Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.07.2011 ПО ДЕЛУ N А33-10315/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2011 г. N А33-10315/2010


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" - Пугачева Максима Михайловича (доверенность от 10.09.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2010 года по делу N А33-10315/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лапина М.В.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилищник" (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю (налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 27.05.2010 N 52 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в размере 1 128 634 рублей, за 2008 год в сумме 170 748 рублей, пеней в сумме 84 393 рубля 28 копеек, привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 19 958 рублей 81 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2010 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 года решение от 30 декабря 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых по делу судебных актов по мотивам неправильного применения судами статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выполняет действия по обеспечению граждан коммунальными услугами и не имеет доходы с данного вида деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель подтвердил общества позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговый орган провел выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 04.05.2010 N 66.
В ходе проверки налоговый орган установил, что налогоплательщик, являющийся в проверяемом периоде управляющей компанией и применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы", при исчислении налога за 2007 и 2008 год в налоговую базу не включал выручку, полученную от жильцов многоквартирных домов за оказанные коммунальные услуги, обществом в налоговую базу включалась только та часть выручки, которая соответствует разнице между полученной от населения платой за коммунальные услуги и суммами, уплаченными ресурсоснабжающим организациям за поставленные энергоресурсы и подрядным организациям за работы по надлежащему содержанию жилого фонда.
Решением инспекции от 27.05.2010 N 52 обществу доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 271 375 рублей, пени в сумме 127 495 рублей 41 копейка, общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 28 049 рублей 14 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю вышестоящего налогового органа от 29.06.2010 N 12-0667 решение инспекции от 27.04.2010 N 52 оставлено без изменения.
Общество оспорило решение налогового органа от 27.05.2010 N 52 в судебном порядке, считая необоснованным вывод налогового органа о том, что заявитель является исполнителем коммунальных услуг и получает доход от их реализации, подлежащий налогообложению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правильно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 346.14 Кодекса объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
В силу статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Статьей 249 Кодекса предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Как видно из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, что общество применяет упрощенную систему налогообложения.
В силу статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 108 Кодекса обязанность доказывания обоснованности принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности возложена на налоговые органы.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, среди которых назван - управление управляющей организацией.
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что в целях управления многоквартирным домом заключается договор в письменной форме.
В силу пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за жилое помещение и коммунальные услуги вносится плата на основании платежных документов.
В силу статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.2 Устава общество осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, его техническое обслуживание на основании заключенных договоров с владельцами жилых (нежилых) помещений и нанимателями (пользователями) жилых (нежилых) помещений, предоставление коммунальных и иных, связанных с ними услуг на основании заключенных договоров с энергоснабжающими предприятиями (тепло, холодное и горячее водоснабжение, стоки, электроэнергия и т.п.).
Из содержания представленных в материалы дела договоров на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, заключенных заявителем с собственниками жилых помещений следует, что предметом данных договоров является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечение предоставления коммунальных услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, теплоснабжения, вывоза мусора путем заключения договоров с ресурсоснабжающими предприятиями.
Согласно условиям договоров на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг в жилых помещениях (раздел 2) исполнитель (общество с ограниченной ответственностью "Жилищник") обязуется обеспечить предоставление коммунальных и иных услуг в соответствии с правилами, установленными нормативными актами Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления города Ачинска, ремонт мест общего пользования и конструктивных элементов жилого дома в пределах отчисляемых на эти цели сумм, уборку мест общего пользования, придомовой территории, вывоз бытовых отходов, проведение дезинсекции, дератизации, освещение придомовой территории, площадок лестничных маршей, ремонт разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, площадок, ограждений, осветительных приборов, озеленение придомовых территорий.
В силу положений договоров на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг потребитель (собственник жилого помещения) обязан ежемесячно вносить плату за предоставленные технические и коммунальные услуги, состав которой определяется в соответствии с действующими постановления главы города Ачинска.
Коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель - лицо, предоставляющее коммунальные услуги, в целях предоставления потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества обязан заключать с энергоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы.
Обществом от своего имени заключены договоры от 01.06.2006 N 162/06 на отпуск (получение) питьевой в оды и прием (сброс) сточных вод, от 07.11.2007 N 6-ТЭ на теплоснабжение, от 24.08.2006 N 3903 на электроснабжение, от 15.05.2006 N 65 об оказании услуг по сбору, вывозу, размещению и захоронению твердых бытовых отходов, от 01.01.2006 N 35-Т на техническое обслуживание и ремонт лифтов общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
С учетом исследованных положений представленных договоров управления многоквартирными домами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что названные договоры не обладали признаками агентирования (в виде поручения). Довод заявителя кассационной жалобы в данной части направлен на переоценку представленных в материалы дела доказательств.
При таких обстоятельствах, судами правомерно установлено, что управляющая организация не занимается посреднической деятельностью, ее правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьей 346.15 и статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суды, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствуют Кодексу и не нарушают законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2010 года по делу N А33-10315/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)