Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Астахова О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Киреевой И.А., Переверзиной Е.Б.
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Н. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к ОАО <...> об обязании применять в расчетах за тепловую энергию индивидуальный расчетный норматив, произвести перерасчет предыдущих платежей, зачесть излишне выплаченные суммы в счет исполнения условий договора в дальнейшем, и внести в договор индивидуальный расчетный норматив.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя истца Д., представителя ответчика М.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.Н. обратился в суд с иском к ОАО <...> об обязании ответчика применять в расчетах за тепловую энергию (отопление) индивидуальный расчетный норматив - 0,0116 Гкал/кв. м в месяц; произвести перерасчет предыдущих платежей, поступивших в 2011 году за тепловую энергию из данного расчетного норматива и зачесть излишне уплаченные суммы в счет исполнения условий Договора в дальнейшем; внести в действующий договор N от <...> индивидуальный расчетный норматив 0,0116 Гкал/кв. м в месяц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры <адрес>. Квартира является блоком в жилом, отдельно стоящем доме, с подвалом и мансардой. Фактически квартира занимает 4 этажа в одной из частей дома.
<...> ответчик предложил заключить договор N о приобретении тепловой энергии, в приложении N к данному договору указаны договорные величины теплопотребления. Через незначительное время, <...> ответчик предложил подписать измененное приложение к договору N, где расчеты за потребленную тепловую энергию произведены по нормативам потребления коммунальных услуг в связи с принятием Правительством Ленинградской области постановления N 313 от 24 ноября 2010 года. Данное приложение N 2 существенно увеличило оплату за теплоэнергию, фактически изменяя основные условия договора.
Истец полагает, что при оплате за горячее водоснабжение должны применяться установленные тарифы, а размер оплаты за отопление, как за предоставленную коммунальную услугу должен исчисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с формулой расчета, определенной Приложением к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода, и на основании теплоэнергетического паспорта дома N, норматив по отоплению составляет 0,0116 Гкал/кв. м в месяц. Он обращался к ответчику с просьбой внести в договор указанный норматив, но получил отказ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО <...> исковые требования не признала, указала, что у истца отсутствует прибор учета, в связи с чем, объем поставляемой теплоэнергии определяется исходя из норматива, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 от 24 ноября 2010 года.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований К.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе истец ссылается на неправильное установление судом обстоятельств по делу, а также указано, что суд не дал оценки, представленным по делу доказательствам, неправильно применил нормы материального права.
По существу, доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению доводов истца, изложенных в исковом заявлении и к опровержению возражений ответчика по заявленным требованиям.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частями 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в пункте 1 которых определено понятие норматива потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, для определения размера платы применению подлежит лишь норматив, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Положения абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Данная норма носит отсылочный характер.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам"), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 19 указанных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов гражданского дела, истец является собственником жилого помещения - жилого дома общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем <...> на его имя выдано свидетельство о государственной регистрации права N.
<...> он заключил с ответчиком договор N о приобретении тепловой энергии, по условиям которого ответчик принял на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение надлежащего качества в необходимых объемах, а К.Н. обязался оплачивать принятую энергию по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Приложением N к указанному договору являлись расчетные тепловые нагрузки, в соответствии с которыми истец должен был за год оплатить за отопление <...> коп. В связи с принятием Правительством Ленинградской области постановления N от <...> истцу было предложено подписать новое приложение к договору N, в котором определены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению граждан. В соответствии с данным расчетом, размер за отопление за год составляет <...>.
Договор о приобретении тепловой энергии, и приложение к договору подписаны сторонами, с момента заключения договора и подписания приложения к нему истец оплачивает за потребленное тепло в полном объеме.
Судом установлено, что у истца прибора учета полученной тепловой энергии не имеется. В связи с чем, объем поставляемой ему тепловой энергии следует определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Ленинградской области 24 ноября 2010 года за N 313 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению граждан, проживающих в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета. Данным постановлением с учетом того, что дом, где проживает истец, построен в 1994 году, установлен норматив потребления тепловой энергии - 0,0166 Гкал/кв. м в месяц.
Представленным приложением N к договору N о приобретении тепловой энергии, подтверждается, что именно указанный норматив и применяется ответчиком для определения ежемесячного размера платежа за тепловую энергию. Оснований для применения какого-либо иного норматива, в том числе, предложенного истцом, как правильно указал суд, не имеется, так как норматив в 0,0166 Гкал/кв. м в месяц установленным уполномоченным органом в пределах его полномочий.
Доводы истца о том, что установленный Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 норматив не соответствует методике, установленной Постановлением Правительства РФ N 306, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку Постановление Правительства Ленинградской области по настоящее время является действующим.
Ссылки истца на то обстоятельство, что Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в своем письме не возражал, в виде исключения, против внесения индивидуального расчетного норматива в заключенный с ним договор, правового значения для дела не имеют.
Учитывая, что в процессе рассмотрения дела судом не установлено в действиях ответчика нарушений действующего законодательства, он обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, соответствующих фактическим обстоятельствам по делу и требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366, 370, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.03.2012 N 33А-978/12
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2012 г. N 33а-978/12
Судья Астахова О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Киреевой И.А., Переверзиной Е.Б.
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К.Н. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года, которым отказано в удовлетворении его исковых требований к ОАО <...> об обязании применять в расчетах за тепловую энергию индивидуальный расчетный норматив, произвести перерасчет предыдущих платежей, зачесть излишне выплаченные суммы в счет исполнения условий договора в дальнейшем, и внести в договор индивидуальный расчетный норматив.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя истца Д., представителя ответчика М.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.Н. обратился в суд с иском к ОАО <...> об обязании ответчика применять в расчетах за тепловую энергию (отопление) индивидуальный расчетный норматив - 0,0116 Гкал/кв. м в месяц; произвести перерасчет предыдущих платежей, поступивших в 2011 году за тепловую энергию из данного расчетного норматива и зачесть излишне уплаченные суммы в счет исполнения условий Договора в дальнейшем; внести в действующий договор N от <...> индивидуальный расчетный норматив 0,0116 Гкал/кв. м в месяц.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры <адрес>. Квартира является блоком в жилом, отдельно стоящем доме, с подвалом и мансардой. Фактически квартира занимает 4 этажа в одной из частей дома.
<...> ответчик предложил заключить договор N о приобретении тепловой энергии, в приложении N к данному договору указаны договорные величины теплопотребления. Через незначительное время, <...> ответчик предложил подписать измененное приложение к договору N, где расчеты за потребленную тепловую энергию произведены по нормативам потребления коммунальных услуг в связи с принятием Правительством Ленинградской области постановления N 313 от 24 ноября 2010 года. Данное приложение N 2 существенно увеличило оплату за теплоэнергию, фактически изменяя основные условия договора.
Истец полагает, что при оплате за горячее водоснабжение должны применяться установленные тарифы, а размер оплаты за отопление, как за предоставленную коммунальную услугу должен исчисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с формулой расчета, определенной Приложением к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода, и на основании теплоэнергетического паспорта дома N, норматив по отоплению составляет 0,0116 Гкал/кв. м в месяц. Он обращался к ответчику с просьбой внести в договор указанный норматив, но получил отказ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО <...> исковые требования не признала, указала, что у истца отсутствует прибор учета, в связи с чем, объем поставляемой теплоэнергии определяется исходя из норматива, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 от 24 ноября 2010 года.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований К.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе истец ссылается на неправильное установление судом обстоятельств по делу, а также указано, что суд не дал оценки, представленным по делу доказательствам, неправильно применил нормы материального права.
По существу, доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению доводов истца, изложенных в исковом заявлении и к опровержению возражений ответчика по заявленным требованиям.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частями 1 и 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в пункте 1 которых определено понятие норматива потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, для определения размера платы применению подлежит лишь норматив, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Положения абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Данная норма носит отсылочный характер.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам"), при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п. 19 указанных Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; в) для газоснабжения - в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов гражданского дела, истец является собственником жилого помещения - жилого дома общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем <...> на его имя выдано свидетельство о государственной регистрации права N.
<...> он заключил с ответчиком договор N о приобретении тепловой энергии, по условиям которого ответчик принял на себя обязательство подавать через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение надлежащего качества в необходимых объемах, а К.Н. обязался оплачивать принятую энергию по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Приложением N к указанному договору являлись расчетные тепловые нагрузки, в соответствии с которыми истец должен был за год оплатить за отопление <...> коп. В связи с принятием Правительством Ленинградской области постановления N от <...> истцу было предложено подписать новое приложение к договору N, в котором определены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению граждан. В соответствии с данным расчетом, размер за отопление за год составляет <...>.
Договор о приобретении тепловой энергии, и приложение к договору подписаны сторонами, с момента заключения договора и подписания приложения к нему истец оплачивает за потребленное тепло в полном объеме.
Судом установлено, что у истца прибора учета полученной тепловой энергии не имеется. В связи с чем, объем поставляемой ему тепловой энергии следует определять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Ленинградской области 24 ноября 2010 года за N 313 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению граждан, проживающих в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета. Данным постановлением с учетом того, что дом, где проживает истец, построен в 1994 году, установлен норматив потребления тепловой энергии - 0,0166 Гкал/кв. м в месяц.
Представленным приложением N к договору N о приобретении тепловой энергии, подтверждается, что именно указанный норматив и применяется ответчиком для определения ежемесячного размера платежа за тепловую энергию. Оснований для применения какого-либо иного норматива, в том числе, предложенного истцом, как правильно указал суд, не имеется, так как норматив в 0,0166 Гкал/кв. м в месяц установленным уполномоченным органом в пределах его полномочий.
Доводы истца о том, что установленный Постановлением Правительства Ленинградской области N 313 норматив не соответствует методике, установленной Постановлением Правительства РФ N 306, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку Постановление Правительства Ленинградской области по настоящее время является действующим.
Ссылки истца на то обстоятельство, что Комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в своем письме не возражал, в виде исключения, против внесения индивидуального расчетного норматива в заключенный с ним договор, правового значения для дела не имеют.
Учитывая, что в процессе рассмотрения дела судом не установлено в действиях ответчика нарушений действующего законодательства, он обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда, соответствующих фактическим обстоятельствам по делу и требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366, 370, 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)