Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.И. Отческой
судей В.И. Ильина, В.И. Новоселова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Г.А. Шабанова) и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Шиндлер, О.А. Сидоренко, Л.А. Золотова) по делу N А75-5620/2010 по заявлению муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (ИНН 8601005865, ОГРН 1028600513127) к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании незаконным предписания от 14.04.2010 N 13.
Суд
муниципальное предприятие "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - МП "ГЭС", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 14.04.2010 N 13.
Решением от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе МП "ГЭС", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 01.10.2010 первой инстанции и постановление от 28.12.2010 арбитражного апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку необоснованным является вывод судов в том, что для производства тепла, горячей воды товариществом собственников жилья "Подгорное" (далее - ТСЖ "Подгорное") используется общее имущество дома, расположенного по ул. Ленина, д. 6-"А" г. Ханты-Мансийска, поскольку подвал данного дома и расположенный в нем электрообогрев принадлежат окружному внебюджетному фонду развития жилищного строительства "Жилище".
По мнению МП "ГЭС", судами в нарушение части 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынесены судебные акты о правах и обязанностях собственника подвала, который не был привлечен к участию в деле; кроме того, суды при вынесении судебных актов применили постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома", которое не подлежало применению.
Отзыв на кассационную жалобу от Жилищной инспекции в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418, в соответствии с условиями которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии фиксируется коллективными приборами учета.
На основании жалобы председателя ТСЖ "Подгорное" по незаконному применению тарифа для обогрева и подготовки горячей воды с помощью электроотопительных установок без понижающего коэффициента, направленной из Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Жилищной инспекцией по распоряжению от 16.03.2010 N 29 проведена внеплановая документарная проверка начисления платы за электроснабжение ТСЖ "Подгорное" в период с 01.01.2009 по 01.02.2010.
В ходе проверки установлено неправомерное применение МП "ГЭС" в отношении ТСЖ "Подгорное" при определении размера платы за энергоснабжение тарифа без применения понижающего коэффициента 0,7 по группе "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами" на основании пункта 2.1.2 приложения к решению Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2008 N 370, пункта 1.2 приложения к решению РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2009 N 35 и разъяснений РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
14.04.2010 Жилищной инспекцией вынесено предписание N 13, которым Предприятию в срок до 01.06.2010 предписано произвести перерасчет платы за электроснабжение ТСЖ "Подгорное" с применением тарифа: с 01.07.2009 по 31.12.2009 - 105 коп/кВт.ч, в 2010 году - 1,17 руб/ кВт.ч.
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, МП "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - Постановление от 07.12.1998 N 1444) пришли к выводу, что ТСЖ "Подгорное" является исполнителем коммунальных услуг для нужд собственников жилых домов, поэтому МП "ГЭС" необоснованно начислял ему плату за электропотребление без понижающего коэффициента 0,7, применяемого для населения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Правилами от 23.05.2006 N 307 предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В силу пункта 15 Правил от 23.05.2006 N 307 в случае, если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 18 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов. При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 Постановления от 07.12.1998 N 1444 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 установлено, что к группе потребителей "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на месте общего пользования.
Тарифы на электрическую энергию утверждены Решениями РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов от 11.12.2008 N 370 и от 11.12.2009 N 350.
В соответствии с примечанием к приложению к Решению РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов от 11.12.2008 N 350 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа" исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в объемах фактического потребления граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, должны оплачивать электроэнергию по тарифу для населения по пункту 1.2 приложения, то есть по графе "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и или) электроотопительными установками".
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418, по условиям которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП "ГЭС" применен тариф: в 2009 году - 151 коп. / кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб./кВт.ч, установленные для "потребителей, приравненные к населению".
Суды установив, что электрическая энергия, приобретаемая ТСЖ "Подгорное" в соответствии с условиями указанного договора, используется в качестве топлива для крышной котельной, которая производит тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилого дома, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д. 6 -"А", пришли к обоснованному выводу о том, что оплата всего объема электрической энергии, потребляемой жильцами данного дома как на электропотребление внутри квартир, так и на общедомовые технические нужды должна производиться с применением понижающего коэффициента 0,7.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным предписание от 14.04.2010 N 13 Жилищной инспекции.
Довод МП "ГЭС" о том, что ТСЖ "Подгорное" не имеет крышных котельных, а электрические котлы находятся в подвале дома, который принадлежит фонду развития жилищного строительства "Жилище" был предметом оценки и исследования в арбитражном апелляционном суде и отклонен, в связи с не подтверждением материалами дела.
Довод Предприятия о неправомерном применении судами положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, является необоснованным, так как разъяснения, содержащиеся в указанном постановлении, соответствуют содержанию приведенных норм права (пункта 15 Правил от 23.05.2006 N 307), положениям статей 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации). Кроме того, запрета на применение данных разъяснений к спорным правоотношениям в нем нет.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5620/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2011 ПО ДЕЛУ N А75-5620/2010
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2011 г. по делу N А75-5620/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Т.И. Отческой
судей В.И. Ильина, В.И. Новоселова
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Г.А. Шабанова) и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А. Шиндлер, О.А. Сидоренко, Л.А. Золотова) по делу N А75-5620/2010 по заявлению муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (ИНН 8601005865, ОГРН 1028600513127) к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) о признании незаконным предписания от 14.04.2010 N 13.
Суд
установил:
муниципальное предприятие "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - МП "ГЭС", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 14.04.2010 N 13.
Решением от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе МП "ГЭС", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 01.10.2010 первой инстанции и постановление от 28.12.2010 арбитражного апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку необоснованным является вывод судов в том, что для производства тепла, горячей воды товариществом собственников жилья "Подгорное" (далее - ТСЖ "Подгорное") используется общее имущество дома, расположенного по ул. Ленина, д. 6-"А" г. Ханты-Мансийска, поскольку подвал данного дома и расположенный в нем электрообогрев принадлежат окружному внебюджетному фонду развития жилищного строительства "Жилище".
По мнению МП "ГЭС", судами в нарушение части 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынесены судебные акты о правах и обязанностях собственника подвала, который не был привлечен к участию в деле; кроме того, суды при вынесении судебных актов применили постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома", которое не подлежало применению.
Отзыв на кассационную жалобу от Жилищной инспекции в суд не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418, в соответствии с условиями которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии фиксируется коллективными приборами учета.
На основании жалобы председателя ТСЖ "Подгорное" по незаконному применению тарифа для обогрева и подготовки горячей воды с помощью электроотопительных установок без понижающего коэффициента, направленной из Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Жилищной инспекцией по распоряжению от 16.03.2010 N 29 проведена внеплановая документарная проверка начисления платы за электроснабжение ТСЖ "Подгорное" в период с 01.01.2009 по 01.02.2010.
В ходе проверки установлено неправомерное применение МП "ГЭС" в отношении ТСЖ "Подгорное" при определении размера платы за энергоснабжение тарифа без применения понижающего коэффициента 0,7 по группе "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами" на основании пункта 2.1.2 приложения к решению Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2008 N 370, пункта 1.2 приложения к решению РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.12.2009 N 35 и разъяснений РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
14.04.2010 Жилищной инспекцией вынесено предписание N 13, которым Предприятию в срок до 01.06.2010 предписано произвести перерасчет платы за электроснабжение ТСЖ "Подгорное" с применением тарифа: с 01.07.2009 по 31.12.2009 - 105 коп/кВт.ч, в 2010 году - 1,17 руб/ кВт.ч.
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, МП "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статей 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила от 23.05.2006 N 307), пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (далее - Постановление от 07.12.1998 N 1444) пришли к выводу, что ТСЖ "Подгорное" является исполнителем коммунальных услуг для нужд собственников жилых домов, поэтому МП "ГЭС" необоснованно начислял ему плату за электропотребление без понижающего коэффициента 0,7, применяемого для населения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Правилами от 23.05.2006 N 307 предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В силу пункта 15 Правил от 23.05.2006 N 307 в случае, если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 18 Правил от 23.05.2006 N 307 установлено, что при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов. При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 Постановления от 07.12.1998 N 1444 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 установлено, что к группе потребителей "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на месте общего пользования.
Тарифы на электрическую энергию утверждены Решениями РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов от 11.12.2008 N 370 и от 11.12.2009 N 350.
В соответствии с примечанием к приложению к Решению РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов от 11.12.2008 N 350 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа" исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в объемах фактического потребления граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, должны оплачивать электроэнергию по тарифу для населения по пункту 1.2 приложения, то есть по графе "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и или) электроотопительными установками".
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418, по условиям которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП "ГЭС" применен тариф: в 2009 году - 151 коп. / кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб./кВт.ч, установленные для "потребителей, приравненные к населению".
Суды установив, что электрическая энергия, приобретаемая ТСЖ "Подгорное" в соответствии с условиями указанного договора, используется в качестве топлива для крышной котельной, которая производит тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилого дома, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д. 6 -"А", пришли к обоснованному выводу о том, что оплата всего объема электрической энергии, потребляемой жильцами данного дома как на электропотребление внутри квартир, так и на общедомовые технические нужды должна производиться с применением понижающего коэффициента 0,7.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным предписание от 14.04.2010 N 13 Жилищной инспекции.
Довод МП "ГЭС" о том, что ТСЖ "Подгорное" не имеет крышных котельных, а электрические котлы находятся в подвале дома, который принадлежит фонду развития жилищного строительства "Жилище" был предметом оценки и исследования в арбитражном апелляционном суде и отклонен, в связи с не подтверждением материалами дела.
Довод Предприятия о неправомерном применении судами положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57, является необоснованным, так как разъяснения, содержащиеся в указанном постановлении, соответствуют содержанию приведенных норм права (пункта 15 Правил от 23.05.2006 N 307), положениям статей 135, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации). Кроме того, запрета на применение данных разъяснений к спорным правоотношениям в нем нет.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.10.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5620/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Судьи
В.И.ИЛЬИН
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.ИЛЬИН
В.И.НОВОСЕЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)