Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харитоновым А.С.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Щегров Алексей Викторович - директор
- Криштоп Юлия Артуровна, паспорт, доверенность от 27 декабря 2010 г.
от ответчика:
- глава Персиановского сельского поселения Карачанов Василий Иванович, паспорт
- Коротких Тамара Юрьевна, паспорт, доверенность от 12 апреля 2010 г.
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 47б лит. А апелляционную жалобу Администрации Персиановского сельского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2010 принятое судьей Корецким О.А. по делу N А53-9217/2010 о взыскании 1 496 405 руб. 70 коп.
по иску: ООО "Тепловые сети"
к ответчику: Администрации Персиановского сельского поселения
при участии третьих лиц:
- Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области,
-Министерства финансов администрации Ростовской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области задолженности за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения в размере 1 496 405 руб. 70 коп. (уточненное требование).
Определением арбитражного суда от 15.07.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области, Министерство финансов администрации Ростовской области.
Решением суда от 30 сентября 2010 года с Администрации Персиановского сельского поселения взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" задолженность в размере 1 496 405 руб. 70 коп.
Решение мотивировано тем, что Администрацией Персиановского сельского поселения не исполнены обязательства по оплате задолженности за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что у администрации отсутствует обязанность по оплате задолженности за коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются граждане - наниматели жилых помещений. В отношении граждан-задолжников, по искам Администрации за неоплату коммунальных услуг возбуждено исполнительное производство в службе судебных приставов Октябрьского (с) района Ростовской области на основании решений Мировых судей судебного участка N 3 Октябрьского (с) района Ростовской области о взыскании с граждан задолженности за коммунальные услуги в пользу ООО "Тепловые сети"
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика жалобу поддержали. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела договоров о передаче имущества на техническое содержание и обслуживание ООО "Содержание жилого фонда", протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан, свидетельств о государственной регистрации права и др. документов.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Доводы жалобы отклонили как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Третьи лица Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области и Министерство финансов администрации Ростовской области явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
В судебном заседании объявлен перерыв с 03.02.2010 г. до 04.02.2010 г. до 13 часов 45 минут. После перерыва 04.02.2010 г. в 13 часов 45 минут судебное заседание продолжено.
После перерыва представители истца и ответчика поддержали свои правовые позиции.
Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области является собственником жилых многоквартирных домов, расположенных в п. Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области на основании распоряжения Правительства от 15.12.2005 г. N 2133-р "О передаче в муниципальную собственность Октябрьского района объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства войсковой части 3660", распоряжения Главы октябрьского района N 129 от 26.04.2006 г. "Об утверждении перечня актов приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность Октябрьского района", а также жилых домов, расположенных на территории п. Персиановский Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Главы октябрьского (с) района Ростовской области N 376 от 20.10.2004 г. "О включении в реестр муниципального имущества объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения расположенных в пос. Персиановский".
Истец является коммерческой организацией, предоставляющей услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения. Однако, оплата за оказанные услуги производится ненадлежащим образом, в связи с чем, образовалась задолженность за предоставление услуг гражданам, проживающих в квартирах жилых многоквартирных домов муниципального фонда.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия (исх. N 187 от 11.03.2010 г.), на которую последний не отреагировал.
Полагая, что оказываемые услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения оказываемые гражданам, проживающим в квартирах жилых многоквартирных домов муниципального фонда должны быть оплачены администрацией Персиановского сельского поселения как собственником многоквартирных жилых домов, ООО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При оценке правомерности заявленных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению расходов ООО "Тепловые сети" отнесена на администрацию Персиановского сельского поселения, поскольку собственником жилых многоквартирных домов, расположенных в п. Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области является Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Правительства от 15.12.2005 г. N 2133-р "О передаче в муниципальную собственность Октябрьского района объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства войсковой части 3660", распоряжения Главы октябрьского района N 129 от 26.04.2006 г. "Об утверждении перечня актов приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность Октябрьского района", а также жилых домов, расположенных на территории п. Персиановский Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Главы октябрьского (с) района Ростовской области N 376 от 20.10.2004 г. "О включении в реестр муниципального имущества объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения расположенных в пос. Персиановский".
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом положений статей 210, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика, как собственника жилых многоквартирных помещений, обязательства по оплате предоставленной истцом в спорные дома услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению, в связи с чем признал возможным удовлетворить требования истца и взыскать с ответчика 1 496 405 руб. 70 коп.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что согласно представленным в материалы дела протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах большинством голосов выбрана форма управления многоквартирным домом - управляющая организация. В качестве управляющей организации избрано общество с ограниченной ответственностью "Содержание жилого фонда".
Между собственниками помещений жилых спорных домов и управляющей организацией заключены договоры управления спорными многоквартирными домами.
Таким образом, фактически администрацией переданы многоквартирные дома в управление управляющей организации.
При этом, жилые помещения переданы нанимателям-гражданам по договорам социального найма.
В статье 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 1 статьи 681 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Исходя из содержания названных норм, обязанность оплачивать текущий ремонт и коммунальные услуги возложена не на Администрацию, а на нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В иске к взысканию заявлена сумма, составляющая расходы управляющей компании за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению не оплаченная нанимателями жилых помещений, то есть разница между подлежащей уплате сумме и реально оплаченной.
Согласно пункту 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В пункте 3 названной статьи установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Однако, в пункте 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции исходит из того, что Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку собственники спорных многоквартирных домов выбрали управляющую организацию, что подтверждается протоколами общих собраний по спорным домам.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Доказательства того, что Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области в спорный период являлась управляющей организацией либо исполнителем коммунальных услуг, отсутствуют.
Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области является наймодателем спорных жилых помещений, поскольку жилые помещения переданы администрацией нанимателям-гражданам по договорам социального найма, на которых и отнесена ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате коммунальных услуг.
Исковые требования мотивированы тем, что Администрация, как наймодатель и собственник, обязано погасить возникшую у нанимателей жилых помещений задолженность по внесению платы за коммунальные услуги. Требования основаны на статьях 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем доводы истца подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм жилищного законодательства.
Наймодатель несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (пункты 2 и 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лежат на нанимателе по договору социального найма (часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у арендатора - с момента заключения соответствующего договора аренды; собственника - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Положения данной статьи не подлежат расширительному толкованию.
Статьей 90 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
На основании изложенного следует, что ни нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни иные правовые акты в сфере представления жилищно-коммунальных услуг не предусматривают императивных норм, предписывающих муниципальному фонду нести расходы по оплате за коммунальные услуги и жилое помещение, переданное арендаторам или нанимателям в случае, если наниматель в течение более шести месяцев не погашает имеющуюся у него задолженность.
Расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы задолженности за коммунальные услуги, в связи с чем решение суда следует отменить в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2010 года по делу N А53-9217/2010 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Тепловые сети" в доход федерального бюджета 27 964 руб. 05 коп. государственной пошлины по иску и 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
Ю.И.БАРАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2011 N 15АП-12768/2010 ПО ДЕЛУ N А53-9217/2010
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2011 г. N 15АП-12768/2010
Дело N А53-9217/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Барановой Ю.И., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харитоновым А.С.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: Щегров Алексей Викторович - директор
- Криштоп Юлия Артуровна, паспорт, доверенность от 27 декабря 2010 г.
от ответчика:
- глава Персиановского сельского поселения Карачанов Василий Иванович, паспорт
- Коротких Тамара Юрьевна, паспорт, доверенность от 12 апреля 2010 г.
от третьих лиц: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 47б лит. А апелляционную жалобу Администрации Персиановского сельского поселения на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.09.2010 принятое судьей Корецким О.А. по делу N А53-9217/2010 о взыскании 1 496 405 руб. 70 коп.
по иску: ООО "Тепловые сети"
к ответчику: Администрации Персиановского сельского поселения
при участии третьих лиц:
- Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области,
-Министерства финансов администрации Ростовской области
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области задолженности за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения в размере 1 496 405 руб. 70 коп. (уточненное требование).
Определением арбитражного суда от 15.07.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области, Министерство финансов администрации Ростовской области.
Решением суда от 30 сентября 2010 года с Администрации Персиановского сельского поселения взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети" задолженность в размере 1 496 405 руб. 70 коп.
Решение мотивировано тем, что Администрацией Персиановского сельского поселения не исполнены обязательства по оплате задолженности за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского района Ростовской области обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что у администрации отсутствует обязанность по оплате задолженности за коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются граждане - наниматели жилых помещений. В отношении граждан-задолжников, по искам Администрации за неоплату коммунальных услуг возбуждено исполнительное производство в службе судебных приставов Октябрьского (с) района Ростовской области на основании решений Мировых судей судебного участка N 3 Октябрьского (с) района Ростовской области о взыскании с граждан задолженности за коммунальные услуги в пользу ООО "Тепловые сети"
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика жалобу поддержали. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела договоров о передаче имущества на техническое содержание и обслуживание ООО "Содержание жилого фонда", протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан, свидетельств о государственной регистрации права и др. документов.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Доводы жалобы отклонили как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве. Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Третьи лица Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Ростовской области и Министерство финансов администрации Ростовской области явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещены.
В судебном заседании объявлен перерыв с 03.02.2010 г. до 04.02.2010 г. до 13 часов 45 минут. После перерыва 04.02.2010 г. в 13 часов 45 минут судебное заседание продолжено.
После перерыва представители истца и ответчика поддержали свои правовые позиции.
Дело рассматривается на основании ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области является собственником жилых многоквартирных домов, расположенных в п. Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области на основании распоряжения Правительства от 15.12.2005 г. N 2133-р "О передаче в муниципальную собственность Октябрьского района объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства войсковой части 3660", распоряжения Главы октябрьского района N 129 от 26.04.2006 г. "Об утверждении перечня актов приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность Октябрьского района", а также жилых домов, расположенных на территории п. Персиановский Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Главы октябрьского (с) района Ростовской области N 376 от 20.10.2004 г. "О включении в реестр муниципального имущества объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения расположенных в пос. Персиановский".
Истец является коммерческой организацией, предоставляющей услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения. Однако, оплата за оказанные услуги производится ненадлежащим образом, в связи с чем, образовалась задолженность за предоставление услуг гражданам, проживающих в квартирах жилых многоквартирных домов муниципального фонда.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия (исх. N 187 от 11.03.2010 г.), на которую последний не отреагировал.
Полагая, что оказываемые услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению на территории Персиановского сельского поселения оказываемые гражданам, проживающим в квартирах жилых многоквартирных домов муниципального фонда должны быть оплачены администрацией Персиановского сельского поселения как собственником многоквартирных жилых домов, ООО "Тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При оценке правомерности заявленных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению расходов ООО "Тепловые сети" отнесена на администрацию Персиановского сельского поселения, поскольку собственником жилых многоквартирных домов, расположенных в п. Казачьи Лагери Октябрьского района Ростовской области является Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Правительства от 15.12.2005 г. N 2133-р "О передаче в муниципальную собственность Октябрьского района объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства войсковой части 3660", распоряжения Главы октябрьского района N 129 от 26.04.2006 г. "Об утверждении перечня актов приема-передачи федерального имущества в муниципальную собственность Октябрьского района", а также жилых домов, расположенных на территории п. Персиановский Октябрьского (с) района Ростовской области на основании распоряжения Главы октябрьского (с) района Ростовской области N 376 от 20.10.2004 г. "О включении в реестр муниципального имущества объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения расположенных в пос. Персиановский".
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом положений статей 210, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика, как собственника жилых многоквартирных помещений, обязательства по оплате предоставленной истцом в спорные дома услуги по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению, в связи с чем признал возможным удовлетворить требования истца и взыскать с ответчика 1 496 405 руб. 70 коп.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что согласно представленным в материалы дела протоколам общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах большинством голосов выбрана форма управления многоквартирным домом - управляющая организация. В качестве управляющей организации избрано общество с ограниченной ответственностью "Содержание жилого фонда".
Между собственниками помещений жилых спорных домов и управляющей организацией заключены договоры управления спорными многоквартирными домами.
Таким образом, фактически администрацией переданы многоквартирные дома в управление управляющей организации.
При этом, жилые помещения переданы нанимателям-гражданам по договорам социального найма.
В статье 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно статье 678 Гражданского кодекса Российской Федерации наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 1 статьи 681 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; 2) обеспечивать сохранность жилого помещения; 3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; 4) проводить текущий ремонт жилого помещения; 5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; 6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Исходя из содержания названных норм, обязанность оплачивать текущий ремонт и коммунальные услуги возложена не на Администрацию, а на нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В иске к взысканию заявлена сумма, составляющая расходы управляющей компании за оказание услуг по подогреву воды, отоплению, горячему водоснабжению не оплаченная нанимателями жилых помещений, то есть разница между подлежащей уплате сумме и реально оплаченной.
Согласно пункту 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В пункте 3 названной статьи установлено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Однако, в пункте 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска суд апелляционной инстанции исходит из того, что Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку собственники спорных многоквартирных домов выбрали управляющую организацию, что подтверждается протоколами общих собраний по спорным домам.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 3 Правил N 307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Доказательства того, что Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области в спорный период являлась управляющей организацией либо исполнителем коммунальных услуг, отсутствуют.
Администрация Персиановского сельского поселения Октябрьского (с) района Ростовской области является наймодателем спорных жилых помещений, поскольку жилые помещения переданы администрацией нанимателям-гражданам по договорам социального найма, на которых и отнесена ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате коммунальных услуг.
Исковые требования мотивированы тем, что Администрация, как наймодатель и собственник, обязано погасить возникшую у нанимателей жилых помещений задолженность по внесению платы за коммунальные услуги. Требования основаны на статьях 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 153 - 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем доводы истца подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм жилищного законодательства.
Наймодатель несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (пункты 2 и 3 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги лежат на нанимателе по договору социального найма (часть 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у арендатора - с момента заключения соответствующего договора аренды; собственника - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Положения данной статьи не подлежат расширительному толкованию.
Статьей 90 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
На основании изложенного следует, что ни нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни иные правовые акты в сфере представления жилищно-коммунальных услуг не предусматривают императивных норм, предписывающих муниципальному фонду нести расходы по оплате за коммунальные услуги и жилое помещение, переданное арендаторам или нанимателям в случае, если наниматель в течение более шести месяцев не погашает имеющуюся у него задолженность.
Расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца суммы задолженности за коммунальные услуги, в связи с чем решение суда следует отменить в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2010 года по делу N А53-9217/2010 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с ООО "Тепловые сети" в доход федерального бюджета 27 964 руб. 05 коп. государственной пошлины по иску и 2 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
И.В.ПОНОМАРЕВА
Судьи
В.В.ВАНИН
Ю.И.БАРАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)