Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2010 ПО ДЕЛУ N А56-69255/2009

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ЖСК; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ТСЖ

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу N А56-69255/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2242/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2009 по делу N А56-69255/2009 (судья Денего Е.С.), принятое
по заявлению СНТ "Контур"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании недействительными решений
при участии:
- от заявителя: Зуев О.А. председатель правления по протоколу внеочередного собрания садоводов от 14.02.2009;
- от ответчика:
- от ИФНС: Иванова А.Н. по доверенности от 30.12.2009 N 56;
- от УФНС: Петрова Т.В. по доверенности от 17.09.2009 N 05-06/15603.
установил:

Садоводческое товарищество "Контур" (далее - СНТ "Контур", Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.02.2009 N 02 в части начисления 103 713 руб. земельного налога за 2005 - 2007 год, 126 566 руб. 14 коп. пеней по земельному налогу, 17 986 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 29 053 руб. штрафа по пунктам 1 - 2 статьи 119 НК РФ, 300 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ и признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области (далее - Управление ФНС) от 28.07.2009 N 15-26-04/12780.
Решением суда от 17.12.2009 заявление удовлетворено в полном объеме.
Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 17.12.2009 г. отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Инспекция полагает, что Товарищество, являясь собственником земель общего пользования, в 2005 - 2007 годах неправомерно не исчислило и не уплатило земельный налог, не представило налоговые декларации, авансовые расчеты по данному налогу.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы жалобы, а представитель СНТ "Контур" возражал против их удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Товарищества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составлен акт от 20.01.2009 N 02 и принято решение от 11.02.2009 о привлечении Товарищества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым последнее привлечено к ответственности на основании статьи 122 НК РФ в размере штрафа 24 354 руб., на основании статьи 119 НК РФ в размере штрафа 52 284 руб., на основании статьи 123 НК РФ в размере штрафа 4220 руб., на основании статьи 126 НК РФ в размере штрафа 1 200 руб., за неуплату страховых взносов в размере 3 606 руб., Товариществу доначислены пени в размере 152 857 руб. 32 коп., предложено уплатить налоги в сумме 153 586 руб., внести исправления в документы налогового и бухгалтерского учета.
Решением УФНС России по Ленинградской области от 28.07.2009 апелляционная жалоба налогоплательщика в части эпизода, связанного с начислением земельного налога, пеней и штрафов, на решение Инспекции от 18.08.2009 года оставлена без удовлетворения.
Полагая, что данные ненормативные правовые акты в части начисления 103 713 руб. земельного налога за 2005 - 2007 год, 126 566 руб. 14 коп. пеней по земельному налогу, 17 986 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, 29 053 руб. штрафа по пунктам 1 - 2 статьи 119 НК РФ, 300 руб. штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ являются неправомерными, Товарищество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
По смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 статьи 28 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При этом граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона N 122-ФЗ. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Согласно статье 1 того же Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан представляет собой некоммерческую организацию, учрежденную гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. К имуществу общего пользования относится имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков садоводческим и огородническим товариществам установлен в статье 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. После государственной регистрации садоводческого или огороднического товарищества такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого товарищества и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого (огороднического) товарищества предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого (огороднического) товарищества.
Как установлено судом на основании материалов дела, Постановлением главы Администрации Выборгского района Ленинградской области от 29.06.1994 N 1732 "О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право собственности земель" СТ "Контур" предоставлены земельные участки: земельный участок площадью 45678 кв. м членам Товарищества в коллективно-совместную собственность и площадью 138 322 га в собственность (бесплатно) членам садоводческого товарищества согласно списку членов СТ "Контур" (л.д. 39).
В материалы дела (л.д. 40, 41) предоставлено свидетельство о праве собственности на землю, которое выдано на основании указанного Постановления главы администрации от 29.06.1994 N 1732, из которого следует, что СТ "Контур" приобретает право коллективно-совместной собственности на земли, площадью 4, 57 га, являющиеся землями общего пользования (дороги, проезды, зеленые зоны).
Таким образом, земельный участок, предоставленный садово-огородническому товариществу, является делимым
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что право коллективно-совместной собственности на земли общего пользования было зарегистрировано заявителем в 1994 году, в период которого нормами действующего законодательства не допускалось передачи земель, в том числе предназначенных для садоводства, в собственность юридическим лицам.
В спорный период (2005 - 2007) действовало разное законодательство о земле.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
В соответствии со статьей 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Исходя из статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
В соответствии со статьей 388 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
На основании статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
Статьей 70 ЗК РФ определено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Ответ Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 27.11.2008 (л.д. 82) не может являться доказательством, что земельный участок, выделенный Товариществу в коллективно-совместную собственность прошел кадастровый учет и в отношении его составлена кадастровая карта (план) в период 2006 - 2007 г.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Для общей совместной собственности характерны два основных отличия от долевой: всегда возникает в силу закона; доли участников общей собственности признаются равными, если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, в отношении земельного участка, принадлежащего Товариществу и его членам на праве общей совместной собственности, налогоплательщиком должен признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли.
В отношении предоставленного для садоводства и огородничества земельного участка, находящегося в совместной собственности физических лиц, доли которых не выделены, земельный налог определяется для каждого из его собственников в равных долях. Расчеты производятся налоговым органом по месту нахождения этого земельного участка. Доказательств, что члены Товарищества в спорный период самостоятельно не уплачивали земельный налог налоговым органом не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности привлечения Товарищества к налоговой ответственности, доначислении ему земельного налога и пеней.
Довод Управления о том, что решение Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области от 28.07.2009 N 15-26-04/12780 не нарушает права и законные интересы Товарищества не может быть принят.
Как следует из положений статей 137 - 139 НК РФ, каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если такие акты нарушают его права.
Акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
В соответствии со статьей 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных (в том числе налоговых) органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из статей 197 (часть 2) и 198 АПК РФ следует, что налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Кроме того, Управление не подавало самостоятельную апелляционную жалобу на оспариваемое решение.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2009 по делу N А56-69255/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
ДМИТРИЕВА И.А.

Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)