Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2012 N Ф09-7126/12 ПО ДЕЛУ N А76-22072/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2012 г. N Ф09-7126/12

Дело N А76-22072/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2012 по делу N А76-22072/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Закрытое акционерное общество "Строен-ЛТД" (далее - общество "Строен-ЛТД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к министерству о взыскании 2 236 549 руб. 56 коп. убытков, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социальной защиты населения администрации Озерского городского округа Челябинской области (далее - управление соцзащиты населения), Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства (далее - предприятие), закрытое акционерное общество Управляющая компания "Строен-ЛТД".
Определениями суда от 13.03.2012 произведена процессуальная замена истца - общества "Строен-ЛТД" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Открытые инвестиции" (далее - общество "Открытые инвестиции", истец), общество "Строен-ЛТД" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2012 (судья Шведко Н.В.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице министерства взыскано в пользу общества "Открытые инвестиции" 2 236 549 руб. 56 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Ершова С.Д., Бабкина С.А., Хоронеко М.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих значение для дела обстоятельств. Заявитель указывает на то, что в 2008 году финансирование из федерального бюджета осуществлено в полном объеме, в бюджет Челябинской области перечислено 1 550 000 000 руб. согласно таблице 25 приложения 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", остаток неиспользованных субвенций возвращен в федеральный бюджет в апреле 2009 года. С учетом данных обстоятельств министерство полагает, что по состоянию на апрель 2009 года в бюджете Челябинской области имелись необходимые денежные средства для возмещения понесенных обществом "Строен-ЛТД" расходов. Кроме того, заявитель считает, что истцом не доказан размер указанных расходов ввиду отсутствия совместного акта сверки общества "Строен-ЛТД" и управления соцзащиты населения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Открытые инвестиции" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "Строен-ЛТД" в 2008 году осуществляло управление многоквартирными домами, указанными в выписке из Реестра многоквартирных домов Озерского городского округа, в том числе обеспечивало содержание общего имущества в домах и предоставление гражданам, включая льготные категории населения, коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
На основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений из особого риска", Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Озерского городского округа Челябинской области, между обществом "Строен-ЛТД" и управлением соцзащиты населения 09.01.2008 заключен договор N 38/08 по предоставлению отчетности и возмещению указанных расходов.
За период до 01.09.2008 расходы общества "Строен-ЛТД" возмещены управлением социальной защиты населения в полном объеме.
За период с 01.09.2008 по 31.12.2008 общество "Строен-ЛТД" в соответствии с условиями договора от 09.01.2008 N 38/08 предоставило управлению социальной защиты населения сводные ведомости учета категорий лиц, которым предоставлена скидка на оплату жилья и коммунальных услуг, счета-фактуры.
Управлением соцзащиты населения за указанный период приняты к возмещению и фактически возмещены расходы общества "Строен-ЛТД", за исключением расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в сумме 2 236 549 руб. 56 коп., поскольку предоставление названных коммунальных услуг до 01.09.2008 осуществлялось обществом "Строен-ЛТД" как управляющей компанией на основании договора с ресурсоснабжающей организацией - предприятием, который расторгнут с 01.09.2008. Управление соцзащиты населения пришло к выводу, что в период после 01.09.2008 общество "Строен-ЛТД" коммунальные услуги населению фактически не оказывало, не имело право выставлять расчетные документы гражданам и получать от них оплату.
Обществом "Строен-ЛТД" 18.10.2011 в адрес управления соцзащиты населения направлена претензия о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки.
Поскольку данная претензия оставлена без удовлетворения, расходы по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан обществу "Строен-ЛТД" в установленном законом порядке не возмещены, оно обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
В силу ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в п. 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановления Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделения особого риска", ст. 13, 14, 15, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах", ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам войны, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, гарантируется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающих с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
По смыслу ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 15 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" указанные меры социальной поддержки граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации.
С учетом приведенных норм права судами сделан обоснованный вывод о том, что убытки, понесенные обществом "Строен-ЛТД" в связи с реализацией указанных мер социальной поддержки, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице министерства как финансового органа Российской Федерации (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом помимо прочих условий должны быть указаны перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация вправе оказывать собственникам помещений многоквартирного дома жилищно-коммунальные услуги силами привлеченных организаций.
На основании п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, может быть управляющая организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, в том числе определение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-10639/2009 о включении предприятия в реестр требований кредиторов общества "Строен-ЛТД" о взыскании задолженности за поставленные энергоресурсы, в том числе за период с 01.09.2008 по 31.12.2008, суды установили, что общество "Строен-ЛТД" в период с 01.09.2008 по 31.12.2008 после расторжения договора с предприятием управление многоквартирными домами не осуществляло, однако являлось для населения поставщиком коммунальных услуг, технологическая схема подачи ресурсов изменена не была, коммунальные ресурсы приобретались обществом "Строен-ЛТД" у предприятия.
Судами принято во внимание отсутствие в деле доказательств возмещения каким-либо лицам расходов, понесенных с предоставлением льгот гражданам в спорный период, а также наличия спора между обществом "Строен-ЛТД" и управлением соцзащиты населения в отношении списка лиц, пользующихся мерами социальной поддержки.
Установив факт предоставления обществом "Строен-ЛТД" мер социальной поддержки соответствующим категориям населения, проживающим на территории Озерского городского округа и имеющим право на реализацию указанных мер путем уменьшения платежей за жилье и коммунальные услуги, признав доказанным размер понесенных расходов, а также приняв во внимание отсутствие в деле доказательств возмещения обществу данных расходов в установленном законом порядке, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что отсутствие совместного акта сверки между обществом "Строен-ЛТД" и управлением соцзащиты населения не свидетельствует о недоказанности истцом размера убытков, кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что ответчиком контррасчет суммы убытков не представлен.
Обстоятельства, указанные в доводах министерства о том, что в 2008 году финансирование из федерального бюджета осуществлено в полном объеме, в бюджет Челябинской области перечислено 1 550 000 000 руб., в том числе на возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции верно оценил как не являющиеся основанием для отказа в компенсации истцу фактически понесенных расходов за счет средств Российской Федерации. При этом апелляционным судом указано, что обязанность Российской Федерации по возмещению предусмотренных приведенными выше нормами права расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Судом апелляционной инстанции, кроме того, принято во внимание, что имевшиеся в бюджете Челябинской области по итогам 2008 года неиспользованные субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан возвращены в федеральный бюджет, в деле отсутствуют доказательства наличия в бюджете субъекта Российской Федерации на момент рассмотрения спора субвенций, за счет которых возможно возмещение расходов общества "Строен-ЛТД", понесенных в 2008 году.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2012 по делу N А76-22072/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.И.МЫНДРЯ

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Е.А.ПЛАТОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)