Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2012 N 17АП-11758/2012-АК ПО ДЕЛУ N А71-6821/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. N 17АП-11758/2012-АК

Дело N А71-6821/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930): не явились,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045): не явились,
от третьего лица - муниципального автономного учреждения "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска": не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2012 года
по делу N А71-6821/2012,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
третьи лица: муниципальное автономное учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска"
о признании недействительным предписания,

установил:

открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике) от 22.03.2012 N 209.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" указывает на то, что законодательство не содержит прямого запрета на заключение ресурсоснабжающей организацией договоров снабжения электроэнергией непосредственно с потребителями, договорные отношения по снабжению электрической энергией возникли между заявителем и жителями многоквартирного дома возникли до введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). По мнению ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", действующее законодательство не содержит запрета на осуществление начисления за электрическую электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, ресурсоснабжающей организацией. Заявитель также указывает на допущенные Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике нарушения, а именно: вынесение предписания не руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Роспотребнадзора, а начальником отдела защиты прав потребителей, указание в предписании адреса места жительства должностного лица, не соответствующего адресу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и фактическому адресу самого должностного лица, в предписание неверно указано наименование должности лица, которому адресовано предписание, в предписании отсутствуют порядок и срок его обжалования, ответственность за неисполнение предписания установлена иной нормой КоАП РФ, чем указано в предписании.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что в силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям не допускается; нарушений порядка выдачи предписания не допущено.
Муниципальное автономное учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой Трофимовой З.П., проживающей по адресу: <...>, Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике на основании распоряжения от 06.03.2012 N 287 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в нарушение п. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, осуществляет начисление платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования; в нарушение п. 4, 7, 23 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю не на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения, начисление за электроэнергию и электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, производится без заключения договора о приобретении электрической энергии, в документах об отпуске электроэнергии в отчетных периодах 2011 года нет информации, на основании каких нормативных правовых актов произведен расчет, без специальных познаний об условиях расчета потребитель не имеет возможности своевременно получить необходимую и достоверную информацию об условиях и порядке оплаты за услуги "электроснабжение", "электроснабжение МОП". По итогам проверки составлен акт от 22.03.2012 N 252.
По итогам проверки Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" выдано предписание 22.03.2012 N 209 о прекращении в срок до 23.04.2012 нарушений требований законодательства, приведении начислений за электроэнергию в местах общего пользования в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 307, а именно: не предъявлять жителям по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 14, плату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Согласно подп. 7 п. 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 18.11.2011 N 1372н (далее - Административный регламент) должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, обладающими полномочиями исполнять государственную функцию по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей являются начальники и их заместители, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
В силу п. 23 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе следующую административную процедуру - принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (п. 68 Административного регламента).
Таким образом, оспариваемое предписание от 22.03.2012 N 209 вынесено уполномоченным органом - Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике и подписано уполномоченным должностным лицом - начальником отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Рачкевич Л.В.
В пункте 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" п. 49 Правил N 307 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть непосредственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе, и услуги электроснабжения, собственникам помещений многоквартирных домов не предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 14, осуществляет МАУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска".
При таких обстоятельствах действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по начислению платы за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования" непосредственно собственникам квартир, не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, в связи с чем требование, изложенное в предписании о прекращении нарушения законодательства и приведении начислений за электроэнергию в местах общего пользования в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 307, а именно: не предъявлять жителям по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 14, плату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, соответствует закону, не нарушает права ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и подлежит исполнению.
Ошибочное указание в оспариваемом предписании в качестве основания для его вынесения акта плановой выездной проверки от 22.03.2012 N 252, адреса места жительства должностного лица, не соответствующего адресу ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и фактическому адресу самого должностного лица, неверное наименование должности лица, которому адресовано предписание, не свидетельствуют о незаконности предписания. Указанное предписание получено ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", какой-либо неопределенности, неясности предписание не содержит.
Отсутствие указания на порядок и срок обжалования предписания не является основанием для признания его недействительным, поскольку не повлекло для ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" невозможность обжалования предписания от 22.03.2012 N 209.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Излишне уплаченная ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2012 года по делу N А71-6821/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 26.09.2012 N 16207 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА

Судьи
С.П.ОСИПОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)