Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7375/2013

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-7375/2013


Судья: Панина Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего - Ермакова Э.Ю.,
судей - Ковалюк Л.Ю., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 26 июня 2013 года по делу по заявлению К. об оспаривании решения об исключении сведений из реестра пострадавших участников строительства жилья,
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции Алтайского края об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГ, возложении на данный орган обязанности по внесению сведений о нем в реестр пострадавших участников строительства жилья.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГ между ним и ООО СП "<Б.>" был заключен договор участия в долевом строительстве жилья, во исполнение условий которого им оплачено <...>руб. за трехкомнатную квартиру площадью <...> кв. м, однако, ООО СП "<Б.>" обязательство по передаче квартиры не исполнило, впоследствии он признан в этой связи потерпевшим по уголовному делу. В соответствии с Законом Алтайского края от 11 мая 2011 года N 53-ЗС он как лицо, вложившее денежные средства в строительство жилья и утратившее их в связи с неправомерными действиями застройщика, имеет право на получение мер государственной поддержки и включение в реестр пострадавших участников долевого строительства. В 2011 году он был включен в данный реестр и принят в ЖСК "<Д4.>". Оспариваемым решением он исключен из вышеуказанного реестра со ссылкой на положения части 7 Закона в связи с оказанием в 2006 году мер государственной поддержки его дочери - Р.С.Е. в виде предоставления однокомнатной квартиры в ЖСК "<Д1>" на основании того же договора долевого участия в строительстве жилья. Между тем, в период формирования списков членов ЖСК "<Д1>" администрацией <...> района г. Барнаула ему было неправомерно отказано в принятии в члены кооператива с составом семьи в количестве 4 человек, включая супругу - К.И.Н., дочь - Р.С.Е. и внучку - Р.Е.Д., со ссылкой на отсутствие нуждаемости в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением жилищных условий менее чем за пять лет до обращения посредством отчуждения однокомнатной квартиры. Данные действия не соответствовали действующему законодательству, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку однокомнатная квартира была отчуждена с целью вложения денежных средств в строительство трехкомнатной квартиры ООО СП "<Б.>", то есть без намерения ухудшить жилищные условия. С учетом указанных обстоятельств, по сложившейся на тот момент практике, договор долевого участия в строительстве жилья послужил основанием для включения в списки ЖСК "<Д1>" его дочери - Р.С.Е., которой впоследствии была получена однокомнатная квартира. При этом в случае его принятия в члены ЖСК "<Д1>" государственная поддержка была бы оказана в большем объеме с предоставлением трехкомнатной квартиры. Оспариваемым решением он лишен мер государственной поддержки.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 26 июня 2013 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель К. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на прежние доводы, дополнительно указывая на недоказанность утверждения заинтересованного лица о предоставлении его дочери однокомнатной квартиры на основании договора цессии, в то время как такого договора не заключалось, а дочь была включена в списки членов ЖСК "<Д1>" в связи с признанием потерпевшей по уголовному делу, что не исключало и его включения в данные списки как потерпевшего по тому же уголовному делу; не соответствие фактическим обстоятельствам дела суждения суда о том, что обязательства перед ООО СП "<Б.>" были исполнены за счет денежных средств Р.С.Е., а он собственных денежных средств в строительство жилья не вкладывал, поскольку в деле имеются письменные доказательства, свидетельствующие об обратном; вследствие неправомерных действий застройщика он, являясь инвалидом, страдая онкологическим заболеванием, вынужден проживать в дачном домике, принадлежащем родственникам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Государственная инспекция Алтайского края просила об оставлении решения суда без изменения.
Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав К., его представителей - К.И.Н., Д.М.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Государственной инспекции Алтайского края - К.С.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что по заключенному заявителем с ООО СП "<Б.>" договору ранее были предоставлены меры государственной поддержки его дочери - Р.С.Е., признанной потерпевшей по уголовному делу, что, в силу ч. 7 ст. 6 Закона, исключает предоставление мер поддержки заявителю как лицу, пострадавшему при заключении того же договора.
Данный вывод является ошибочным.
Жилищным кодексом Российской Федерации, в его статье 2, предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 11 мая 2011 года N 53-ЗС (далее - Закон), вступившего в силу с 29 мая 2011 года, настоящий Закон регулирует отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные, в том числе на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их.
Согласно пп. 2 п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона, пострадавшим участником строительства жилья признается, в том числе гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
Частью 2 статьи 6 Закона определены формы государственной поддержки пострадавших участников строительства жилья, включая выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья (п. 10).
В силу ч. 1, 2 ст. 4 Закона, уполномоченный орган организует ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья.
Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Постановлением Администрацией Алтайского края от 08 августа 2011 года N 435 утвержден Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья (далее - Порядок).
Из пункта 2 Порядка, пункта 1 Постановления Администрации Алтайского края от 24 января 2011 года N 24 "О создании Государственной инспекции Алтайского края" следует, что формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
В силу п. 8 Порядка, основаниями для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр, а также об их исключении из реестра являются: а) исполнение обязательств застройщиком (новым застройщиком) перед пострадавшим участником строительства жилья; б) оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной ст. 6 Закона.
Постановлением Администрацией города Барнаула от 14 сентября 2011 года N 2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула, в соответствии с п. 3 которого с заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4, 5 названного Порядка комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.
Основаниями для отказа в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья являются: исполнение обязательств застройщиком перед пострадавшим участником строительства жилья; оказание пострадавшему участнику строительства жилья государственной поддержки, предусмотренной статьей 6 Закона.
По смыслу вышеприведенных норм состоящие в реестре пострадавших участников строительства жилья граждане могут быть исключены из указанного реестра лишь в двух вышеуказанных случаях, в том числе при оказании соответствующей государственной поддержки данным лицам. При этом факт предоставления такой поддержки иным лицам, в том числе пострадавшим по тому же договору в качестве основания к исключению из названного реестра законодательно предусмотрен не был.
Законом Алтайского края "О внесении изменений в статью 6 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" от 07 ноября 2012 года N 85-ЗС статья 6 Закона дополнена частью 7, согласно которой меры государственной поддержки, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, предоставляются пострадавшим участникам строительства жилья однократно и вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право гражданина на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме. Один и тот же договор является основанием для оказания мер государственной поддержки только одному пострадавшему участнику строительства жилья. При этом учитываются меры государственной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Алтайского края, в том числе через некоммерческие организации, созданные пострадавшими участниками строительства жилья, оказанные до вступления в силу настоящего Закона.
Данный Закон вступил в силу через 10 дней после официального опубликования - 21 ноября 2012 года и не предусматривает придания его положениям обратной силы, в связи с чем, по правилам ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяется к правоотношениям, возникшие после введения его в действие.
Из материалов дела следует, что К. ДД.ММ.ГГ заключил с ООО СП "<Б.>" договор долевого участия в строительстве жилья N***, во исполнение условий которого произвел оплату стоимости трехкомнатной квартиры N*** в доме, строительный номер *** квартала *** в г.<...> в размере <...>руб. ООО СП "<Б.>" обязательство по передаче указанной квартиры не исполнено.
В рамках возбужденного по признакам ст. 159 УК РФ уголовного дела К. признан потерпевшим. Приговорами <...> районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, которым осуждены С.Г.Н., С.Е.Г., Г.Д.А., от ДД.ММ.ГГ, которым осужден Д.И.С., - установлен факт преступных действий в отношении К. при заключении вышеуказанного договора долевого участия в строительстве жилья и привлечении его денежных средств, за последним признано право на удовлетворение гражданского иска с передачей вопроса о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского производства.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29 августа 2011 года N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья", принято предложение администрации города Барнаула о создании ЖСК "<Д4.>" для строительства жилых домов в г. Барнауле с формированием из граждан, включенных в реестр пострадавших участников строительства жилья, не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр.
На основании представленных ДД.ММ.ГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию города сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья включены сведения о К. в связи с заключением с ООО СП "<Б.>" договора от ДД.ММ.ГГ N*** и выбором меры поддержки в виде участия в строительстве нового объекта на условиях софинансирования в качестве члена ЖСК "<Д4.>".
ДД.ММ.ГГ ЖСК "<Д4.>" от К. принят вступительный взнос в сумме <...>руб. (л.д. 27).
ДД.ММ.ГГ Государственной инспекцией Алтайского края К. сообщено об исключении сведений о нем из реестра пострадавших участников строительства жилья со ссылкой на ч. 7 ст. 6 Закона и факт получения ДД.ММ.ГГ сведений о предоставлении мер государственной поддержки на основании вышеуказанного договора путем участия его дочери в строительстве нового объекта на условиях софинансирования в качестве члена ЖСК "<Д1>" с последующим получением однокомнатной квартиры.
Иных оснований к исключению из реестра пострадавших участников строительства жилья в оспариваемом решении не приведено.
Как следует из установленных обстоятельств, К. как пострадавший участник строительства жилья, выразивший волю на получение меры поддержки в виде участия в строительстве нового объекта на условиях софинансирования был включен в соответствующий реестр и в члены кооператива до введения в действия Закона Алтайского края от 07 ноября 2012 года N 85-ЗС, в связи с чем, часть 7 статьи 6 Закона на отношения, возникшие в связи с реализацией им права на меры поддержки не распространяется.
Соответственно, факт участия дочери заявителя - Р.С.Е. в 2006 году в строительстве на условиях софинансирования однокомнатной <адрес> в качестве члена ЖСК "<Д1>" сам по себе не мог послужить основанием к исключению заявителя из вышеуказанного реестра.
При этом на момент исключения сведений о К. из реестра пострадавших участников строительства жилья обязательства застройщиком исполнены не были, меры государственной поддержки, предусмотренные ст. 6 Закона, заявителю не предоставлялись.
В связи с изложенным, оспариваемое решение является незаконным и нарушает право заявителя на получение мер государственной поддержки.
Суждение суда первой инстанции о не нарушении оспариваемым решением прав заявителя, поскольку он не является пострадавшим от действий ООО СП "<Б.>" лицом в связи с внесением не принадлежавших ему денежные средства, - не подтверждено допустимыми доказательствами, противоречит справке об оплате от ДД.ММ.ГГ (л.д. 7), обстоятельствам, установленным вступившими в законную силу приговорами суда.
Доводы заинтересованного лица Государственной инспекции Алтайского края о заключении К. с дочерью договора цессии в отношении прав требования по договору долевого участия в строительстве жилья до вступления последней в ЖСК "<Д1>" - не подтверждены убедительными доказательствами. Такой договор суду не представлен, заявитель факт его заключения отрицает. В данной ситуации информации администрации <...> района г. Барнаула о существовании договора цессии без ссылки на подтверждающие данное обстоятельство документы - недостаточно.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
По правилам ст. 258 ГПК РФ, на государственный орган необходимо возложить обязанность по восстановлению сведений о К. в реестре пострадавших участников строительства жилья.
В силу ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ, присуждению К. подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления и апелляционной жалобы в общей сумме <...>руб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 26 июня 2013 года отменить и принять новое решение.
Заявление К. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственной инспекции Алтайского края, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГ, об исключении из реестра пострадавших участников строительства жилья сведений о К.
Обязать Государственную инспекцию Алтайского края восстановить сведения о К. в реестре пострадавших участников строительства жилья.
Взыскать с Государственной инспекции Алтайского края в пользу К. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)