
31.10.2008 подписан акт приема-передачи технического состояния служебного жилого помещения, согласно которому начальник Центральной базовой таможни сдал, а Л. принял служебное жилое помещение по адресу: ***.
09 апреля 2012 года заместитель начальника отдела организации и контроля за деятельностью оперативных подразделений службы "А" Главного управления по борьбе с контрабандой Л. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации.
Судом также учтено, что в 2008 году, когда Л. была предоставлена спорная квартира по адресу: ***, он с женой и сыном был зарегистрирован по месту жительства в двухкомнатной квартире по адресу: ***, принадлежавшей ему на праве собственности, и по договору купли-продажи квартиры от 12 августа 2011 года Л. продал указанную квартиру в ***.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заинтересованных лиц ФТС России и Центральной базовой таможни, а также исследованными судом письменными доказательствами по делу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что приобретение квартиры по адресу: *** и ее отнесение к служебному жилищному фонду были произведены без нарушений, с соблюдением требований действующего законодательства.
Доводы Л. о том, что он проживает в квартире на условиях договора социального найма, исполнение им обязанностей по оплате жилья и коммунальных услуг свидетельствует о наличии проживающих в квартире нанимателей по фактически заключенному договору социального найма, - нельзя признать обоснованными и опровергаются материалами дела.
Доводы жалобы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, опровергаются материалами дела, из которых видно, что приобретение спорной квартиры и ее отнесение к служебному жилищному фонду были произведены без нарушений и с соблюдением требований действовавшего законодательства РФ. Представленные доказательства надлежащим образом оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Судом правомерно при разрешении вопроса применены положения ст. 92 ЖК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", Инструкция о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденная Приказом ФТС России от 03.09.2007 N 1050 "О порядке формирования служебного жилищного фонда и оформления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России". Применение данных норм закона полностью соответствует всем обстоятельствам гражданского дела и существу рассматриваемого вопроса.
Довод жалобы о том, что спорная квартира по целевому назначению является жилым помещением жилищного фонда ФТС РФ и не приобрела статус служебного жилого помещения, в силу того, что данный факт противоречит Государственному контракту от 03 июля 2006 года N ГК-189/2006, которым одинаково не были указаны цели использования жилым помещений как в качестве служебных, так и в качестве для предоставления очередникам, нельзя признать обоснованным, поскольку статус квартиры, в том числе при предоставлении заявителю изначально определен как служебное жилое помещение.
Довод жалобы о том, что Приказ ФТС России от 27 июля 2011 года N 1538 как решение федерального органа исполнительной власти об отнесении спорной квартиры к служебному жилищному фонду ФТС России, ограничивающее право ответчика и 3-го лица на распоряжение спорной квартирой, до настоящего времени не зарегистрировано в ЕГРП как ограничение права на спорную квартиру, признается судом несостоятельным, поскольку в силу ст. ст. 296, 297 ГК РФ регистрация статуса служебного жилого помещения в Росреестре законодательством не предусмотрена.
Ссылка в жалобе на то, что Л. оплачивал коммунальные услуги, что должно расцениваться как предоставление помещения социального использования, признается судом несостоятельной, поскольку владение и пользование квартирой не определяет ее статус.
Доводы жалобы о том, что указанный приказ нарушает права заявителя и его семьи на жилище, поскольку иного жилья они сейчас не имеют, признается судом не состоятельным в силу того, что Л. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный в г. *** *** области, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по последнему месту службы не состоит, малоимущим не признан.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных ст. 330 ГПК РФ, жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование закона, поэтому оснований для отмены решения не усматривается.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 15 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)