Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.12.2011 ПО ДЕЛУ N А60-32193/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2011 г. по делу N А60-32193/2011


Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи И.В. Горбашовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П. Мусиенко
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Администрации г. Екатеринбурга (заявитель)
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области, после уточнения наименования - Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Свердловской области (заинтересованное лицо),
третье лицо: ООО "Кад Астр"
об оспаривании решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Н.П. Крылова - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 39, Э.Р. Трясцына - представитель по доверенности от 06.09.2011 N 2179,
от заинтересованного лица:
Е.А. Наумкина - представитель по доверенности от 05.08.2011 N 122, после перерыва: Е.Б. Кучерюк - представитель по доверенности от 05.08.2011 N 123.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к заявлению и документов по приложению, отзыва третьего лица. Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо заявило ходатайство об отложении судебного заседания. В судебном заседании 24.11.2011 объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 29.11.2011. После перерыва рассмотрение дела продолжено.
После перерыва заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать незаконным решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области об отказе в осуществлении кадастрового учета от 01.06.2011 N 66/11-15626 и обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 27242 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Ангарская, 52, 54, в соответствии с представленным межевым планом N 66-0-12-33/3001-335 от 04.05.2011.
При этом заявитель ссылается на то, что земельный участок он не образовывал, а сформировал его границы в соответствии с Земельным кодексом РФ; земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургского городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, входит в состав территориальной зоны многоэтажной массовой жилой застройки Ж-5, разрешенное использование земельного участка, указанное в постановлении Администрации г. Екатеринбурга от 15.02.2011 N 473, полностью соответствует фактическому использованию земельного участка и установленному градостроительному регламенту; границы исходных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, данные земельные участки поставлены на кадастровый учет условно.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, ссылается на то, что оспариваемое решение вынесено законно и обоснованно и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Третье лицо представило отзыв, в котором поддержало позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, 04.05.2011 в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области обратилась Селиванова Т.А. (представитель ООО "Кад Астр", осуществляющего работы по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами и постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в рамках муниципальных контрактов) с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирными жилыми домами по адресам: ул. Ангарская, дома NN 52, 54, приложив межевой план от 04.05.2011 N 66-0-1-33/3001/2011-335.
Решением заинтересованного лица от 01.06.2011 N 66/11-15626 заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Отказ заинтересованного лица обусловлен следующим:
1) нарушен порядок образования земельного участка, а именно: межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами: 66:41:0204005:69, 66:41:0204005:64, 66:41:0204005:46, 66:41:0204005:66,
2) согласно межевому плану разрешенное использование образуемого земельного участка не соответствует разрешенному использованию исходных земельных участков,
3) площадь образуемого земельного участка не равна сумме площадей исходных земельных участков.
Данным решением заявителю в целях устранения причин отказа предложено подготовить межевой план в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0204005:69, 66:41:0204005:64, 66:41:0204005:46, 66:41:0204005:66, где разрешенное использование будет соответствовать разрешенному использованию исходных земельных участков; уточнить местоположение границ исходных земельных участков, а именно: одновременно подготовить межевые планы по уточнению местоположения границ исходных земельных участков и межевой план по образованию земельного участка.
Полагая, что указанное решение вынесено неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса РФ.
Если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
При этом местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
На основании п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч. 5 ст. 4 данного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
В силу п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Пунктами 1, 12 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как следует из материалов дела, в г. Екатеринбурге на ул. Ангарской построены многоквартирные жилые дома NN 52, 54.
По проекту межевания территории в квартале улиц Ангарской - Расточной - Билимбаевской проведены публичные слушания, о чем 18.09.2009 составлен протокол.
С учетом названного протокола публичных слушаний постановлением главы г. Екатеринбурга от 15.06.2010 N 2591 утвержден проект межевания территории в квартале улиц Ангарской - Расточной - Билимбаевской, состоящий из сводного чертежа границ земельных участков и основных показателей земельных участков.
На основании указанного постановления постановлением главы г. Екатеринбурга от 15.02.2011 N 473 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресам: ул. Ангарская, 52, ул. Ангарская, 54 под многоквартирные жилые дома.
Проанализировав выкопировку из дежурного плана МО "г. Екатеринбург" по ул. Ангарская, суд установил, что земельный участок, образуемый под многоквартирными жилыми домами по указанным адресам сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0204005:69, 66:41:0204005:46, 66:41:0204005:66 и части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204005:64.
В судебном заседании заявитель пояснил, что границы исходных земельных участков не установлены, включены в государственный кадастр недвижимости условно и подлежат уточнению при межевании, кадастровые паспорта на указанные земельные участки не оформлялись.
Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела решениями ФБУ "Кадастровая палата" по Свердловской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта от 22.06.2011, 15.11.2011, из которых усматривается, что в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ вышеназванных исходных земельных участков.
Исходные земельные участки не обладают уникальными характеристиками объекта недвижимости, такими как описание местоположения границ и площади, определенной с учетом требований действующего законодательства, т.е. не были образованы в понимании Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем вывод заинтересованного лица о нарушении заявителем порядка образования земельного участка под многоквартирными жилыми домами путем объединения исходных земельных участков не обоснован.
Суд считает, что действия заявителя по формированию земельного участка под упомянутыми многоквартирными жилыми домами соответствуют вышеназванным нормам Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельного и градостроительного законодательства.
При формировании земельного участка заявитель исходил из прав и законных интересов всех собственников жилых помещений указанных домов.
Заявление о кадастровом учете по форме и содержанию соответствует требованиям приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, к нему приложен межевой план N 66-0-1-33/3001/2011-335 от 04.05.2011, содержащий все необходимые сведения и разделы.
Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургского городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, образуемый земельный участок под многоквартирными жилыми домами входит в состав территориальной зоны многоэтажной массовой жилой застройки Ж-5, в связи с чем изменения вида разрешенного использования образуемого земельного участка не произошло.
Довод заинтересованного лица о том, что площадь образуемого земельного участка не равна сумме площадей исходных земельных участков, судом отклонен.
Как изложено выше, согласно выкопировке из дежурного плана МО "г. Екатеринбург" по ул. Ангарская, земельный участок, образуемый под многоквартирными жилыми домами, сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0204005:69, 66:41:0204005:46, 66:41:0204005:66 и части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204005:64, оставшаяся часть которого учтена при формировании земельного участка под жилым домом по ул. Ангарская, 56.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области об отказе в осуществлении кадастрового учета от 01.06.2011 N 66/11-15626 следует признать незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области об отказе в осуществлении кадастрового учета от 01 июня 2011 г. N 66/11-15626.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Свердловской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 27242 кв. м под многоквартирными жилыми домами по адресам: г. Екатеринбург, ул. Ангарская, 52, ул. Ангарская, 54 в соответствии с межевым планом N 66-0-1-33/3001/2011-335 от 04.05.2011.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ГОРБАШОВА И.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)