Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2013 ПО ДЕЛУ N А56-51537/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу N А56-51537/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Гункин В.В. - по доверенности от 19.03.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25817/2012) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2012 по делу N А56-51537/2012 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района", место нахождения: 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Севастопольская, д. 19, ОГРН 1089847141218
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района", 198095, г. Санкт-Петербург, ул. Севастопольская, д. 19, ОГРН 1089847141218, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, административный орган) от 01.08.2012 N 1825/12 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 17.10.2012 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 17.10.2012 отменить и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку собственниками помещений не исполнена обязанность определить состав работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в то время как вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе связанные с затратами на ремонт общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений в многоквартирном доме. Кроме того, заявитель утверждает об отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении ввиду того, что спорные многоквартирные дома приняты им на обслуживание лишь с 01.02.2011 и 01.04.2011.
В судебном заседании представитель Инспекции позицию Общества не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы жалобы заявителя несостоятельными.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей заявителя.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.07.2012 Инспекцией в ходе проведения проверки готовности многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, к отопительному сезону 2012 - 2013 года на основании писем заявителя от 02.07.2012 N 416/12, от 03.07.2012 N 420/12, от 28.06.2012 N 410/12 по адресам: Санкт-Петербург, ул. Губина, д. 1/32; ул. Гладкова, д. 33, д. 31/7; ул. Зои Космодемьянской, д. 27, д. 29; ул. Севастопольская, д. 43; ул. Белоусова, д. 14, д. 16, д. 18 к. 1, д. 20, д. 22; ул. М. Говорова, д. 5/4; ул. Новостроек, д. 8, д. 25, д. 29, д. 35; ул. Автовская, д. 26/37; ул. Краснопутиловская, д. 26, д. 20; ул. Зайцева, д. 31, выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила, Правила N 170):
1. по состоянию на 11-00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Губина, д. 1/32:
- - в нарушение пункта 4.2.3.1 Правил на фасаде обнаружены местные разрушения штукатурного, окрасочного слоев фасада, мокрые и ржавые пятна, потеки, высолы;
- - в нарушение пункта 4.6.1.1 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечена исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей;
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания);
- - в нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, светильники на лестничных клетках эксплуатируются без рассеивателей.
2. по состоянию на 11-10 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гладкова, д. 33:
- в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
3. по состоянию на 11-20 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гладкова ул., д. 31/7:
- - в нарушение пункта 4.1.3 Правил не обеспечено освещение подвальных помещений (отдельные отсеки не освещены);
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты деревянными щитами);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания);
- - в нарушение пункта 5.2.22 Правил не обеспечена исправность тепловой изоляции на трубопроводах инженерных систем в неотапливаемых помещениях.
4. по состоянию на 11-30 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, д. 27:
- - в нарушение пункта 3.2.8 Правил не обеспечено исправное состояние стен (наблюдается отслоение окрасочного слоя на 1-ом этаже лестничной клетки);
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты деревянными щитами и заложены кирпичом);
- - в нарушение 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара;
- - в нарушение пункта 4.2.3.1 Правил на фасаде обнаружены местные разрушения штукатурного, окрасочного слоев фасада, мокрые и ржавые пятна, потеки, высолы;
- - в нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, светильники на лестничных клетках эксплуатируются без рассеивателей.
5. по состоянию на 11-40 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, д. 29:
- - в нарушение пункта 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара;
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
6. по состоянию на 11-50 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Севастопольская, д. 43:
- - в нарушение пункта 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара;
- - в нарушение пункта 4.2.3.1 Правил на фасаде обнаружены местные разрушения штукатурного, окрасочного слоев фасада, мокрые и ржавые пятна, потеки, высолы;
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит, обнаружена растительность);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружена поросль в отмостке здания).
7. по состоянию на 12-00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 14:
- - в нарушение пункта 4.6.4.1 Правил допущено неисправное состояние водосточных труб (нарушено сопряжение отдельных металлических звеньев водосточных труб на фасаде);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
8. по состоянию на 12-10 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 16:
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания);
- - в нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, светильники на лестничных клетках эксплуатируются без рассеивателей.
9. по состоянию на 12-30 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 18, к. 1:
- - в нарушение пункта 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара;
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
10. по состоянию на 12-40 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 20:
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты деревянными щитами);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
11. по состоянию на 12-50 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоусова, д. 22:
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи заложены кирпичом);
- - в нарушение пункта 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара.
12. по состоянию на 13-00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. М. Говорова, д. 5/4:
- - в нарушение пункта 4.1.3 Правил не обеспечено освещение подвальных помещений (отдельные отсеки не освещены);
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты металлическими и деревянными щитами);
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит).
13. по состоянию на 13-10 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д. 8:
- в нарушение пункта 4.2.3.1 Правил на фасаде обнаружены местные разрушения штукатурного, окрасочного слоев фасада, мокрые и ржавые пятна, потеки, высолы.
14. по состоянию на 13-20 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д. 25:
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты и застеклены);
- - в нарушение пункта 5.2.22 Правил не обеспечена исправность тепловой изоляции на трубопроводах инженерных систем в неотапливаемых помещениях.
15. по состоянию на 13-30 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д. 29:
- - в нарушение пунктов 3.4.7, 4.1.4 Правил не обеспечена защита подвальных помещений от проникновения грызунов (отсутствуют сетки или жалюзийные решетки на подвальных продухах);
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты и застеклены);
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит);
- - в нарушение пункта 4.10.2.1 Правил не содержится в исправном состоянии отмостка здания (обнаружены отверстия в отмостке здания).
16. по состоянию на 13-40 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Новостроек, д. 35:
- - в нарушение пунктов 3.4.7, 4.1.4 Правил не обеспечена защита подвальных помещений от проникновения грызунов (отсутствуют сетки или жалюзийные решетки на подвальных продухах);
- - в нарушение пункта 4.1.3 Правил не обеспечено освещение подвальных помещений (отдельные отсеки не освещены);
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты и застеклены);
- - в нарушение пункта 4.1.15 Правил допущено подтопление подвального помещения из-за утечек от инженерного оборудования;
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит);
- - в нарушение пункта 5.2.22 Правил не обеспечена исправность тепловой изоляции на трубопроводах инженерных систем в неотапливаемых помещениях.
17. по состоянию на 13-50 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Автовская, д. 26/37:
- - в нарушение пунктов 3.4.7, 4.1.4 Правил не обеспечена защита подвальных помещений от проникновения грызунов (отсутствуют сетки или жалюзийные решетки на подвальных продухах);
- - в нарушение пункта 4.2.1.11 Правил отметы водосточных труб частично установлены с упором в тротуар, вместо требуемых 20 - 40 см выше уровня тротуара;
- - в нарушение пункта 4.2.4.2 Правил организацией по обслуживанию жилищного фонда не обеспечены меры по предотвращению разрушения краев балконных плит (обнаружено нарушение целостности штукатурного слоя до металлической арматуры балконных плит);
- - в нарушение пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил, пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, светильники на лестничных клетках эксплуатируются без рассеивателей.
18. по состоянию на 14-00 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 26:
- в нарушение пункта 4.1.3 Правил не обеспечено освещение подвальных помещений (отдельные отсеки не освещены).
19. по состоянию на 14-10 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 20:
- - в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты и застеклены);
- - в нарушение пункта 4.6.4.1 Правил допущено неисправное состояние водосточных труб (нарушено сопряжение отдельных металлических звеньев водосточных труб на фасаде).
20. по состоянию на 14-20 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д. 31:
- в нарушение пункта 4.1.4 Правил не обеспечено регулярное сквозное проветривание (подвальные продухи закрыты деревянными щитами).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверке от 06.07.2012 N 01/154/155.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, 25.07.2012 уполномоченным должностным лицом Инспекции составлен протокол об административном правонарушении N 01/154/155.
Постановлением от 01.08.2012 N 1825/12 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Инспекцией состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого решения на основании следующего.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 2 и подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 Правил N 491, в многоквартирном доме общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, которые закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
В силу пункта 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил).
Пунктом 4.2.3.1 Правил предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы (пункт 4.6.4.1 Правил).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.2.4.2 Правил определено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров. Желоба, лотки, воронки и водосточные трубы должны быть выполнены как единая водоприемная система с соблюдением необходимых уклонов, для чего лежачие фальцы загибают по уклону, лотки в нижней части заводят под желоба, колена и звенья водосточных труб вставляют один в другой (верхние внутрь нижних) (пункт 4.2.1.11 Правил).
Согласно пункту 4.1.3 Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
В силу пункта 4.1.4 Правил площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками.
С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
В соответствии с пунктом 4.1.15 Правил не допускается:
- подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования;
- захламлять и загрязнять подвальные помещения;
- устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта;
- рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения;
- подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см;
- использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункт 5.2.22 Правил).
В силу пункта 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Согласно пункту 5.6.6 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны:
- обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации;
- обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений;
- осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей;
- обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования;
- контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности;
- не допускать нарушения графиков работы электрооборудования;
- в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности;
- осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников;
- при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности;
- немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии;
- принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
В соответствии с пунктом 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей установка в светильники сети рабочего и аварийного освещения ламп, мощность или цветность излучения которых не соответствует проектной, а также снятие рассеивателей, экранирующих и защитных решеток светильников не допускается.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Факт нарушения Обществом требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, подтверждается актом проверки от 06.07.2012 N 01/154/155, протоколом об административном правонарушении от 25.07.2012 N 01/154/155 и Обществом не оспаривается.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что между управляющей организацией - Обществом и жильцами спорных многоквартирных домов заключены договоры управления многоквартирными домами. Следовательно, все виды работ и услуг, определенные Правилами N 170, входят в предмет деятельности Общества, как управляющей компании, что также следует из его устава.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного, апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя об отсутствии у Общества возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, со ссылкой на то, что вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе связанные с затратами на ремонт общего имущества или обеспечение его надлежащей эксплуатации, вправе решать только собственники помещений, как несостоятельные.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 170 и норм технической эксплуатации жилищного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Доводы Общества об отсутствии вины во вменяемом ему административном правонарушении со ссылкой на то, что спорные многоквартирные дома приняты им на обслуживание лишь с 01.02.2011 и 01.04.2011, а все вышеперечисленные нарушения были допущены и не устранены предыдущей управляющей организацией, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку из материалов дела усматривается, что за период более чем один год заявителем не были приняты надлежащие и необходимые меры, направленные на недопущение административного правонарушения, в том числе направленные на учет и выявление недостатков спорных многоквартирных домов, составление смет необходимых работ, а также меры по вынесению вопросов о необходимости производства соответствующих работ на общие собрания собственников многоквартирных домов.
Доказательств обратного заявителем вопреки доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представлено.
Более того, большая часть выявленных Инспекцией нарушений Правил N 170 связана с текущими, неотложными и обязательными сезонными работами, которые должны осуществляться Обществом независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, вместе с тем, доказательства их выполнения, в том числе частичного, суду также не представлено.
Таким образом, длительность периода бездействия и непринятие заявителем достаточных мер по устранению нарушений Правил N 170 и прекращению противоправного поведения исключает возможность признания поведения учреждения как невиновного.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, следует признать правильным.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение Инспекцией процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, степени его общественной опасности, а также приняв во внимание, что наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, пришел также к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Апелляционный суд не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также принимает во внимание объем выявленных Инспекцией нарушений Правил N 170, а также тот факт, что наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований считать назначенное заявителю наказание несправедливым и несоразмерным совершенному правонарушению.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области также не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по делу решения
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 октября 2012 года по делу N А56-51537/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)