Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2010 ПО ДЕЛУ N А75-5620/2010

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. по делу N А75-5620/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9809/2010) муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2010 по делу N А75-5620/2010 (судья Шабанова Г.А.),
по заявлению муниципального предприятия "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск
к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании незаконными акта проверки от 12.04.2010 N 19 и предписания от 14.04.2010 N 13
- представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;

- установил:

муниципальное предприятие "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее по тексту - МП "ГЭС", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с требованием к Государственной жилищной инспекции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - ГЖИ ХМАО-Югры, Жилищная инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными акта проверки от 12.04.2010 N 19 и предписания от 14.04.2010 N 13.
До принятия судом решения по делу Предприятие уточнило заявленные требования (т. 1, л.д. 88 - 89) и просило признать недействительным предписания ГЖИ ХМАО-Югры от 14.04.2010 N 13. Судом первой инстанции приняты уточненные требования.
Решением от 01.10.2010 по делу N А75-5620/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд возвратил МП "ГЭС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 01.06.2010 N 776.
МП "ГЭС", не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании жалобы председателя товарищества собственников жилья "Подгорное" (далее по тексту - ТСЖ "Подгорное") по незаконному применению тарифа для обогрева и подготовки горячей воды с помощью электроотопительных установок без понижающего коэффициента, направленной из Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Жилищной инспекцией по распоряжению от 16.03.2010 N 29 проведена внеплановая документарная проверка МП "ГЭС", по результатам которой составлен акт от 12.04.2010 N 19 (т. 1, л.д. 12).
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по ул. Ленина д. 6 "А" оборудован индивидуальными приборами учета электрической энергии, учитывающими объем потребляемой энергии непосредственно в квартирах, и коллективным прибором учета, учитывающим электроотопительными установками.
Дом введен в эксплуатацию 30.11.1999 (Акт приемки законченного строительством объекта, Справка о законченном строительством объекте МП "ГЭС" от 07.07.1999 N 635) при наличии положительного заключения МП "ГЭС" о соответствии объекта выданным техническим условиям, строительным нормам и правилам.
Из числа собственников квартир создано ТСЖ "Подгорное".
Между собственниками квартир и МП "ГЭС" заключены договоры "На оплату электроэнергии", на основании которых потребители оплачивают электроэнергии, потребление которой отражается на индивидуальном приборе учета по тарифу, остановленному Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов по графе 2.1.2 "Население, проживающее в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками": в 2009 - 105 коп. /за кВт.ч, в 2010 - 1,17 руб. /кВт.ч (с НДС).
Между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418, в соответствии с условиями которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП "ГЭС" применен тариф: в 2009 году - 151 коп. / кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб. /кВт.ч.
Таким образом, энергия, используемая для обогрева и отопления, предъявляется Предприятием ТСЖ по тарифам, установленным для категории "прочие потребители".
В последующем, данный тариф применялся и к жильцам при расчете платы за отопление и подогрев воды.
В соответствии с Примечанием к Приложению к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2008 N 350 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа" исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в объемах фактического потребления граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, должны оплачивать электроэнергию по тарифу для населения по пункту 1.2 приложения, то есть по графе "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и или) электроотопительными установками" (т. 1, л.д. 61 - 62).
В соответствии с разъяснениями Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, с июля 2009 года счета на электроэнергию энергосбытовыми организациями в местах общего пользования граждан следует исчислять с применением понижающего коэффициента 0,7, т.е. по группе "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами (т. 1, л.д. 38 - 39).
В связи с тем, что Жилищной инспекцией в ходе проверки было установлено неправильное начисление МП "ГЭС" платы за электроснабжение, 14.04.2010 Жилищной инспекцией вынесено предписание N 13, которым Предприятию в срок до 01.06.2010 предписано произвести перерасчет платы за электроснабжение ТСЖ "Подгорное" с применением тарифа: с 01.07.2009 по 31.12.2009 - 105 коп. /кВт.ч, в 2010-1,17 руб. / кВт.ч, на основании пункта 2.1.2 Приложения к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2008 N 370, пункта 1.2. Приложения к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2009 N 350 и разъяснений РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО (т. 1, л.д. 10 - 11).
МП "ГЭС", полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
МП "ГЭС" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Предприятие ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств дела, а именно - дом ТСЖ "Подгорное" не имеет крышных котельных, электрические котлы находятся в подвале дома, а поскольку подвал дома принадлежит фонду Жилище, то электроэнергию, которую потребляют электрокотлы для производства тепловой энергии используется не только для нужд ТСЖ "Подгорное", но и для нужд юридического лица.
В связи с указанным, Предприятие считает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, что выразилось в применении судом положений пункта 15 Правил, в котором речь идет о коммунальных услугах предоставляемых гражданам в случае покупки коммунального соответствующего ресурса у энергоснабжающего предприятия. В данном же случае, поскольку, по мнению Предприятия, коммунальная услуга для ТСЖ "Подгорное" производилась за счет электрокотлов, находящихся в собственности Фонда жилище, применению подлежал пункт 18 Правил.
Податель апелляционной жалобы полагает, что из текста решения непонятно в чем суд отказал Предприятию.
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, при этом порядок расчетов - определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту - Правила), которыми предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Как указано выше, из материалов дела следует, что между ТСЖ "Подгорное" и МП "ГЭС" заключен договор на снабжение электрической энергией от 21.07.1999 N 418 (т. 1, л.д. 48 - 57), по условиям которого производится отпуск и оплата электроэнергии, используемой на отопление и горячее водоснабжение дома. Объем потребленной электроэнергии зафиксирован коллективными приборами учета. В расчетах (счета-фактуры за период с 01.01.2009 по 01.02.2010) МП "ГЭС" применен тариф: в 2009 году - 151 коп. / кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб. /кВт.ч, установленные для "потребителей, приравненные к населению".
При этом, электрическая энергия, приобретаемая ТСЖ в соответствии с условиями указанного договора, используется ТСЖ в качестве топлива для крышной котельной, которая производит тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилого дома, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д. 6 "А".
Данные обстоятельства, с учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что ТСЖ "Подгорное" не имеет крышных котельных, электрические котлы находятся в подвале дома, а поскольку подвал дома принадлежит фонду Жилище, то электроэнергию, которую потребляют электрокотлы для производства тепловой энергии, используется не только для нужд ТСЖ "Подгорное", но и для нужд юридического лица, суд апелляционной инстанции не принимает, как не доказанный. Изложенные обстоятельства относительно нахождения электрических котлов в подвале дома материалами дела не подтверждены.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ТСЖ для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием электрокотлов, является электрическая энергия, а поставщик электрической энергии выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями электрической энергии в рассматриваемом случае выступают члены ТСЖ, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие электрическую энергию для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Доводы Предприятия о том, что данный пункт Правил в данном случае не подлежит применения, в силу того, что коммунальная услуга для ТСЖ "Подгорное" производилась за счет электрокотлов, находящихся в собственности Фонда жилище, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку факт нахождения электрокотлов в подвале здания и их принадлежность Фонду жилище, подателем жалобы не доказан.
Пунктом 18 Правил установлено, что при применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Тарифы на электрическую энергию утверждены Решениями РЭК Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов от 11.12.2008 N 370 и от 11.12.2009 N 350.
В соответствии с Примечанием к Приложению к Решению РЭК ТО, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2008 N 350 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории население, на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа" исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию для коммунально-бытового потребления граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, в объемах фактического потребления граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, должны оплачивать электроэнергию по тарифу для населения по пункту 1.2 приложения, го есть по графе "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и или) электроотопительными установками" (т. 1, л.д. 61 - 62).
Тот факт, что жилой дом по ул. Ленина, 6 "А" в г.Ханты-Мансийске оборудован в установленном порядке стационарными электроплитами подтверждается материалами дела, в том числе представленной ответчиком технической документацией.
В силу пункта 2 Постановления Правительства N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
То есть, определяя тариф на электроэнергию, надлежит производить разделение на объемы, потребленные в квартирах и общедомовые технические нужды.
Соответственно, оплата всего объема электрической энергии, потребляемой жильцами дома N 6 "А" в г.Ханты-Мансийске как на электропотребление внутри квартир, так и на общедомовые технические нужды должна производиться с применением понижающего коэффициента 0,7.
В такой ситуации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности предписания Жилищной инспекции, которым Предприятию предписано произвести перерасчет платы за электроснабжение с применением тарифа: в 2009 году - 151 коп. / кВт.ч., в 2010 - 1,67 руб. /кВт.ч.
Доводы апелляционной жалобы о том, что из текста решения непонятно в чем суд отказал предприятию, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в решении суда четко и однозначно указано, что, исходя из предмета заявленных Предприятием требований, суд отказал в удовлетворении требований Предприятия о признании незаконным предписания Жилищной инспекции от 14.04.2010 N 13.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на МП "ГЭС".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2010 по делу N А75-5620/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)