Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2010 ПО ДЕЛУ N А14-3887/2010/9/27

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2010 г. по делу N А14-3887/2010/9/27


Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
Судей Алферовой Е.Е.,
Шеина А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
- от МКП г. Воронежа "Воронежтеплосеть": Копытова Ю.В., представитель, доверенность N 51 от 02.08.2010 г., паспорт серии <...>;
- от ТСЖ "Исток": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 года по делу N А14-3887/2010/9/27 (судья Сидорова О.И.) по иску муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" к товариществу собственников жилья "Исток" о взыскании 50 000 рублей,

установил:

Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее по тексту МКП ГО город Воронеж "Воронежтеплосеть") обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья "Исток" (далее по тексту ТСЖ "Исток") о взыскании 50 000 руб. основного долга за тепловую энергию, поставленную ответчику в период с 01.02.2009 г. по 31.12.2009 г.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции истец в порядке ст. 49 АПК РФ судебном заседании уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность за тепловую энергию за период февраль - декабрь 2009 г. в размере 817 025,52 рублей.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 года исковые требования удовлетворены в части взыскания задолженности в размере 744 481 руб. 03 коп. и 282,74 руб. расходов по государственной пошлине. В части взыскания 72 544,49 рублей отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКП ГО город Воронеж "Воронежтеплосеть" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение в части отказа во взыскании 72 544,74 рублей отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. При этом заявитель апелляционной жалобы не согласен, что судом принят во внимание расчет тепловой энергии и горячей воды, который произведен ответчиком, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, без учета корректировки размера платы за коммунальные услуги. Также заявитель указывает, что п. 5.1, 5.2 договора, предусмотрен порядок учета тепловой энергии, с учетом нормативной величины тепловых потерь на участке сетей от границы раздела балансовой принадлежности до объектов теплопотребления Абонента, в соответствии с п. 55.1 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", если расходы на эксплуатацию бесхозных объектов электросетевого хозяйства не учтены при установлении тарифов, потребитель электрической энергии, присоединенный к сетям, оплачивает потери электрической энергии в этих сетях пропорционально его фактическому потреблению, по аналогии указанная норма регулирует теплоснабжение. Следовательно, оплата тепловых потерь, возникающие на участках бесхозных сетей МКП ГО г. Воронежа "Воронежтеплосеть", возлагается на ответчика.
В судебном заседании представитель МКП ГО город Воронеж "Воронежтеплосеть" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ТСЖ "Исток" в судебное заседание не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
В виду наличия доказательств надлежащего извещения ТСЖ "Исток" о времени и месте судебного разбирательства, исковое заявление рассматривается в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Заявитель обжалует решение суда первой инстанции только в части отказа во взыскании 72 544,49 рублей.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Лица, участвующие в деле, возражений не заявили.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком 12.05.2008 г. заключен договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с которым истец (энергоснабжающая организация) обязался подавать через присоединенную сеть до границы эксплуатационной ответственности тепловую энергию, а ответчик (абонент) обязался полностью и своевременного оплачивать принятую энергию в порядке и по ценам, определенным договором.
В 2009 году истец в соответствии с условиями договора осуществлял поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся на обслуживании ответчика.
Ссылаясь на наличие задолженности в размере 817 025,52 руб., истец обратился в суд с настоящим требованием.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования о взыскании задолженности в размере 744 481 руб. 03 коп. и 282,74 руб. расходов по госпошлине, в остальной части иска отказал.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу с. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Срок действия договора N 129 на отпуск тепловой энергии и горячей воды с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Заключенный между истцом и ответчиком договор по своей правовой природе относится к договорам энергоснабжения.
В 2009 году истец в соответствии с условиями договора осуществлял поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся на обслуживании ответчика.
При этом количество тепловой энергии в домах, где не установлены общедомовые приборы учета, для отопления определено истцом в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя от 12.08.2003 г. N 105, для горячего водоснабжения по нормативам потребления, утвержденным органом местного самоуправления.
По расчету истца им в 2009 году поставлено тепловой энергии для отопления в количестве 2 150,21 Гкал. на сумму 2 355 606, 23 руб., и для горячего водоснабжения в количестве 16 949,007 куб. м на сумму 1 357 787,34 руб.
Ответчиком тепловая энергия оплачена в сумме 2 765 596,46 руб., что сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора фактическое количество отпущенной энергии определяется по приборам учета, установленным у абонента, при отсутствии приборов учета количество отпущенной тепловой энергии рассчитывается ежемесячно в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя от 12.08.2003 г.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет Жилищного кодекса над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что расчет количества тепловой энергии и горячей воды должен производиться в соответствии с Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, судебная коллегия считает отклоняет.
Статья 135 ЖК РФ определяет Товарищество собственников жилья как некоммерческую организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, действующее в интересах своих членов. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 57 от 05.10.2007 г., ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
ТСЖ "Исток" является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием, которого он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307 (далее по тексту Правила N 307), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу п. 3 указанных Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался ТСЖ "Исток" у ресурсоснабжающей организации как исполнителем коммунальных услуг не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги. Поэтому, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии, при отсутствии приборов учета должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления и показаний квартирных приборов учета коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищностроительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленных для граждан.
Кроме того, п. 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных этим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития РФ в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 дало разъяснения по применению п. 8 Правил N 307. В соответствии с разъяснениями его требование распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении. Положения п. 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей. В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил, в том числе порядку расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 306, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (п. 2).
Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (п. 3). При этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома.
Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (п. 4).
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей-граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что условие договора, касающееся порядка определения количества тепловой энергии для отопления, не соответствует требованиям Правил N 307.
Как следует из расчета ответчика, количество потребленной тепловой энергии для отопления исходя из нормативов потребления составляет 2 088,68 Гкал. на сумму 2 288 198,65 руб., что на 67 407,57 руб., то есть, меньше, чем предъявлено истцом. Истец расчет количества тепловой энергии для отопления по нормативам потребления, представленный ответчиком, не оспорил.
В этой связи суд первой инстанции правомерно принял во внимание контррасчет ответчика основного долга с учетом существующих нормативов потребления по соответствующей формуле, установленной Приложением N 2 к Правилам N 307.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оплата потерь на участках бесхозных сетей МКП "Воронежтеплосеть" должна быть возложены на ответчика, судебная коллегия считает несостоятельным.
В составе объема предоставленной коммунальной услуги истцом также были предъявлены к оплате потери в тепловых сетях, не находящихся в границах эксплуатационной ответственности ответчика, которые исключены из суммы иска с февраля по декабрь 2009 г. при изменении размера исковых требований. Однако, учитывая, что расчет задолженности осуществлен истцом за год, потери в тепловых сетях, предъявленные к оплате за январь также участвуют в расчете задолженности, представленной истцом. Как следует из расшифровки к счету-фактуре N ТО129000001 от 31.01.2009 г., потери тепловой энергии, предъявленные к оплате за январь, составили 4,689 Гкал. на сумму 5 136,91 руб.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в силу чего к нему применимы правила, предусмотренные ст. 426 ГК РФ, в соответствии с п. п. 4 и 5 которых в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491.
Согласно пункту 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При отсутствии приборов учета граница эксплуатационной ответственности сторон устанавливается по границе балансовой принадлежности. При этом, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. п. 5, 6, 7 Правил N 491).
По смыслу данных норм не предусмотрено предъявление ТСЖ каких-либо потерь на сетях, расположенных за границей эксплуатационной ответственности ТСЖ. Кроме того, доказательств принадлежности собственниками жилых помещений наружных тепловых сетей, расположенных вне границы эксплуатационной ответственности ответчика, суду не представлено.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что истцом необоснованно предъявлена к взысканию стоимость тепловой энергии для отопления в размере 72 544,49 руб., в том числе тепловые потери в размере 5 136,91 рублей.
Других доводов, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в отказной части не усматривается.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Государственная пошлина, уплаченная платежными поручениями N 549 от 17.07.2009 г. и N 550 от 17.07.2009 г. при подаче иска в размере 2000 рублей, относится на заявителя, возврату или возмещению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.09.2010 года по делу N А14-3887/2010/9/27 в отказной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия города Воронежа "Воронежтеплосеть" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья:
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
А.Е.ШЕИН
Е.Е.АЛФЕРОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)