Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2012 ПО ДЕЛУ N А55-29893/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2012 г. по делу N А55-29893/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Махмутовой Г.Н.,
судей Филимонова С.А., Салиховой З.И.,
при участии представителя (до перерыва):
истца - Шалуха В.В. (доверенность от 30.12.2011 N 9),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
при участии представителя (после перерыва):
истца - Мешкановой Е.А. (доверенность от 30.12.2011 N 5),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭС", г. Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2012 (судья Богданова Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-29893/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара (ИНН 6315222985, ОГРН 1026300956131) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭС", г. Сызрань (ИНН 6325044643, ОГРН 1076325002214) о взыскании 8 970 852 руб. 36 коп., с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Сызранская городская электросеть", г. Сызрань (ИНН 6325002097, ОГРН 1026303063830),

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭС" (далее - ООО "УК "ЖЭС", ответчик) о взыскании 186 467 руб. 40 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию в сентябре 2011 года, 156 930 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания задолженности в размере 57 340 руб. 50 коп., ООО "УК "ЖЭС" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что тариф, дифференцированный по зонам суток, может быть применен в расчетах между истцом и ответчиком в зависимости от наличия у всех владельцев помещений соответствующих индивидуальных приборов учета, является неправомерным.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 29.11.2012 был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 05.12.2012.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца в судебном заседании, судебная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ОАО "Самараэнерго" (гарантирующий поставщик) и ООО "УК "ЖЭС" (потребитель) был заключен договор энергоснабжения от 01.03.2008 N 1333э (далее - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии, а потребитель оплачивает поставленную электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 4.2 договора окончательный расчет за фактически потребленный объем электрической энергии производится на основании показаний расчетных приборов учета и расчетов, произведенных в соответствии с приложением N 4 к договору, за вычетом сумм поступившей оплаты не позднее 5 дней от даты поступления в банк потребителя платежного требования с акцептом, выставленного гарантирующим поставщиком до 12-го числа месяца, следующего за расчетным, с приложением счета и счета-фактуры с указанием суммы налога на добавленную стоимость. Срок для акцепта платежного требования - 5 дней с момента поступления в банк потребителя.
Во исполнение условий договора истец в сентябре 2011 года поставил ответчику электроэнергию и предъявил к оплате счет-фактуру и платежное требование.
С учетом частичной оплаты задолженность ответчика по оплате поставленной электрической энергии, по мнению истца, составила 186 467 руб. 40 коп.
Неоплата ответчиком указанной задолженности послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт поставки электрической энергии, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности ответчиком не представлены.
При этом суды отклонили доводы ответчика о неверном применении истцом при расчетах за потребленную электроэнергию одноставочного тарифа.
Согласно материалам дела в муниципальных жилых домах в сентябре 2011 были вновь установлены общедомовые приборы учета, дифференцируемые по зонам суток.
Согласно пункту 89 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с данным Постановлением приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в редакции, действовавшей в спорном периоде, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу положений пункта 18 Правил N 307 при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
Пунктом 7 приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" определено, что потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа, уведомив об этом гарантирующего поставщика, поставляющего ему электрическую энергию, не менее чем за один месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор энергоснабжения).
На основании приведенных нормативных положений судами сделан вывод о том, что если у всех жильцов квартирные счетчики однотарифные, то и расчет управляющей компании с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) должен производиться по одноставочному тарифу. Если у всех жильцов установлены двухтарифные квартирные счетчики, то расчет должен производиться по дифференцированным тарифам в полном объеме.
Если двухтарифные счетчики установлены у части жильцов, то управляющая компания оплачивает гарантирующему поставщику по дифференцированным тарифам объем электроэнергии, поставленный указанным жильцам. Оставшийся объем электроэнергии оплачивается управляющей компанией по одноставочному тарифу.
В случае оборудования многоквартирного дома многотарифными приборами учета расчет размера платы за электроэнергию определяется в соответствии с показаниями указанных приборов учета, а разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний многотарифных приборов учета определяется по одноставочному тарифу.
Принимая во внимание, что в жилых домах, находящихся в обслуживании у истца, не все жилые помещения оборудованы двухтарифными приборами учета, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, основания для применения в расчетах истца с ответчиком тарифа, дифференцированного по зонам суток, в спорном периоде отсутствовали.
Однако судами не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в том числе внесены изменения в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу 08.06.2011.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 307 (с учетом изменений) при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
В силу пункта 22 Правил N 307 (с учетом изменений) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с новой редакцией пункта 23 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
Из приведенных правовых норм, в том числе подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307, не следует, что применение исполнителем коммунальных услуг в расчетах за потребленную электрическую энергию тарифа, дифференцированного по зонам суток, поставлено в зависимость от наличия у граждан соответствующих индивидуальных приборов учета.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенным в письме от 17.02.2012 N 3224-НП/14, если общедомовой прибор учета электрической энергии запрограммирован на дифференцированный по времени суток учет электрической энергии, исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией за потребленную электрическую энергию по такому общедомовому прибору учета электрической энергии, вне зависимости от типа и наличия в помещениях такого дома индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (утратившим силу с 01.09.2012), пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов о том, что расчет за поставленную в адрес ответчика электроэнергию с применением дифференцированных тарифов может применяться лишь в отношении объема электроэнергии, потребленного гражданами, имеющими в качестве расчетных индивидуальные двухтарифные приборы учета, а расчет всего оставшегося объема электроэнергии должен производиться с применением одноставочного тарифа не основан на нормах права.
В соответствии с пунктом 57 (2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.
Таким образом, для применения ответчиком варианта тарифа, дифференцированного по зонам суток, ответчик после установления соответствующие приборов учета обязан был направить истцу письменное уведомление о выборе варианта тарифа.
Судами не исследовался вопрос о том, направлялось ли ответчиком истцу письменное уведомление о выборе варианта тарифа.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение для проверки правильности расчетов сторон в соответствии с приведенными выше нормами права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу N А55-29893/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.Н.МАХМУТОВА

Судьи
С.А.ФИЛИМОНОВ
З.И.САЛИХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)