Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов" - директор - Жданова В.М., паспорт;
- от администрации г. Таганрога - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания администрация уведомлена надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.06.2013 по делу N А53-5572/2013, принятое судьей Губенко М.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов"
к заинтересованному лицу администрации г. Таганрога
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием о признании незаконным отказ Администрации г. Таганрога в утверждении и выдаче схемы размещения земельного участка на кадастровом плане, выраженный в письме от 20.03.2013 за подписью председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Цеброва В.И.; об обязании Администрацию г. Таганрога в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка по адресу: Октябрьская площадь, 2, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности строения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении данного земельного участка проведен кадастровый учет 12.07.2004. Таким образом, данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах формирование испрашиваемого обществом земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями - собственниками квартир в многоквартирном жилом доме. Следовательно, решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 путем выдела из него земельного участка под объектами, принадлежащими истцу на праве собственности, не может быть заменено решением Администрации г. Таганрога о выдаче схемы расположения земельного участка. Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 проведен государственный кадастровый учет, и испрашиваемый обществом земельный участок не находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 площадью 4339 кв. м используется частично как земельный участок, предоставленный обществу под принадлежащие ему на праве собственности строения, и земельный участок для эксплуатации жилого дома. Оснований считать, что земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 был проинвентаризован как участок многоквартирного дома нет, поскольку на нем размещены разные объекты. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 является делимым, то есть может быть разделен на части и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок. Поэтому общество просило утвердить схему расположения земельного участка образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 на два самостоятельных, с учетом фактического землепользования общества на данном земельном участке, наличия подъездов и проходов к каждому из образуемых земельных участков, а также предельного нормативного размера земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 2, расположенного на преобразуемом земельном участке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Филимоновой С.С в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Смотрову Н.Н., в связи с чем рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании руководитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация г. Таганрога представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя администрации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела по результатам проведенной в г. Таганроге инвентаризации городских земель Постановлением Главы администрации г. Таганрога от 11.04.1996 N 1036 был утвержден проект установления границ землепользования в кадастровом квартале N РО:58:1:50.
В силу пункта 5 указанного постановления в этом кадастровом квартале по адресу: г. Таганрог, Октябрьская площадь, 2 был утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером РО:58:1:50:4 площадью 4 339 кв. м. Согласно кадастрового плана земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:004 площадью 4 339 кв. м был поставлен на кадастровый учет 12.07.2004 с видом разрешенного использования "в целях эксплуатации жилого дома, торгово-промышленной палата, магазина".
На указанном земельном участке с 1958 года находились: жилой многоквартирный дом и нежилые капитальные строения литер Б., Б1, б и летняя веранда (бывший летний сад). Решением Исполнительного комитета Таганрогского совета депутатов трудящихся от 25.09.1958 N 278/3 приняты в эксплуатацию пятая секция (многоквартирный жилой дом), детсад на 50 мест и магазин на 10 рабочих мест.
Право собственности на нежилые капитальные строения литер Б., Б1, б и летнюю веранду (бывший летний сад), расположенных по адресу: г. Таганрог, Октябрьская пл,2, общество с ограниченной ответственностью "СОЭКс-Азов" подтверждает договором купли-продажи от 15.04.1995, фактом регистрации 25.05.1995 в Бюро технической инвентаризации г. Таганрога.
Согласно техническому паспорту на указанные выше строения общество приобрело следующее имущество: навес литер К, ворота металлические, калитка металлическая, забор металлический, терраса литер В, беседка литер Д, мощение асфальтовое.
На основании постановления Администрации.г Таганрога от 11.04.1996 N 1036 между обществом и Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога был заключен договор аренды земельного участка от 29.07.1996 N 3327, площадью 136 кв. м, под строениями, принадлежащими обществу
Участку, занимаемому строениями общества, площадью 136 кв. м был присвоен учетный кадастровый номер 61:58:01050:0004/2.
Пунктом 5.1. постановления главы Администрации от 11.04.1996 N 1036 для эксплуатации жилого дома из земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004, площадью 4 339 кв. м был выделен земельный участок площадью 4 203 кв. м без закрепления границ участка на местности, участку присвоен учетный кадастровый номер 61:58:01050:0004/1.
Постановлением от 11.04.1996 N 1036 установлены особые условия землепользования участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004/1 в части обеспечения проезда автотранспорта общества как землепользователя земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004/2.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 03.09.2001 N 3677 площадью земельного участка, предоставленного под эксплуатацию жилого многоквартирного дома была уменьшена до 4 185 кв. м.
По мнению представителя истца, общество на основании постановления Администрации г. Таганрога от 11.04.1996 N 1036 владеет земельным участком площадью 136 кв. м, на основании постановления Администрации г. Таганрога от 06.02.1997 N 265 владеет земельным участком площадью 75 кв. м. Таким образом, общество с 1996 года пользуется земельным участком площадью 711 кв. м.
Учитывая тот факт, что предоставление обществу земельного участка на праве аренды осуществлено без закрепления границ на местности, общество обратилось к заинтересованному лицу с требованием утвердить и выдать схему размещения земельного участка на кадастровом плане по адресу: Октябрьская площадь, 2, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности строения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:004 является делимым, 12.03.2013 общество обратилось в Администрацию г. Таганрога Ростовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:004 на два самостоятельных, с учетом фактического землепользования общества на данном земельном участке, наличия подъездов и подходов к каждому земельному участку, а также предельного нормативного размера земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 2, расположенного на преобразуемом земельном участке.
Письмом от 20.03.2013 N 04.1-1005 за подписью председателя комитета по архитектуре и градостроительству Цеброва В.И. обществу отказано в согласовании указанной схемы, поскольку испрашиваемый земельный участок являются частью земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001050:4 площадью 4 339 кв. м, который принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном дому по ул. Октябрьской, пл.2.
Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось в суд с требованием в рамках настоящего дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 Земельного кодекса права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Как видно из материалов дела, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001050:4 (12.07.2004) на указанном земельном участке помимо многоквартирного жилого дома находились объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Изложенная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 5361/12 и обязательна для суда первой инстанции в силу принципа единообразия толкования и применения закона арбитражными судами.
Пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным 5 законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
На основании п. 4 ст. 13 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда местоположение формируемого в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка относительно иных объектов, расположенных на соответствующей территории, еще не определено.
В рассматриваемом случае принадлежащие на основании договора купли-продажи от 15.04.1995, зарегистрированного 25.05.1995 в Бюро технической инвентаризации г. Таганрога., заявителю нежилые строения (литер Б., Б1, б и летняя веранда (бывший летний сад), расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:58:01050:0004, сформированном и поставленном на кадастровый учет, а утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории может иметь место при условии отсутствия необходимых сведений о земельном участке.
В п. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Обществом не оспаривается тот факт, что на земельном участке с кадастровым номером 61:58:01050:0004, кроме принадлежащих обществу нежилых строений, расположен многоквартирный жилой дом.
Из пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно статье 36 Земельного кодекса, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и пунктам 66, 68 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Причем участие органов государственной власти или органов местного самоуправления в указанной процедуре ограничивается исключительно вопросами формирования земельного участка.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении данного земельного участка проведен кадастровый учет 12.07.2004, таким образом, данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, в рассматриваемом случае формирование испрашиваемого обществом земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями - собственниками квартир в многоквартирном жилом доме.
Принимая во внимание изложенное, решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 путем выдела из него земельного участка под объектами, принадлежащими истцу на праве собственности, не может быть заменено решением Администрации г. Таганрога о выдаче схемы расположения земельного участка.
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 проведен государственный кадастровый учетом, и испрашиваемый обществом земельный участок не находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2013 по делу N А53-5572/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2013 N 15АП-10635/2013 ПО ДЕЛУ N А53-5572/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. N 15АП-10635/2013
Дело N А53-5572/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов" - директор - Жданова В.М., паспорт;
- от администрации г. Таганрога - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания администрация уведомлена надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.06.2013 по делу N А53-5572/2013, принятое судьей Губенко М.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов"
к заинтересованному лицу администрации г. Таганрога
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЭКС-Азов" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием о признании незаконным отказ Администрации г. Таганрога в утверждении и выдаче схемы размещения земельного участка на кадастровом плане, выраженный в письме от 20.03.2013 за подписью председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Цеброва В.И.; об обязании Администрацию г. Таганрога в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка по адресу: Октябрьская площадь, 2, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности строения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении данного земельного участка проведен кадастровый учет 12.07.2004. Таким образом, данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах формирование испрашиваемого обществом земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями - собственниками квартир в многоквартирном жилом доме. Следовательно, решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 путем выдела из него земельного участка под объектами, принадлежащими истцу на праве собственности, не может быть заменено решением Администрации г. Таганрога о выдаче схемы расположения земельного участка. Кроме того, в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 проведен государственный кадастровый учет, и испрашиваемый обществом земельный участок не находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 площадью 4339 кв. м используется частично как земельный участок, предоставленный обществу под принадлежащие ему на праве собственности строения, и земельный участок для эксплуатации жилого дома. Оснований считать, что земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 был проинвентаризован как участок многоквартирного дома нет, поскольку на нем размещены разные объекты. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:0004 является делимым, то есть может быть разделен на части и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок. Поэтому общество просило утвердить схему расположения земельного участка образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 на два самостоятельных, с учетом фактического землепользования общества на данном земельном участке, наличия подъездов и проходов к каждому из образуемых земельных участков, а также предельного нормативного размера земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 2, расположенного на преобразуемом земельном участке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Филимоновой С.С в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Смотрову Н.Н., в связи с чем рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании руководитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация г. Таганрога представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя администрации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела по результатам проведенной в г. Таганроге инвентаризации городских земель Постановлением Главы администрации г. Таганрога от 11.04.1996 N 1036 был утвержден проект установления границ землепользования в кадастровом квартале N РО:58:1:50.
В силу пункта 5 указанного постановления в этом кадастровом квартале по адресу: г. Таганрог, Октябрьская площадь, 2 был утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером РО:58:1:50:4 площадью 4 339 кв. м. Согласно кадастрового плана земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:004 площадью 4 339 кв. м был поставлен на кадастровый учет 12.07.2004 с видом разрешенного использования "в целях эксплуатации жилого дома, торгово-промышленной палата, магазина".
На указанном земельном участке с 1958 года находились: жилой многоквартирный дом и нежилые капитальные строения литер Б., Б1, б и летняя веранда (бывший летний сад). Решением Исполнительного комитета Таганрогского совета депутатов трудящихся от 25.09.1958 N 278/3 приняты в эксплуатацию пятая секция (многоквартирный жилой дом), детсад на 50 мест и магазин на 10 рабочих мест.
Право собственности на нежилые капитальные строения литер Б., Б1, б и летнюю веранду (бывший летний сад), расположенных по адресу: г. Таганрог, Октябрьская пл,2, общество с ограниченной ответственностью "СОЭКс-Азов" подтверждает договором купли-продажи от 15.04.1995, фактом регистрации 25.05.1995 в Бюро технической инвентаризации г. Таганрога.
Согласно техническому паспорту на указанные выше строения общество приобрело следующее имущество: навес литер К, ворота металлические, калитка металлическая, забор металлический, терраса литер В, беседка литер Д, мощение асфальтовое.
На основании постановления Администрации.г Таганрога от 11.04.1996 N 1036 между обществом и Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога был заключен договор аренды земельного участка от 29.07.1996 N 3327, площадью 136 кв. м, под строениями, принадлежащими обществу
Участку, занимаемому строениями общества, площадью 136 кв. м был присвоен учетный кадастровый номер 61:58:01050:0004/2.
Пунктом 5.1. постановления главы Администрации от 11.04.1996 N 1036 для эксплуатации жилого дома из земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004, площадью 4 339 кв. м был выделен земельный участок площадью 4 203 кв. м без закрепления границ участка на местности, участку присвоен учетный кадастровый номер 61:58:01050:0004/1.
Постановлением от 11.04.1996 N 1036 установлены особые условия землепользования участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004/1 в части обеспечения проезда автотранспорта общества как землепользователя земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004/2.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 03.09.2001 N 3677 площадью земельного участка, предоставленного под эксплуатацию жилого многоквартирного дома была уменьшена до 4 185 кв. м.
По мнению представителя истца, общество на основании постановления Администрации г. Таганрога от 11.04.1996 N 1036 владеет земельным участком площадью 136 кв. м, на основании постановления Администрации г. Таганрога от 06.02.1997 N 265 владеет земельным участком площадью 75 кв. м. Таким образом, общество с 1996 года пользуется земельным участком площадью 711 кв. м.
Учитывая тот факт, что предоставление обществу земельного участка на праве аренды осуществлено без закрепления границ на местности, общество обратилось к заинтересованному лицу с требованием утвердить и выдать схему размещения земельного участка на кадастровом плане по адресу: Октябрьская площадь, 2, на котором расположены принадлежащие обществу на праве собственности строения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:58:01050:004 является делимым, 12.03.2013 общество обратилось в Администрацию г. Таганрога Ростовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:004 на два самостоятельных, с учетом фактического землепользования общества на данном земельном участке, наличия подъездов и подходов к каждому земельному участку, а также предельного нормативного размера земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 2, расположенного на преобразуемом земельном участке.
Письмом от 20.03.2013 N 04.1-1005 за подписью председателя комитета по архитектуре и градостроительству Цеброва В.И. обществу отказано в согласовании указанной схемы, поскольку испрашиваемый земельный участок являются частью земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001050:4 площадью 4 339 кв. м, который принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном дому по ул. Октябрьской, пл.2.
Считая отказ администрации незаконным, общество обратилось в суд с требованием в рамках настоящего дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 Земельного кодекса права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Как видно из материалов дела, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001050:4 (12.07.2004) на указанном земельном участке помимо многоквартирного жилого дома находились объекты недвижимости, принадлежащие заявителю.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, статья 36 Земельного кодекса не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, лицу, не являющемуся собственником этого объекта. Поэтому земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Изложенная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 5361/12 и обязательна для суда первой инстанции в силу принципа единообразия толкования и применения закона арбитражными судами.
Пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным 5 законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
На основании п. 4 ст. 13 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Таким образом, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда местоположение формируемого в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка относительно иных объектов, расположенных на соответствующей территории, еще не определено.
В рассматриваемом случае принадлежащие на основании договора купли-продажи от 15.04.1995, зарегистрированного 25.05.1995 в Бюро технической инвентаризации г. Таганрога., заявителю нежилые строения (литер Б., Б1, б и летняя веранда (бывший летний сад), расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:58:01050:0004, сформированном и поставленном на кадастровый учет, а утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории может иметь место при условии отсутствия необходимых сведений о земельном участке.
В п. 1, 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Обществом не оспаривается тот факт, что на земельном участке с кадастровым номером 61:58:01050:0004, кроме принадлежащих обществу нежилых строений, расположен многоквартирный жилой дом.
Из пункта 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно статье 36 Земельного кодекса, статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и пунктам 66, 68 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Причем участие органов государственной власти или органов местного самоуправления в указанной процедуре ограничивается исключительно вопросами формирования земельного участка.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении данного земельного участка проведен кадастровый учет 12.07.2004, таким образом, данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, в рассматриваемом случае формирование испрашиваемого обществом земельного участка возможно только в порядке согласования его границ, расположения и площади со смежными землепользователями - собственниками квартир в многоквартирном жилом доме.
Принимая во внимание изложенное, решение о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 путем выдела из него земельного участка под объектами, принадлежащими истцу на праве собственности, не может быть заменено решением Администрации г. Таганрога о выдаче схемы расположения земельного участка.
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:58:01050:0004 проведен государственный кадастровый учетом, и испрашиваемый обществом земельный участок не находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Администрация г. Таганрога не является уполномоченным органом, выдающим схему расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2013 по делу N А53-5572/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)