Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2011 ПО ДЕЛУ N А12-1522/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. по делу N А12-1522/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовые уведомления N 91227, N 91228, N 91229 приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года
по делу N А12-1522/2011 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района", г. Волгоград,
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области,
об оспаривании постановления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (далее - общество, ООО "УК Ворошиловского района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - административный орган, Госжилинспекция) N 2785-1 от 13.01.2011 о назначении административного наказания в отношении ООО "УК Ворошиловского района".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что срок управления домом недостаточен для устранения выявленных нарушений. Полагает, что не доказана вина именно управляющей компании в наличии эффекта обратной тяги в помещении кухни кв. 13 обследованного дома, поскольку в кв. 17, которая находится над этой квартирой, нарушена вентиляция жильцами. Кроме того, Общество не согласно с размером штрафа, в обоснование которого легло отягчающее обстоятельство - повторное совершение однородного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Волгоградской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района", Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.11.2010 в Госжилинспекцию поступило коллективное обращение граждан, проживающих по адресу ул. Кузнецкая, д. 65 г. Волгограда о ненадлежащем санитарно-техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома.
06 декабря 2010 года в соответствии с распоряжением N 2785 от 26.11.2010 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: г. Волгоград, ул. Кузнецкая, 65.
В ходе проверки установлены следующие нарушения: отсутствуют схемы внутридомовых систем вентиляции необходимые для безопасной эксплуатации газоиспользующего оборудования и при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях, на оголовках вентиляционных каналов отсутствуют предохранительные решетки с ячейками 30 x 30 мм, имеются разрушения (коррозия, сколы, трещины) антикоррозийного окрасочного слоя поддона под центральной вытяжной шахтой, в помещении кухни кв. 13 дома N 65 по ул. Кузнецкая установлен эффект обратной тяги (измерение проведено TESTO-410-1 измеритель комбинированный заводской N 38409809/906 (свидетельство о госпроверке N 20-0517/1110-016 от 09.11.2010).
Установленные обстоятельства, как посчитал административный орган, свидетельствуют о нарушении пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 2.6.6, 4.6.3.2, 5.7.4, 5.7.10, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2785 от 06.12.2010, составленном с участием представителя ООО "УК Ворошиловского района" по доверенности от 03.12.2010 Лобачевой М.А.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
По факту выявленных нарушений в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 2785 от 07.11.2010 по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В порядке статьи 29.4 КоАП РФ первым заместителем руководителя Госжилинспекции принято определение от 22.12.2010 о возвращении протокола об административном правонарушении N 2785 от 07.11.2010 должностному лицу для устранения допущенных процессуальных нарушений, после устранения которых, составлен протокол об административном правонарушении N 2785-1 от 29.12.2010.
13 января 2011 года инспекцией вынесено постановление N 2785-1 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО "УК Ворошиловского района" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием признать его незаконным и отменить.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ООО "УК Ворошиловского района" установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении возложенных на заявителя обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Субъектом данного правонарушения является лицо, ответственное за содержание жилого дома в состоянии, отвечающем установленным требованиям.
Материалами дела подтверждено, что в ходе проведенной жилищной инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Из материалов дела видно, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 65 по улице Кузнецкой в городе Волгограде принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом конкретной управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района", что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 65 по улице Кузнецкой в городе Волгограде от 28.09.2010.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В данном договоре отсутствует дата его заключения, однако п. 7.1 договора определено, что начало действия данного договора устанавливается с момента выбора управляющей организации, т.е. в данном случае с 28.09.2010 года.
Согласно п. 1.1 указанного договора ООО "УК Ворошиловского района" приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 65 по ул. Кузнецкой. Указанный договор не оспорен в судебном порядке.
ООО "УК Ворошиловского района" добровольно приняло на себя функцию по управлению вышеуказанным многоквартирным домом, а следовательно, и обязанность обеспечить его надлежащее содержание и ремонт.
При таких обстоятельствах с момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации ООО "УК Ворошиловского района", которая с этого времени несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
В пунктах 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлены требования к содержанию общего имущества, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 13, 14, 31 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией проводятся осмотры общего имущества, результаты которых оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия управляющей организацией решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений), в том числе о необходимости проведения текущего или капитального ремонта общего имущества. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
ООО "УК Ворошиловского района" является лицом, ответственным за содержание переданного ему жилищного фонда. Следовательно, в рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ООО "УК Ворошиловского района".
Управляющая организация обязана принимать своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома и несет ответственность за его надлежащую техническую эксплуатацию.
Как видно из материалов дела, многоквартирный дом N 65 ул. Кузнецкой в г. Волгограде принят в управление заявителем с 28 сентября 2010 года, а проверка проведена 06 декабря 2010 года.
Апелляционная коллегия считает, что у ООО "УК Ворошиловского района" было достаточно времени для принятия в установленные сроки мер по устранению нарушений в содержании общего имущества многоквартирного дома.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что срок управления домом недостаточен для устранения выявленных нарушений является необоснованным.
За период своей деятельности ООО "УК Ворошиловского района" как управляющей организацией, наделенной функциями заказчика по комплексу работ, связанных с коммунальным обслуживанием, не были приняты все необходимые меры по надлежащей организации содержания и обеспечения проведения работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Апелляционной коллегией не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению обществом своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства.
В материалах дела имеются квитанции для оплаты жилищно-коммунальных услуг за ноябрь 2010 года, согласно которым денежные средства граждан за "содержание общего имущества", "вывоз ТБО", "техническое обслуживание ВДГО" поступают на расчетный счет управляющей организации ООО "УК Ворошиловского района".
Принимая на себя управление многоквартирным домом, заявитель знал о состоянии передаваемого жилья и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае, вина ООО "УК Ворошиловского района" состоит в бездействии по принятию мер по надлежащему содержанию и своевременному проведению текущего ремонта вышеуказанного многоквартирного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27.09.2003, что в свою очередь привело к противоправным последствиям.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество приняло все зависящие меры по надлежащему содержанию жилого дома, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были выяснены все обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка и сделан обоснованный вывод о том, что обществом с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района" были приняты все необходимые меры по надлежащему содержанию многоквартирного дома, хотя у Общества имелась возможность для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ за предусмотренное данной нормой правонарушение, для юридических лиц определена ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
В пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, повторным признается имеющее единый родовой объект посягательства административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение года после окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за первое по времени совершения правонарушение.
Инспекция в оспариваемом постановлении указывает на неоднократное привлечение общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в соответствии с постановлением N 936/1 от 15.07.2010 о привлечении ООО "УК Ворошиловского района" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах правомерно установлено совершение обществом аналогичного правонарушения, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Следовательно, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 названного Кодекса назначение наказания выше минимального размера, а именно в сумме 50 000 руб., в рассматриваемом случае является правомерным.
Каких-либо процессуальных правонарушений привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционных инстанций не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Объективную сторону вмененного обществу правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, составляет противоправное бездействие, выразившееся в нарушение принятых на себя по договору обязательств и в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вмененное ООО "УК Ворошиловского района" носит длящийся характер и было выявлено в день проведения проверки должностным лицом жилищной инспекции.
Постановление N 2785/1 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, вынесено 13.01.2011, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2011 года по делу N А12-1522/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи:
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)